Органы предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование системы органов предварительного следствия, а в частности дознание, также изучение нормативно-правовой базы, непосредственно связанной с деятельностью органов дознания, обнаружение недостатков в данной сфере и поиск решений, которые были бы способны устранить обнаруженные недостатки.
Для достижения вышеуказанных целей планируется поставить следующие задачи:
Изучить историю развития органов предварительного следствия.
Расскрыть понятия органов дознания.
Раскрыть содержание.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика организации органов дознания 6
§ 1. История развития органов дознания в России 6
§ 2. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России
§ 3. Система органов дознания в современной России……………………

ГЛАВА 2 Деятельность органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений 38
§ 1. Полномочия органов дознания и процессуальное положение дознователя
§ 2. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и по которым производится дознание
Заключение 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Файлы: 1 файл

Диплом №1.docx

— 50.49 Кб (Скачать)

- подследственность (ст. 150 УПК РФ);

- предварительное следствие  производится следователями (ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а дознание - дознавателями, в некоторых случаях - следователями (ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

- сроки производства дознания  меньше сроков предварительного  следствия, а срок дознания  не может превышать 12 месяцев  (ст. 223 УПК РФ);

- возможность наделения  лица статусом подозреваемого  путем уведомления о подозрении  в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ);

- привлечение лица в  качестве обвиняемого, как правило,  после окончания дознания путем  составления обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ);

- ознакомление с материалами  уголовного дела происходит после  составления обвинительного акта (ч. ч. 2 и 3 ст. 225 УПК РФ6).

Основной срок дознания увеличен до 30 суток с возможностью продления (максимальный срок дознания - 12 месяцев); отменено положение по производству дознания по делам в отношении  конкретного лица; получил законодательное  закрепление начальник подразделения  дознания. Примерно 90% уголовных дел  возбуждаются по признакам контрабанды. Если до 2004 г. в структуре "таможенной" преступности преобладали правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, то сегодня они  связаны с контрабандой наркотиков и психотропных веществ. В первом полугодии 2008 г. наблюдался рост дел  о контрабанде наркотиков, число  которых составило 420 дел, что на 18,2% превышает показатель 2007 г. На протяжении 2006 - 2008 гг. наибольшее число таких  дел возбуждалось Брянской и Белгородской таможнями ЦТУ. В 2008 г. было возбуждено 11 дел по ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" УК РФ, что на 45,5% больше, чем в 2007 г. (5 дел), а число прекращенных дел составило 2,8% от числа возбужденных 7.

Поворотным пунктом в  работе таможенных органов стал Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений...", благодаря которому теперь есть возможность в случае назначения экспертизы ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков дознания до 6 месяцев, а при направлении международного запроса о правовой помощи - до 12 месяцев. Также в форме дознания таможенные органы могут расследовать уголовные дела, возбужденные по факту совершения преступления, а не в отношении конкретных лиц.

Однако существует множество  проблем, требующих незамедлительного  решения, такие, например, как трудности  при возбуждении уголовных дел  о контрабанде леса и лесоматериалов, связанные с пробелами в действующем  законодательстве, которые очень  часто не позволяют таможне принимать  действенные меры. Наиболее распространенный путь контрабандистов, провозящих лес  и лесоматериалы, - обманное использование  документов.

Серьезную озабоченность  руководства ФТС России также  вызывает то, как на сегодняшний  день обстоят дела с порядком учета, хранения и, самое главное, передачи вещественных доказательств по уголовным  делам.

Сложным является осуществление  запросов в рамках правовой помощи, так как не со всеми странами имеются  многосторонние и двусторонние договоры (в таком случае следует разрешать  вопросы правовой помощи, оперируя только нормами УПК РФ), порядок оформления документов не имеет единой формы (а в ряде стран по-прежнему отсутствует электронное декларирование). Несоблюдение процессуальных сроков, соответственно, при осуществлении запросов по-прежнему также является основанием прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

Таким образом, назрела необходимость  в создании единого межведомственного  документа, который мог бы привести правоприменительную практику в  поставленных вопросах к общему знаменателю.

Для успешной борьбы с транснациональной  преступностью, к которой, несомненно, относится и контрабанда, нельзя не обращаться за получением данных о  преступлениях и лицах, их совершивших  или готовящихся совершить, к  информационно-справочным системам зарубежных стран, поскольку только многоуровневые межведомственные проверки с подключением всех имеющихся информационно-справочных систем, включая зарубежные, позволят получить положительный эффект в  борьбе с таможенными преступлениями вообще и контрабандой в частности8. Положительное разрешение вышеизложенных вопросов, следовательно, приведет к эффективной деятельности при производстве дознания в таможенных органах Российской Федерации.

 

 
 
                                      § 3. Система органов дознания в современной России

 

Дознание является вторым видом предварительного расследования. Его производство основывается на том  же законодательстве, что и предварительное  следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют  такое же юридическое значение, как  и акты следователя. 
Вместе с тем, помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством. 
Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся: 
- милиция; 
- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; 
- органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 
- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов -по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 
- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; 
- органы пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации; 
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 
- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению; 
- таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК Российской Федерации. 
Уголовно-процессуальный закон различает две формы дознания: дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В первом случае предварительное расследование, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей - ч. 1 ст. 119 УПК). О начале производства дознания по таким делам орган дознания в обязательном порядке должен немедленно уведомить надзирающего прокурора. Данную форму дознания закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела, после чего дело немедленно направляется по подследственности следователю. 
По данной категории дел орган дознания после передачи дела по подследственности может производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которомуне представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления и о результатах проделанной работы сообщает следователю. 
Вторая форма дознания предполагает проведение расследования уголовного дела органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или вынесением постановления о прекращении производства по делу. 
Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия: 
- срок проведения дознания - 1 месяц; 
- по окончании дознания материалы уголовного дела предъявляются для ознакомления только обвиняемому, другие участники процесса только уведомляются об окончании дознания; 
- обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя (ч. 2 ст. 127 УПК), во всех случаях не приостанавливает их исполнение. 
Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции: 
- рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 108-115 УПК); 
- дознание (ст. 118, 119 УПК); 
- досудебную подготовку материалов в протокольной форме (ст. 415 УПК); г производство следственных и розыскных действий по поручениям 
следователей; 
- оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (ст. 127 УПК). 
Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является их единственной функцией. И тем не менее в их процессуальной деятельности производство дознания имеет наибольшее значение. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными правами, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. 
Дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел проводит милиция. В целом милиция является составной частью разветвленной системы органов Министерства внутренних дел. 
Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступле¬ниях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. В то же время милиция не должна подменять другие органы дознания, к компетенции которых относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания о преступлении. 
Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручению следователей подчиненным сотрудникам из числа начальствующего состава, то есть они как бы делегируют им свои полномочия в части проведения дознания. 
Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют использования оперативно-розыскных мероприятий, а также досудебная подготовка материалов в протокольной форме и дознание, проводимое в полном объеме, поручается дознавателям специализированных подразделений дознания, которые функционируют в составе милиции общественной безопасности. 
Командир войсковой части, соединения, начальник военного учреждения действуют в качестве органа дознания с момента поступления "к* ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств данные должностные лица не в состоянии осуществлять дознание, поэтому Министерством обороны Российской Федерации в ведомственном порядке предусмотрено назначение из числа наиболее подготовленных офицеров дознавателей. Командир войсковой части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает таких дознавателей, которые затем осуществляют расследование по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т.д.). 
Органам ФСБ Российской Федерации как органам дознания присущи те же полномочия, что и другим органам дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством по делам, подведомственным в соответствии со ст. 126 УПК следователям этого ведомства. 
В исправительных учреждениях органом дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Руководители этих учреждений своим приказом назначают на должность дознавателя специально выделенного подготовленного работника из числа среднего или старшего начальственного состава. 
В соответствии с законом о пожарной безопасности руководители Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации осуществляют функции органа дознания. 
Каких-либо отличительных особенностей при осуществлении дознания оперативными органами системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также капитанами морских судов не имеется. Их компетенция четко ограничена уголовно-процессуальным законодательством. В общем порядке проводят дознание органы Федеральной службы налоговой полиции, компетенция которых, как уже отмечалось, ограничена расследова¬нием налоговых преступлений. 
В таможенных органах Российской Федерации в качестве органов дознания выступают: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. 
Нужно иметь в виду, что по закону руководители всех перечисленных выше учреждений выступают по уголовному делу в качестве органа дознания. Они сами вправе лично расследовать преступления, принимать самостоятельно по уголовным делам любые, предусмотренные законом, решения. При поручении расследования подчиненным должностным лицам они имеют право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание. 
Лицо, производящее дознание, - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. 
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответствен¬ность за раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. Необходимо отметить при этом, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает орган дознания. 
Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо, производящее дознание.

 

 

ГЛАВА 2 Деятельность органов дознания при раскрытии и расследовании  преступлений.

 

 

1 Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность. 2008. № 12.с. 2.

2 Лукин В.М. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

3 Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002 - 98 с.

4 Зусь, Л.Б., Реховский, А.Ф. Рецензия на пособие «Дознание и его формы в уголовном процессе» // Правоведение. -1998. - № 2. - с 222 – 224.

5 http://test.custdev.rbc.ru/ru/gtk/history/ГТК России/История таможенной службы России.

6 СПС "Консультант Плюс".

7 Статистические данные приведены на основании Информационно-аналитического обзора правоохранительной деятельности таможенных органов ЦТУ по линии дознания за 2008 г.

8 Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием "грязных" денег: Методическое пособие. М.: ЮНИТИ - ДАНА; Закон и право, 2000. С. 5 - 6.


Информация о работе Органы предварительного следствия