Шпаргалка по «Криминологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»

Файлы: 1 файл

криминология ответы.docx

— 462.45 Кб (Скачать)

 

Принципы предупредительной деятельности. 
 
1.Принцип законности  
 
Никакая, даже самая высокая степень вероятности совершения преступления, не даёт нам основания для применения мер, носящих карательный, репрессивный характер.  
 
^ 2.Принцип конкретности. 
 
Принцип конкретности означает необходимость максимально приблизить к реальным ситуациям те или иные рекомендации и предписания предупредительного характера с учётом места, времени и обстоятельств для проведения мероприятий предупредительного характера. 
 
Следователи, дознаватели, судьи, прокуроры и так далее – закон предписывает им принимать меры для применения предупредительных мер. 
 
^ 3.Принцип реальности. 
 
Меры по предупреждению преступности должны быть сориентированы либо на реально существующие возможности, либо на те возможности, появление которых в обозримом будущем вполне реально. То есть не надо несбыточные ожидания закладывать, если нет ни материальной, ни технической базы и возможности для появления их в ближайшем будущем. 
 
^ 4.Принцип социально-экономической целесообразности. 
 
Принцип и социальной, и экономической целесообразности – и должны находиться в неразрывной связи. 
 
Все эти сухие законы – нормальные меры, колоссальный социальный эффект имел бы. Но бюджеты на всех уровнях в значительной степени завязаны на тех поступлениях, которые получают от реализации алкогольной продукции. Да и самогоноварение тогда просто начнёт процветать… 
 
Ускоренное старение, психическое заболевание, снижение производительности труда, ДТП, появление инвалидов, распад семей, воспитание последующее в неполной семье подростка… Это всё является пусть и косвенным, но последствием употребления алкоголя. 
 
Поэтому такой «пьяный бюджет» весьма невыгоден в конечном итоге. 
 
Любая мера должна оцениваться и с точки зрения социальных последствий, и с точки зрения экономических последствий. Баланс интересов – социальной и экономической целесообразности. 
 
^ 5.Принцип научной обоснованности предупредительной деятельности. 
 
Мероприятия по предупреждению преступности должны быть максимально сориентированные на современные достижения науки и техники, а также сориентированы на имеющийся (в том числе и зарубежный) опыт борьбы с преступностью. 
6.Социальная справедливость и гуманизм деятельности по предупреждению преступности проявляется в ее упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых незаконным путем; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования "не навреди". 
 
7.Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также возможного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности, сочетания воздействия на личность и среду, разработку типовых моделей предупредительной деятельности, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики. 
 
8.Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения. 
 
9.Своевременность и достаточность предупредительной деятельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, которые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.

 

 

34. Виды предупреждения преступности.

 

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или

общее) и специальное предупреждение преступности.

     В случае общего предупреждения  речь идет о том, что позитивное  развитие общества, совершенствование  его экономических, политических, социальных  и иных институтов, устранение  из жизни кризисных явлений  и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных  последствий и т. д.).

     В отличие от общих, специальные  предупредительные меры осуществляются  целенаправленно в интересах  предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных  факторов; оздоровления социальной  микросреды, коррекции поведения  лиц, чье поведение чревато угрозой  совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические  операции, проводимые органами внутренних  дел, или административный надзор  за определенными категориями  лиц, освобожденных из мест лишения  свободы, и т. д.

    В зависимости от масштаба  применения различают меры предупреждения: 1)

общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

     Выделяются  в предупреждении  преступности такие стадии (этапы), как профилактика, предотвращение, пресечение.

- профилактика – это меры по  выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы  действия), причин, условий, других детерминант  преступлений.

- Предотвращение- деятельность, направленная  на недопущение замышляемых или  подготавливаемых преступлений. Это  качественно иная ситуация в  генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления  возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не  работает, испытывает материальные  затруднения и в то же время  систематически пьянствует, а из-за  того, что оно уже выбрало объект  для совершения кражи, провело  на нем "разведку", начало изготавливать  соответствующие технические приспособления  и т. д.

- пресечение – это действия, обеспечивающие  прекращение уже начатых преступлений  на стадии покушения либо последующих  эпизодов при длящихся или  так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего  к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению  вреда или опасности будет  уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

      Цель во всех случаях одна  – не допустить совершения  преступления либо его повторения.

 

35.Характеристика  Федеральной программы борьбы  с преступностью в РФ.

 

Программа борьбы с преступностью - система мер борьбы с преступностью и ее видами посредством документального определения этапности решения конкретных задач, средств и способов их реализации, а также показателей ожидаемых результатов.

Иначе сказать, программа борьбы с преступностью — документ, который определяет систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, способов, средств, механизмов, этапов реализации соответствующих мер, а также показатели ожидаемых результатов.

“О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы”  (от 24 мая 1994г. № 1016), в соответствии с которой утверждена Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы.

Программа разработана во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 31 мая 1993г. № 401-рп и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)”. При составлении Программы использованы предложения граждан, их объединений, средств массовой информации, федеральных органов, органов субъектов федерации и местного самоуправления. В соответствии с направленностью этих предложений программа ориентирована на обеспечение эффективности противодействия преступности, решительное улучшение системы борьбы с ней, реальную защиту жизни, здоровья, имущества, неприкосновенности жилища, других прав и законных интересов граждан; надежную охрану общественного порядка и безопасности; защиту конституционного строя и проводимых в стране демократических реформ от преступных посягательств. Программа нацелена на создание радикального перелома в борьбе с преступностью, являющейся существенным фактором, дестабилизирующим общество.

Целью Программы является создание перелома в деятельности государственной системы борьбы с преступностью, обеспечивающей надежную защиту жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, общественных и государственных интересов от преступных посягательств в условиях социальной реформы.

С учетом неотложных задач, стоящих перед государством и обществом в социальной политике, выделены важнейшие направления – ключевые – для борьбы с преступностью. При этом данная Программа является федеральной и предполагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ.

Программа содержит мероприятия как общего характера (по правовому, ресурсному и т. д. обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающим меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные.

 

36. Правовые основы предупредительной  деятельности в РФ.

 

Правовую основу деятельности субъектов предупреждения преступлений составляет Конституция Российской Федерации, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие осуществляемую ими профилактическую деятельность.

В Федеральной программе Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы предусмотрена разработка целого комплекса законов и них нормативных актов, обеспечивающих сферу предупреждения преступлений.

В первую очередь - это новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительные кодексы Российской Федерации, Основы законодательства об административных правонарушениях. В числе других законов, имеющих целевую криминологическую направленность, следует выделить следующие:

“О профилактике правонарушений”;

“О борьбе с организованной преступностью”;

“О борьбе с коррупцией”;

“Об ответственности за легализацию преступных доходов”;

“О противодействии незаконному обороту наркотических средств и сильнодействующих веществ”.

 

 

37. Влияние неблагоприятных условий  формирования личности на становление  ее криминальной биографии.

 

"Личность  преступника как личность человека, который совершил преступление  вследствие присущих ему психологических  особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным  ценностям и выбора общественно  опасности пути для удовлетворения  своих потребностей или не  проявления необходимой активности  в предотвращении отрицательного  результата" (1)

Личность преступника, как и любого человека, представляет собой производное от воздействия на нее конкретных условий и обстоятельств, отражение сложной системы общественных отношений, в рамках которых она начинает жить, осуществлять свою жизнедеятельность. Следовательно, личность преступника - продукт среды, внешних условий существования.

Влияние среды на формирование личности преступника является главным, поскольку антиобщественные взгляды, стремления, ориентации, пути и методы удовлетворения потребностей это, несомненно, продукт усвоения аналогичных взглядов и ориентации социального окружения человека. Как известно, взрослый человек во многом так же, реагирует на возникающие конкретные ситуации, преодолевает возникающие жизненные трудности и решает жизненные проблемы, как это делали в первую очередь его родители. Это естественно, поскольку именно в раннем возрасте индивид наиболее восприимчив к внешним влияниям и, осваивая окружающий мир, активно впитывает их.

Социальная среда, которая складывается вокруг индивида с первых же дней его существования в виде различных формальных и неформальных малых групп, отдельных людей, составляет непосредственное социальное окружение данной личности, ее микросреду. Наряду с ней на него влияет и широкая социальная среда (макросреда), например через средства массовой информации или через ту же микросреду. Та часть макросреды, с которой взаимодействует личность, также входит в ее социальную среду. Следовательно, социальная среда личности состоит из микросреды и той части макросреды, с которой у личности имеются контакты.

Социальная среда личности вообще, как и социальная среда личности преступника, не имеет четких, раз и навсегда установленных границ. Интенсивность, объем и характер контактов личности с окружающим миром во многом зависят от социальной активности человека, широты непосредственных и опосредованных связей, уровня интеллекта, от интересов и потребностей, а также от социальной роли и социальной позиции лица. Немалое значение в формировании социальной среды личности имеет и социальное происхождение человека, его принадлежность к тому или иному классу, социальному слою или нации, а также то, является ли индивид жителем города или сельской местности, и т. д. Одним словом, социальная среда личности зависит от ее места в системе общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по «Криминологии»