Органы предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование системы органов предварительного следствия, а в частности дознание, также изучение нормативно-правовой базы, непосредственно связанной с деятельностью органов дознания, обнаружение недостатков в данной сфере и поиск решений, которые были бы способны устранить обнаруженные недостатки.
Для достижения вышеуказанных целей планируется поставить следующие задачи:
Изучить историю развития органов предварительного следствия.
Расскрыть понятия органов дознания.
Раскрыть содержание.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика организации органов дознания 6
§ 1. История развития органов дознания в России 6
§ 2. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России
§ 3. Система органов дознания в современной России……………………

ГЛАВА 2 Деятельность органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений 38
§ 1. Полномочия органов дознания и процессуальное положение дознователя
§ 2. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и по которым производится дознание
Заключение 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Файлы: 1 файл

Диплом №1.docx

— 50.49 Кб (Скачать)

       Введение 3

ГЛАВА 1. Общая характеристика организации органов дознания 6

§ 1. История развития органов дознания в России 6

§ 2. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России

§ 3. Система органов дознания в современной России……………………

 

ГЛАВА 2 Деятельность органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений 38

§ 1. Полномочия органов дознания и процессуальное положение дознователя 

§ 2. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и по которым производится дознание

Заключение 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  темы дипломной работы обусловлена тем, что состояние и развитие российского органа предварительного следствия, а в частности дознание, является сложным механизмом, который нуждается в постоянных доработках и . Правовой статус судей должен быть четко и в полном объеме регламентирован. Нормы, касающиеся гарантий обеспечения независимости, исполнения обязанностей, мер социальной защиты и т.д. должны исполняться.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен  самостоятельно проводить следственные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на это  требуется разрешение начальника органа дознания, санкция прокурора или  судебное решение. Деятельность органов  дознания различается в зависимости  от того действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или  же по делам, по которым производство предварительного расследования производится в форме дознания.

Основная функция дознавателя- это производство дознания по делам, в которых предварительное следствие обязательно и делам, где производится дознание, служить закону, подчиняться Конституции.

 

Целью моей работы является исследование системы органов предварительного следствия, а в частности дознание,  также изучение нормативно-правовой базы, непосредственно связанной с деятельностью органов дознания, обнаружение недостатков в данной сфере и поиск решений, которые были бы способны устранить обнаруженные недостатки.

Для достижения вышеуказанных  целей планируется поставить  следующие задачи:

  1. Изучить историю развития органов предварительного следствия.
  2. Расскрыть понятия органов дознания.
  3. Раскрыть содержание.
  4. Найти проблемы органа дознания и возможные пути их исправления.
  5. На основе изученного материала сделать вывод.

Структура работы определена ее целями и задачами.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка.

 

 

 

 

                            

           §1  История развития органов дознания в России

История создания дознавательного  органа , если смотреть на это широко, насчитывает не одно столетие. Основателей  этих органов можно наблюдать  в первых проявлениях уголовного права. Они не были структурированны, да и органами их было называть нельзя. В самом начале предварительное  расследование являло собой дело больше общественное, чем государственное. Роль сыщика и дознавателя на Руси зачастую возлагалась на общину: «В случае, когда след преступника приводил к общине, она вставала перед альтернативой: либо платить дикую виру и тем  самым принимать на себя не только моральную, но и материальную ответственность  за преступление, либо коллективными  усилиями вести поиск преступника  или его следов, что снимало  с общины подозрения».

А. Квачевский замечал: «Дознание  дает основание к следствию, Устанавливает  дальнейшие взгляды следователя  к дальнейшему раскрытию преступления. Но дознание вырабатывает только сведения и указания, которые не имеют судебного  характера, вся его роль ограничивается изысканием данных для следователя  содействием ей, облегчением ее...». Позднее И.Я. Фойницкий развил это  утверждение: «Акты дознания не составляются в процессуальной форме и не имеют  доказательной силы... Дознание может  быть вверено полицейским органам, а предварительное следствие  носит на себе характер судебной деятельности...».

Таким образом, до советского периода развития отечественного уголовного процесса дознание воспринималось исключительно  как административная деятельность полицейских органов, а ее акты в  качестве источников доказательств  не признавались1.

 

Итогом октябрьской революции 1917 года была ликвидация государственных институтов государственной власти. Случившиеся перемены в государственном строе, следовательно, и в законодательстве, не могли затронуть институт органа дознания. Первое опубликование дознания получило в 1918 году Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции, которая передала расследование уголовных дел милиции. Только в 1922 году была основана упорядоченная судебная система, прокуратура, адвокатура. В этом же году на 3-й сессии ВЦИК был введен и принят УПК РСФСР, содержащий главу 8 «О дознании». В этой главе, дознание рассматривалось как первичное не основательное расследование, по не очень затруднительным делам. По более крупным и серьезным делам, дознание ограничивалось при производстве процессуальных неотложных следственных действий2. Именно поэтому дознание считалось в первую очередь розыском. Но, через некоторое время, грани между органами дознания и следственными органами стали стираться. Со временем расширялся список дел, по которым дознание осуществляло следствие от начало до конца. В конце концов, большая часть дел была передана органу дознания. Разграничения между дознанием и следствием было почти стерто в этот период времени. Существовавшая неопределенность в полномочиях участников процесса, приводила к непониманию между сторонами, а так же законность была нарушена, существовало ущемление процессуальных гарантий, предусмотренных законом3.

Понятие и направление дознания в уголовном  процессе  в основном, были предопределены на длительный срок. Основоположениями  уголовного судопроизводства Союза  СССР и союзных республик от 25.12.1958 года и УПК РСФСР 1960 года. Согласно ст. 118 УПК 1960 года, деятельность дознавательного  органа отличалась в зависимости  от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым их акты могут служить основанием для предания, обвиняемого суду без предварительного следствия.

 Основная группа дел – это дела о тяжких и особо тяжких дел, по которым органы дознания проводили неотложные следственные действия в срок, не превышающий 10 суток, после чего, материалы уголовного дела передавались по подследственности в органы предварительного следствия. Вторая категория касалась тех преступлений за которые не представляют большой общественной опасности, которые расследовали в форме дознания в основном органы МВД.

 В 1985 году в уголовно-процессуальное  законодательство были внесены  значительные изменения, касающиеся  компетенции дознания, появился  раздел 9 «Протокольная форма досудебной  подготовки материалов.

 В 1990 году принята  Концепция судебной реформы, которая  предусматривала ликвидацию дознания  как самостоятельную форму расследования.  На органы дознания предполагалось  возложить только производство  неотложных следственных действий  на самом раннем этапе расследования.  Однако, 29.05.1992 года Законом РФ  «О внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»4.

Таким образом, становление  и развитие института дознания постепенно совершенствовалось, начиная от развития отечественного уголовного процесса дознания как административной деятельности полицейских органов и заканчивая становлением дознания как самостоятельной  формы предварительного расследования, что было обусловлено историческими  условиями зарождения нового общественного  строя в государстве.

 

§2 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России

 

 

Дознание в советское  время претерпевает ряд коренных изменений, становясь равноправной формой досудебного производства и  основой для судебного разбирательства. Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (далее - УПК РСФСР) 1960 г. предусматривалось два вида дознания. Первый вид - дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заключавшееся в осуществлении неотложных следственных действий с последующей передачей дела следователю для производства предварительного следствия (ст. 119 УПК РСФСР). Второй вид - дознание, производившееся по делам, по которым производство предварительного следствия не являлось обязательным. Материалы такого дознания являлись основанием для рассмотрения дела в суде (ч. 3 ст. 120 УПК РСФСР). В ст. 120 УПК РСФСР были установлены следующие отличия последнего вида дознания от предварительного следствия:

- при производстве дознания  защитник не участвовал (позднее  данное положение было отменено);

- потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и  их представители извещались  об окончании дознания и направлении  дела прокурору, но материалы  дела для ознакомления им не  предъявлялись;

- при несогласии с указаниями  прокурора орган дознания был  вправе обжаловать их вышестоящему  прокурору, не приостанавливая  выполнение этих указаний.

При подготовке материалов по уголовному делу в протоколе в  соответствии с изменениями, введенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР", органы дознания по делам о некоторых преступлениях (16 составов) за десять суток устанавливали обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получали от него объяснения, а также от очевидцев и других лиц, истребовали справку о судимости правонарушителя, характеристику с места работы или учебы и иные материалы, значимые для рассмотрения дела в суде. Об обстоятельствах совершения преступления составлялся протокол, направляемый в суд, который возбуждал, рассматривал и разрешал уголовное дело5.

Более 30 лет назад было предложено, чтобы всеми видами предварительного расследования занимался только следователь, при этом сохранив упрощенный порядок досудебного установления обстоятельства преступления по отдельным  уголовным делам, что нашло отражение  в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 "О концепции судебной реформы в РСФСР".

Для таможенных органов оперативно-розыскная  деятельность (далее - ОРД), производившаяся  в форме дознания, - новое направление  работы, требующее обстоятельного исследования, так как ОРД еще недостаточно полно нормативно определена и крайне скудно отражена в юридической литературе. Это связано с тем, что законодательство в области дознания находилось на начальной стадии и рассмотрение в открытой литературе вопросов ОРД  фактически стало возможно только после  принятия Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. "Об оперативно-розыскной деятельности". Именно с принятием указанного Закона впервые в российской истории было сделано отступление от практики правового регулирования ОРД правоохранительных органов и спецслужб закрытыми (секретными) ведомственными нормативно-правовыми актами. Ранее в законодательных актах СССР и РСФСР содержались указания на возможность проведения ОРД (ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР). Однако, признав недопустимой практику ведомственного решения вопросов ОРД, Верховный Совет РФ в Законе РФ от 13 марта 1992 г. указал, что ОРД осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), привел перечень ОРМ, основания и условия их проведения, определил круг уполномоченных в их осуществлении органов. Правовую основу ОРД теперь составили Конституция РФ и ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Впервые указание на осуществление  таможенными органами ОРД было закреплено в 1993 г. в Таможенном кодексе РФ (ст. 225), где было установлено, что таможенные органы осуществляют ОРД в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", также регламентировались ОРД и дознание. Одновременно между упомянутыми нормативно-правовыми актами возникла коллизия, так как в федеральном законе таможенные органы не были включены в перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД. Однако противоречие было устранено с принятием Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Одновременно таможенные органы получили статус субъектов правоохранительной деятельности и были наделены правом на производство дознания по разного рода правонарушениям и преступлениям в сфере таможенного дела. Такие права были предоставлены таможенным органам в 1991 г., а в 1993 г. права были подтверждены и расширены с принятием Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ). Ведущая роль в законодательстве отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со ст. ст. 224 - 226 ТК РФ и с ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Во исполнение этого в системе ГТК были созданы специализированные подразделения правоохранительного профиля.

С отменой в 1997 г. экспортных пошлин и лицензий наблюдалось заметное сокращение числа таможенных правонарушений, но негативные тенденции по линии  таможенных органов как органов  дознания углублялись, в частности, в январе 1997 г. уменьшилось количество уголовных дел, возбужденных таможенными  органами на 28,6%, а в феврале уже  на 29,5% по сравнению с тем же периодом 1996 г., что сказывалось и на качестве дознания. Несмотря на совместную деятельность за 1994 - 1997 гг. ГТК РФ, УБТП и Российской таможенной академии по наработке и  доведению до всех таможенных органов  многочисленных методических рекомендаций, касающихся дознания, и изданию учебного пособия по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов, принятые ГТК РФ меры не получили достаточного применения в работе руководителей  таможенных органов для улучшения  состояния дел по проведению дознания. Причина вышеуказанных тенденций  выявилась в ходе анализа УБТП во второй половине 1995 и в 1996 гг. В  РТУ и таможнях отмечены сокращения в штатных расписаниях подразделений, в том числе с их упразднением и слиянием при фактическом значительном росте правонарушений в зоне деятельности этих таможенных органов.

Современное дознание также  не избежало изменений; например, после  изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ), внесенных Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ, снова практически исчезли принципиальные отличия между дознанием и предварительным следствием. Сегодня основными признаками, отличающими дознание от предварительного следствия, являются:

Информация о работе Органы предварительного следствия