Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»
Принципы предупредительной деятельности.
1.Принцип
законности
Никакая, даже самая высокая степень вероятности
совершения преступления, не даёт нам
основания для применения мер, носящих
карательный, репрессивный характер.
^ 2.Принцип конкретности.
Принцип конкретности означает необходимость
максимально приблизить к реальным ситуациям
те или иные рекомендации и предписания
предупредительного характера с учётом
места, времени и обстоятельств для проведения
мероприятий предупредительного характера.
Следователи, дознаватели, судьи, прокуроры
и так далее – закон предписывает им принимать
меры для применения предупредительных
мер.
^ 3.Принцип реальности.
Меры по предупреждению преступности
должны быть сориентированы либо на реально
существующие возможности, либо на те
возможности, появление которых в обозримом
будущем вполне реально. То есть не надо
несбыточные ожидания закладывать, если
нет ни материальной, ни технической базы
и возможности для появления их в ближайшем
будущем.
^ 4.Принцип социально-экономической целесообразности.
Принцип и социальной, и экономической
целесообразности – и должны находиться
в неразрывной связи.
Все эти сухие законы – нормальные меры,
колоссальный социальный эффект имел
бы. Но бюджеты на всех уровнях в значительной
степени завязаны на тех поступлениях,
которые получают от реализации алкогольной
продукции. Да и самогоноварение тогда
просто начнёт процветать…
Ускоренное старение, психическое заболевание,
снижение производительности труда, ДТП,
появление инвалидов, распад семей, воспитание
последующее в неполной семье подростка…
Это всё является пусть и косвенным, но
последствием употребления алкоголя.
Поэтому такой «пьяный бюджет» весьма
невыгоден в конечном итоге.
Любая мера должна оцениваться и с точки
зрения социальных последствий, и с точки
зрения экономических последствий. Баланс
интересов – социальной и экономической
целесообразности.
^ 5.Принцип научной обоснованности предупредительной
деятельности.
Мероприятия по предупреждению преступности
должны быть максимально сориентированные
на современные достижения науки и техники,
а также сориентированы на имеющийся (в
том числе и зарубежный) опыт борьбы с
преступностью.
6.Социальная справедливость и гуманизм
деятельности по предупреждению преступности
проявляется в ее упреждающей защите ценностей
общества, прав и законных интересов физических
лиц, которым может быть причинен вред
преступлениями; в устранении нарушений
закона в деятельности различных органов,
предприятий, учреждений, организаций
и отдельных лиц, которые (нарушения) являются
питательной средой для преступности;
в выявлении, устранении условий для легализации
и законном изъятии средств и иного имущества,
нажитых незаконным путем; в обеспечении
соответствия мер предупредительного
воздействия их конкретным задачам, не
допуская при этом физических страданий
и унижения человеческого достоинства
лиц, к которым они применяются, нарушения
других аспектов требования "не навреди".
7.Комплексность в деятельности по предупреждению
преступности проявляется в программно-целевом
подходе, всестороннем анализе и прогнозе
ситуации и использовании на этой основе
мер экономического, воспитательного,
управленческого, правового характера
для воздействия на всю совокупность причин
и условий преступности, ее отдельных
видов, а также возможного возникновения
криминальных ситуаций и перехода членов
общества на преступный путь. Комплексность
предполагает также координацию деятельности
субъектов предупреждения преступности,
сочетания воздействия на личность и среду,
разработку типовых моделей предупредительной
деятельности, для того чтобы обеспечить
взаимодействие усилий всех субъектов
профилактики.
8.Принцип дифференциации и индивидуализации
предупредительной деятельности означает
соотнесение характера и интенсивности
намечаемых мер с конкретными задачами
воздействия, с учетом статуса и особенностей
личностей, к которым применяются профилактические
меры, условий их жизнедеятельности и
динамики поведения.
9.Своевременность и достаточность предупредительной
деятельности означает ее ориентацию
на возможно более ранний этап возникновения
ситуаций, создающих угрозу совершения
преступлений. При этом предупредительные
меры должны применяться в объеме и с такой
степенью интенсивности, которые позволят
реализовать в каждом случае весь комплекс
предупредительных целей.
34.
Виды предупреждения
По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или
общее) и специальное предупреждение преступности.
В случае общего
В отличие от общих, специальные
предупредительные меры
В зависимости от масштаба
применения различают меры
общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.
Выделяются в предупреждении преступности такие стадии (этапы), как профилактика, предотвращение, пресечение.
- профилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.
-
Предотвращение- деятельность, направленная
на недопущение замышляемых
-
пресечение – это действия, обеспечивающие
прекращение уже начатых
Цель во всех случаях одна
– не допустить совершения
преступления либо его
35.Характеристика Федеральной программы борьбы с преступностью в РФ.
Программа борьбы с преступностью - система мер борьбы с преступностью и ее видами посредством документального определения этапности решения конкретных задач, средств и способов их реализации, а также показателей ожидаемых результатов.
Иначе сказать, программа борьбы с преступностью — документ, который определяет систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, способов, средств, механизмов, этапов реализации соответствующих мер, а также показатели ожидаемых результатов.
“О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы” (от 24 мая 1994г. № 1016), в соответствии с которой утверждена Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы.
Программа разработана во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 31 мая 1993г. № 401-рп и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)”. При составлении Программы использованы предложения граждан, их объединений, средств массовой информации, федеральных органов, органов субъектов федерации и местного самоуправления. В соответствии с направленностью этих предложений программа ориентирована на обеспечение эффективности противодействия преступности, решительное улучшение системы борьбы с ней, реальную защиту жизни, здоровья, имущества, неприкосновенности жилища, других прав и законных интересов граждан; надежную охрану общественного порядка и безопасности; защиту конституционного строя и проводимых в стране демократических реформ от преступных посягательств. Программа нацелена на создание радикального перелома в борьбе с преступностью, являющейся существенным фактором, дестабилизирующим общество.
Целью Программы является создание перелома в деятельности государственной системы борьбы с преступностью, обеспечивающей надежную защиту жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, общественных и государственных интересов от преступных посягательств в условиях социальной реформы.
С учетом неотложных задач, стоящих перед государством и обществом в социальной политике, выделены важнейшие направления – ключевые – для борьбы с преступностью. При этом данная Программа является федеральной и предполагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ.
Программа содержит мероприятия как общего характера (по правовому, ресурсному и т. д. обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающим меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные.
36.
Правовые основы
Правовую основу деятельности субъектов предупреждения преступлений составляет Конституция Российской Федерации, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие осуществляемую ими профилактическую деятельность.
В Федеральной программе Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы предусмотрена разработка целого комплекса законов и них нормативных актов, обеспечивающих сферу предупреждения преступлений.
В первую очередь - это новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительные кодексы Российской Федерации, Основы законодательства об административных правонарушениях. В числе других законов, имеющих целевую криминологическую направленность, следует выделить следующие:
“О профилактике правонарушений”;
“О борьбе с организованной преступностью”;
“О борьбе с коррупцией”;
“Об ответственности за легализацию преступных доходов”;
“О противодействии незаконному обороту наркотических средств и сильнодействующих веществ”.
37.
Влияние неблагоприятных
"Личность
преступника как личность
Личность преступника, как и любого человека, представляет собой производное от воздействия на нее конкретных условий и обстоятельств, отражение сложной системы общественных отношений, в рамках которых она начинает жить, осуществлять свою жизнедеятельность. Следовательно, личность преступника - продукт среды, внешних условий существования.
Влияние среды на формирование личности преступника является главным, поскольку антиобщественные взгляды, стремления, ориентации, пути и методы удовлетворения потребностей это, несомненно, продукт усвоения аналогичных взглядов и ориентации социального окружения человека. Как известно, взрослый человек во многом так же, реагирует на возникающие конкретные ситуации, преодолевает возникающие жизненные трудности и решает жизненные проблемы, как это делали в первую очередь его родители. Это естественно, поскольку именно в раннем возрасте индивид наиболее восприимчив к внешним влияниям и, осваивая окружающий мир, активно впитывает их.
Социальная среда, которая складывается вокруг индивида с первых же дней его существования в виде различных формальных и неформальных малых групп, отдельных людей, составляет непосредственное социальное окружение данной личности, ее микросреду. Наряду с ней на него влияет и широкая социальная среда (макросреда), например через средства массовой информации или через ту же микросреду. Та часть макросреды, с которой взаимодействует личность, также входит в ее социальную среду. Следовательно, социальная среда личности состоит из микросреды и той части макросреды, с которой у личности имеются контакты.
Социальная среда личности вообще, как и социальная среда личности преступника, не имеет четких, раз и навсегда установленных границ. Интенсивность, объем и характер контактов личности с окружающим миром во многом зависят от социальной активности человека, широты непосредственных и опосредованных связей, уровня интеллекта, от интересов и потребностей, а также от социальной роли и социальной позиции лица. Немалое значение в формировании социальной среды личности имеет и социальное происхождение человека, его принадлежность к тому или иному классу, социальному слою или нации, а также то, является ли индивид жителем города или сельской местности, и т. д. Одним словом, социальная среда личности зависит от ее места в системе общественных отношений.