Прогнозирование и планирование в криминологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:23, контрольная работа

Краткое описание

Криминологический прогноз является специальной разновидностью социального предвидения, методологические основы которого разработаны марксистско-ленинской теорией. Прогнозирование помогает формулированию целей и задач борьбы с преступностью на соответствующий период и планированию деятельности по их осуществлению, в том числе по предупреждению преступности. При этом речь идет не просто о том, чтобы “приспособить” эту деятельность к ожидаемому состоянию объекта воздействия, а о том, чтобы максимально стимулировать благоприятные для общества тенденции преступности (снижение уровня, смягчение структуры) и предупредить или максимально ослабить возможные в определенный период и на определенной территории обратные тенденции.

Файлы: 1 файл

7НЕДЕЛЯ задачи про ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(Олеся).doc

— 213.50 Кб (Скачать)

7 НЕДЕЛЯ.                                                                                                                                                                                         

Тема: «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ».

 ЗАДАНИЕ 1. Научные и информационные основы криминологического прогнозирования

 ОТВЕТ. Криминологическое прогнозирование представляет собой научное предсказание основных изменений (тенденций, закономерностей) развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в обозримом будущем. Прогноз может охватывать: преступность и ее изменения на территории страны или региона (республики, области, района), преступность и ее изменения в целом и по отдельным ее видам. 

Криминологический прогноз  является специальной разновидностью социального предвидения, методологические основы которого разработаны марксистско-ленинской теорией. Прогнозирование помогает формулированию целей и задач борьбы с преступностью на соответствующий период и планированию деятельности по их осуществлению, в том числе по предупреждению преступности. При этом речь идет не просто о том, чтобы “приспособить” эту деятельность к ожидаемому состоянию объекта воздействия, а о том, чтобы максимально стимулировать благоприятные для общества тенденции преступности (снижение уровня, смягчение структуры) и предупредить или максимально ослабить возможные в определенный период и на определенной территории обратные тенденции.

Криминологический прогноз предполагает использование:

  • статистических данных, как правило, не менее чем за десять предшествующих лет, характеризующих состояние и тенденции общесоциальных процессов, устойчиво и интенсивно связанных с динамикой преступности (демографических, экономических, идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и др.);
  • данных о планируемых (прогнозируемых) изменениях состояния и тенденций этих процессов на период, охватываемый криминологическим прогнозом;
  • статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и тенденции “фоновых” явлений преступности (пьянство и алкоголизм, наркомания, половой аморализм, ведение паразитического образа жизни, мелкое хулиганство, мелкие хищения и валютные сделки, мелкая спекуляция и т. д.);
  • статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и динамику преступности;
  • статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих тенденции (объем, структуру и результаты) практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер; е) данных о планируемых изменениях в правовом регулировании и ресурсном обеспечения борьбы с преступностью.

По  времени прогнозы делятся на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

 Краткосрочные прогнозы сроком до одного-двух лет обслуживают текущее планирование профилактики и других направлений борьбы с преступностью, ориентируя, в частности, на:

  • учет сезонных изменений состояния и структуры преступности;
  • резких изменений в экономической сфере, в правовом регулировании (например, в связи с криминализацией или декриминализацией определенных правонарушений, амнистией и т. д.), в организации правоохранительной деятельности (например, в связи с изменениями в системе регистрации).

Среднесрочные прогнозы сроком до 3—5 лет используются при планировании профилактики и других направлений борьбы с преступностью на соответствующий период, позволяя тем самым связать его с общей системой экономического и социального планирования. Прогноз позволяет:

  • информировать субъектов общего планирования о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на борьбу с преступностью;
  • максимально использовать профилактический потенциал этих мероприятий и в то же время максимально ограничить нежелательное с криминологической точки зрения возможное влияние их отрицательных сторон;
  • определить конкретные цели и задачи профилактики, ее ведущие направления, оценить в комплексе ее возможности и резервы;
  • своевременно подготовить достаточное ресурсное обеспечение профилактики и других направлений борьбы с преступностью.

 

 Долгосрочные криминологические  прогнозы сроком до десяти-двадцати лет в настоящее время могут решать лишь задачу оценки в общих чертах некоторых ведущих тенденций в развитии преступности, ее причин и условий в зависимости от изменений в обществе и в борьбе с нею. Такие прогнозы решающим образом зависят от степени отражения в общеэкономических и общесоциальных прогнозах тенденций тех процессов и явлений, которые наиболее интенсивно влияют на преступность.

Криминологическое прогнозирование может быть научным и обыденным.

  • Обыденное прогнозирование  опирается на опыт практических работников правоохранительных органов и других лиц, как-то связанных с контролем над преступностью и укреплением правопорядка, на их житейские наблюдения, обыденное сознание, интуицию. Оно постоянно используется в повседневной жизни и деятельности органов системы уголовной юстиции.
  • Научный прогноз разрабатывается на основе системных знаний преступности, причин преступности и отдельных преступлений, мотивации преступного поведения, закономерностей развития криминогенных и антикриминогенных факторов в прогнозируемом будущем, на основе общенаучных и частнонаучных методов прогнозирования. Научный прогноз выводится из объективных данных, а не из субъективных представлений, которые нередко доминируют в обыденном предсказании будущего.

О каких же объективных  данных может идти речь, если прогнозируемое будущее еще не существует? При  анализе любого общественного явления, в том числе криминологически значимого, в процессе его развития, в нем всегда можно обнаружить остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Преступность, отдельное деяние, трансформация социально терпимого поведения в общественно опасное формируются на основе настоящего, имеют глубокие корни в прошлом и предопределяются (в известной мере) возможным будущим.  Необходимо научиться отбирать предполагаемые варианты будущего, которые закономерно вытекают из прошлого и настоящего и согласуются с будущим.

 Структура       криминологического  прогнозирования.

 

 

Судя по схеме, криминологическое  прогнозирование  зависит:

  • от анализа содержания основных криминологически значимых     закономерностей и тенденций прошлого и настоящего;
  • от глубины (периода) наблюдения за преступностью, поведением человека и другими криминологически важными явлениями;
  • от совокупности известных криминогенных и антикриминогенных факторов прошлого и настоящего;
  • от глубины (срока) прогноза;
  • от полноты знаний о закономерностях развития известных криминогенных и антикриминогенных  факторов, которые могут действовать в прогнозируемом будущем.

При прогнозировании  применяются три основных метода: экстраполирование (экстраполяция), экспертная оценка, моделирование. Их основные этапы:

  • предпрогнозная ориентация (определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т.д.);
  • сбор данных о процессах и явлениях, влияющих на развитие преступности; исходное описание преступности по состоянию и динамике;
  • поисковый прогноз (проекция в будущее, т.е. характеристика вариантов динамики преступности с учетом влияющих факторов), помогающий выявить перспективные проблемы, подлежащие решению; нормативный прогноз (наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов);
  • оценка обоснованности;
  • выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.

Экстраполирование осуществляется путем проекции на будущее изменений уровня и структуры преступности в прошлом и настоящем. Для этого формируются статистические ряды за ряд лет, выражающие направленность, характер и темп этих изменений. Эти ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов. Точность таких прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Значима также степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Например, экстраполяционный прогноз на 3—6 лет по тяжким преступлениям против жизни и здоровья обычно более точен, чем по кражам. 
 Экспертная оценка осуществляется путем выяснения мнения научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т. п., о будущем уровне и структуре преступности (или некоторых ее видов), а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. При этом процесс экспертной оценки может быть формализован путем передачи экспертам матриц, гребущих количественной оценки возможных изменений и ранга заранее определенного круга влияющих факторов по имеющейся шкале. 
 Моделирование осуществляется путем разработки с помощью программистов системы математических формул, описывающих с возможно более полной информативностью динамику преступности во времени, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на него. Моделирование включает так называемый модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в нахождении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени.  

Прогнозирование является необходимой подготовительной стадией планирования борьбы с преступностью и позволяет найти в его ходе оптимальные решения.

 

ЗАДАНИЕ 2.   Роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.

ОТВЕТ. Криминологическое планирование представляет собой разработку целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Криминологическое планирование в целом должно рассматриваться как составная часть единой системы государственного планирования экономического и социального развития. Вместе с тем оно имеет различную степень интенсивности связей с планированием на общесоциальном уровне.

 Во-первых, при разработке общих разделов планов экономического и социального развития вносятся предложения относительно использования планируемых мероприятий (например, по управлению миграцией, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений (например, дается прогноз влияния планируемых мероприятий по новому строительству на обстановку и условия борьбы с преступностью в новостройках).

В качестве специального раздела плана экономического и социального развития включается раздел о профилактике правонарушении и преступлений.

Во-вторых, разрабатываются в республике, области, городе, районе детализированные комплексные межведомственные планы борьбы с преступностью и целевые программы по отдельным направлениям этой борьбы (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью).

 В-третьих, криминологическое планирование реализуется и в разработке ведомственных планов правоохранительных органов применительно к их задачам и компетенции.

 В криминологическом планировании необходимо использовать программно-целевой подход. Он включает детализацию задач по направлениям борьбы с преступностью и определение ожидаемых результатов по каждому направлению (“значительное снижение”, “некоторое снижение”, “стабилизация”, “ограничение роста” и т.д.); ресурсный расчет. При несоблюдении этих требований плановые документы превращаются в перечни мероприятий, результативность которых оценить трудно.

Для криминологического планирования необходимо иметь точную информацию относительно преступности и влияющих на нее процессов и  явлений в динамике (в ретроспективе  и прогнозе) и результативности мероприятий, осуществленных в предыдущих планах.

 По срокам различается краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное криминологическое планирование.

Первый вид рассчитан  обычно на квартал, полугодие, год и  ориентирован на решение текущих  задач, вытекающих из существующей и  прогнозируемой на ближайший период обстановки.

Второй и третий виды, рассчитываемые соответственно на 3—5 и на 10—20 лет и исходящие из прогнозов на эти же периоды, ориентированы  на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку длящихся задач и определение путей  и средств их решения. Среднесрочное и долгосрочное планирование реализует в сфере борьбы с преступностью принципиальное ленинское указание: “нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех”.

 По содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование. Первые два вида охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Третий вид включает разработку задач и средств участия в этой борьбе надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Основными субъектами комплексного криминологического планирования являются органы исполнительской власти и правоохранительные органы. Функционально-ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и по борьбе с пьянством, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.

Все виды плановых документов должна пронизывать идея координации  усилий в борьбе с преступностью, согласования и взаимного подкрепления планируемых мероприятий, предупреждения их дублирования, параллелизма, распыленности.

Плановые документы  по вопросам борьбы с преступностью  имеют определенную структуру, общую  и особенную части. В общей  части предусматриваются профилактические меры без специализации в зависимости от видов преступлений. В ней планируется воспитательная работа (в правовых университетах, правовое просвещение), проведение, профсоюзных, производственных активов, организационные мероприятия по созданию тех или иных профилактических подразделений и т. п. Во введении общей части плана целесообразно дать анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и их результативности. Особенная часть строится по основным направлениям борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и правонарушений с учетом специфики региона.

Информация о работе Прогнозирование и планирование в криминологии