Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Криминология".

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по криминологии.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

В конце 60-х - начале 70-х гг. авторитет клинической криминологии был очень высок, на исследования клиницистов возлагались большие надежды

 

44. Криминологическая  теория стигмы

СТИГМЫ ТЕОРИЯ - концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Определение акта в качестве преступного зависит исключительно от реакции общества. Человек становится преступником первоначально потому. что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Государство, таким образом, навязывает лицу, совершившему общественно опасное деяние, статус преступника. Тому же, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно вдальнейшем избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Основоположник  теории - ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, его последователи американские криминологи Э. Лемерт и Г. Беккер указывали, что, если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении  они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека. По наблюдениям Пилиавина и Брайара, делинквент - это продукт социального решения и от того, как полиция проводит в жизнь это решение, зависит прекращение либо развитие делинквентной карьеры. Факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых. Э.Сатерленд пришел также к заключению, что 3/4 лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле этого слова, однако соответствующее криминальное клеймо, поставленное на них судебной системой, инициирует процесс их отчуждения от общества. Он предложил существенно расширить рамки применения штрафных санкций с тем, чтобы "снять клеймо преступления со значительной части судебных дел". Главный практический вывод В. Сатерленда заключается в необходимости ограничить применение карательных мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности:

а) нарушение  человеком правил поведения

б) реакция  окружающих людей в форме отрицательной  оценки

в) вторичное  правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к  окружению

г) осуждение, влекущее стигматизацию

д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.

Стигмы  теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность. Многие ее рекомендации реализованы на практике и дали положительные результаты. В большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде государств модифицировано таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование,развивают творческие способности, организуют выставки работ заключенных). Во многих странах возникли общественные объединения по связи с заключенными и оказанию им помощи после освобождения. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается: соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы

 

45. Психоаналитические  теории причин  преступности (концепция  З. Фрейда)

Особое  место среди разнообразных теорий и концепций отклоняющегося поведения  занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых  является З.Фрейд.

Фрейд предполагал, что любые поступки людей — это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт - возникает конфликт, выливающийся в преступление

Основным  у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба  между этими вытесненными и ищущими  выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая  важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З.Фрейда - найти  способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать  это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм

В работах  его последователей (ААдлер, Фромм, Хорни, Шутц) рассматриваются такие  формы отклоняющегося поведения, как  неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения, социальную девиацию, отличает чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы, прежде всего посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая якобы служит первопричиной насильственных действий. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные, врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений Фрейд рассматривал либидо, Адлер - стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими, Хорни - стремление к безопасности, гедонистические потребности комфорта, удовольствия.

Подавление  этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего  детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптированным формам поведения

 

46. Теория дифференциальной  ассоциации

Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные криминологи Клиффорд Шоу (1930), и Эдвин Сазерленд (1939). Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному  поведению учатся, а не наследуют.

2. Преступное  поведение усваивается в ходе  взаимодействия с другими людьми в процессе общения.

3. Важнейшая  часть обучения уголовному поведению  совершается в группах, связывающих  своих членов тесными личными  отношениями. Внеличностные средства  коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы,  газеты и журналы) играют в  процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль.

4. Овладение  криминальным поведением включает  в себя изучение способов совершения  преступлений, которые бывают и  сложными, и простыми, а также  специфических мотивов, влечений, оправданий и установок.

5. Рассматривая  закон в положительном и отрицательном  свете, преступники усваивают  особую направленность мотивов  и влечений. В одном обществе  индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся  к нормам закона как к неукоснительно  исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов.

6. Человек  становится преступником, когда  усваиваемые им определения, благоприятствующие  преступности, перевешивают в его  сознании образцы законопослушного поведения.

7. Усвоение  преступного поведения не ограничено  только процессом имитации, подражания.

8. Хотя  преступность - это выражение общих  потребностей и ценностей, объяснять  ее только этими потребностями  и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие выводы:

  1. " необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;
  2. " нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;

Опросы  ведущих криминологов показывают, что  теория Сазерленда имеет очень большое  влияние, хотя и вызывает споры.

 

47. Архитектурная криминология

Достаточно  интересным является новое архитектурное  направление в практике предупреждения преступлений. Еще в 1978 г. в Висбадене  состоялся первый международный  симпозиум по вопросам планирования городского строительства и связи  между архитектурой жилых районов и ростом преступности. В 80-х и 90-х гг. исследования в этом направлении продолжались.

Психологи установили, что высотные дома нередко  оказываются источниками депрессии  горожан. Городские жилища, в которых  концентрируется огромное количество людей, меняют стиль отношений между ними. Такой тип жилищ продуцирует эмоциональную разобщенность людей, способствует развитию безличных, холодных контактов между людьми. В этом мире, несмотря на многолюдность, человек начинает чувствовать себя одиноким и беззащитным. По данным виктимологических исследований, в различных странах мира в среднем 45% потерпевших становятся жертвами преступлений около дома, 37% — вдали от дома, но в закрытых, недоступных визуальному наблюдению окружающих местах.' Местная община — коллектив соседей, которые готовы оказывать поддержку друг другу, чьим мнением люди могли бы дорожить и взаимоотношения с которыми (одобрение-осуждение) могли бы оказаться эффективным механизмом социального контроля — практически нежизнеспособна в каменных джунглях. Исследования криминологов архитектурного направления установили, что нередко образование общины соседей зависит от того, огорожен ли жилой массив забором, имеется ли непроходной двор. В замкнутых жилых зонах люди привыкают друг к другу, и появление там чужака не проходит незамеченным. Преступники стараются избегать таких жилых комплексов.

Растущее  сосредоточение людских масс в промышленных центрах значительно снижало  эффективность деятельности полиции, возможности предупреждения преступлений и оперативного реагирования на них. Нередко проходят многие недели, прежде чем одинокие люди, умершие или убитые в своей квартире, будут обнаружены. В высотных жилых домах регистрируется в семь раз больше преступлений, чем в малоэтажных жилищах. Причем чем больше этажность дома, тем больше вероятность преступлений. Дома выше семи этажей в четыре раза чаще подвергаются разбойным нападениям и ограблениям, чем дома с шестью и менее этажами. 32% всех разбойных нападений в домах совершаются в лифтах. В этой связи в ряде стран лифты стали оснащать телекамерами, с помощью которых портье может видеть, что происходит в кабине.2 Оказалось, что архитектурный стиль больших городов нередко инициирует преступления и облегчает их совершение. Эти аспекты стали учитывать в практике градостроительства: при проектировании новых районов (приоритет стал отдаваться малоэтажным коттеджам) и реконструкции старых. Например, в одном из районов Лондона (Стоунбридже) особенности застройки весьма затрудняли действия полицейских по задержанию преступников: узкие улочки исключали использование автомобилей, наличие большого количества тупиков,закоулков, проходных дворов, подвалов и подземных проходов делали неуязвимыми преступников, и полицейские погони всегда оканчивались неудачно. Там открыто торговали наркотиками, кражи со взломом стали практически нормальным явлением, прохожий, случайно оказавшийся в этом районе, почти гарантированно подвергался нападению. В целях избавления английской столицы от этого рассадника преступности по ходатайству правоохранительных органов муниципалитет принял решение о сносе ряда домов и перепланировке Стоунбриджа.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"