Понятие криминологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
Задача.
Рассчитайте темп изменения преступности в Российской Федерации в 2004 году по сравнению с 2007 годом, если общее количество зарегистрированных преступлений соответственно равнялись 3582541 и 2893810.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, предмет, система, задачи и функции криминологии……………4
2. Методологические основы криминологической науки……………………7
3. Место криминологии в системе наук………………………………………10
4. Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………..36
Задача……………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

криминология готовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

- обсуждение вопросов  предупреждения преступлений на  текущий момент и в ближайшей  перспективе; участие в текущем  и перспективном планировании  предупредительной деятельности, в  закреплении ее задач и форм  в совместных с правоохранительными  органами нормативных и методических документах;

- использование мер  общественного воздействия в  отношении лиц с отклоняющимся  поведением с тем, чтобы предупредить  дальнейшую деморализацию личности  и обеспечить своевременную коррекцию  ее поведения;

- выявление криминогенно опасных очагов семейно-бытовых конфликтов и принятие мер к их устранению;

- проведение индивидуальных  и групповых бесед, обсуждение  поведения конкретных лиц на  собраниях, заседаниях выборных  органов, осуществление общественного  контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

- осуществление общественного  контроля за соблюдением законодательства  о трудовой дисциплине и условиях  труда, об охране собственности;

- борьба с пьянством  и другими негативными явлениями;

- проведение рейдов, патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и пресечения преступных и иных антиобщественных проявлений.

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как  субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия  предполагают обязательное включение  в работу по устранению криминогенных  факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов. Бурлаков. В. Н., Сальников В. П., Криминология. Учебник для юридических вузов. СПб., 2000.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

4.2 Деятельность органов внутренних дел в системе предупреждения преступности

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы полиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние  годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам полиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в  предупредительной деятельности органов  внутренних дел придается их связи  с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений. Тогонидзе Н.В. Стратегии борьбы с преступностью. (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право. - М.: Наука, 2004, № 3

    В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

-разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

- конкретизация общих  направлений до уровня решения  отдельных задач на более уязвимых  в криминогенном отношении территориях  и объектах народного хозяйства;

- проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

- работа с конкретными  лицами, склонными к совершению  преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения  ими преступлений;

- предотвращение преступлений  со стороны лиц, о преступных  намерениях которых стало известно  органам внутренних дел;

- пресечение и раскрытие  совершенных преступлений.

4.3 Меры предупреждения преступности

  В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

- экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения;

- обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности;

- борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений  и т.п.);

- политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

- правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

- психолого-педагогические  и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

- криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

- организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

- технические меры (разработка  и внедрение технических средств,  систем и технологий, обеспечивающих  интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

Предупреждение преступлений в широком плане предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что предупреждение преступлений неразрывно связано с последовательным укреплением законности в процессе создания правового государства. Журавлев Г.Т., Ковалевская Е.В. Криминология: Учебное пособие

Сущность такого правового регулирования состоит в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности.

Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступлений, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции  различных ее субъектов, координацию  и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступлений.

Предупредительная роль права состоит в таком регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода. Упорядочение законодательного регулирования экономических связей способно предотвратить возможные криминогенные последствия.

Проведение такой работы предполагает, во-первых, улучшение  законодательства, его совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих  механизмов, обеспечивающих такую реализацию.

В криминологической  литературе выделяют два важных направления  правового регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в  воздействии с помощью права  на криминогенные факторы внешней  среды, прямо либо опосредованно  детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит «материальный» характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.

Информация о работе Понятие криминологии