Организованная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:03, контрольная работа

Краткое описание

Организованная преступность представляет собой одну из наиболее негативных и сложных социальных проблем современного общества. По данным МВД РФ за 2008 г., организованная преступность контролирует от 40000 до 50000 российских компаний и промышленных предприятий, из которых более 40% частных, около 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков1. Эти данные свидетельствуют о том, что около двух третьих российской экономики в той или иной степени находится под контролем организованной преступности.

Оглавление

Введение 3
1. Виды организованных преступных формирований и их характеристика 5
2. Структура преступной организации 14
3. Криминологические особенности групповой организованной преступности 17
4. Основные направления предупреждения организованной преступности 24
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Организованная преступность.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия.

     В общей структуре коррумпированных лиц в настоящее время наиболее велика доля работников министерств, комитетов  и властных структур на местах (свыше 40%). Именно эти чиновники являются фактическими распорядителями государственной собственности и средств, выделяют помещения, земельные участки, заключают государственные контракты, выдают подряды и лицензии на выгодных для преступных структур условиях. Не случайно 70% выставляемой на торги на аукционах недвижимости попадает в руки заранее намеченных лиц, а инвестиции из государственного бюджета зачастую идут в коммерческие организации, действующие под прикрытием преступных сообществ. Создаются лжепредприятия, на государственные учреждения оказывается давление в целях вывоза продукции за рубеж и т.п. В отдельных регионах преступные элементы фактически подчинили себе легальные органы власти. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.

     3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений. В последнее время дерзость преступников постоянно возрастает, их деяния все больше приобретают насильственный характер, отличаются квалифицированностью подготовки и совершения.

     Характерно, что связь бизнесменов, банкиров с уголовным миром вовсе не обеспечивает их полной защищенности от преступных посягательств. Рэкет, преступное вымогательство, захват в качестве заложников, убийства руководящих работников банков, частных предприятий и фирм сделали их профессию особенно опасной.

     Продолжающаяся  конкурентная борьба между отдельными группировками, связанная с распределением территорий и сфер преступного бизнеса, приводит к многочисленным вооруженным «разборкам», физическому устранению авторитетов и лидеров преступной среды, лиц, тесно с ними соприкасавшихся, предпринимателей, представителей органов власти. По фактам вооруженных столкновений ежемесячно возбуждается 30-35 уголовных дел.

     Жертвами  убийств становятся также одинокие, психически больные и социально  запущенные люди, продавшие или обменявшие свои квартиры, водители автомашин, лавочники-коммерсанты. При этом растет число так называемых заказных убийств, совершаемых с  применением огнестрельного автоматического оружия, взрывчатых веществ, гранат в общественных местах, что сопряжено с особой опасностью для жизни.

     Растет  число и таких традиционных преступлений, как разбойные нападения, грабежи, кражи. При этом предметами посягательств чаще всего становятся транспортные средства, антиквариат, предметы искусства, драгоценности, валюта, находящиеся как в частных домах, квартирах, так и в помещениях государственных и общественных организаций.

     Одной из наиболее опасных форм проявления организованной преступности является вымогательство (рэкет). Его первыми жертвами были дельцы «теневой» экономики, валютчики, спекулянты, проститутки, лица, занимавшиеся извлечением нетрудовых доходов. Легализация частнопредпринимательской деятельности и концентрация в руках бизнесменов значительных материальных средств привели к резкому увеличению вымогательств как по количеству фактов, так и по размерам вымогаемых сумм. Рэкетиры, как правило, действуют с исключительной наглостью, цинизмом, используя такие преступные средства, как шантаж, угрозы расправой, физическое насилие, нередко осуществляемое с жестокостью, взятие заложников.

  1. «Эксплуатация» пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). Фактическая легализация потребления наркотических средств вызвала резкий спрос на них и создала благоприятную почву для расширения масштабов наркобизнеса, объемов незаконного оборота наркотиков, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ с республиками так называемого ближнего зарубежья. По экспертным оценкам, по этому каналу на «черный» рынок России поступает до 60% наркотиков. Стремительно возрастает и объем контрабанды наркотиков. Добытые преступным путем средства наркодельцы вкладывают в легальные и теневые коммерческие структуры.
  2. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной. Растет количество и тяжесть преступлений, совершаемых здесь организованными группами. Особенно опасны действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений, групповое злостное неповиновение законным требованиям администрации, захват заложников, массовые беспорядки и т.п. Исправительные учреждения зачастую становятся центрами криминальной подготовки впервые осужденных лиц, которые после освобождения активно включаются в организованную преступную деятельность.
  3. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений. Исследования показывают, что две трети организованных преступных структур предварительно выбирали и изучали объекты посягательства; в каждом четвертом случае разрабатывались планы совершения преступления, проводились рекогносцировки местности и тренировки исполнителей. В отдельных группах преступники обучались методам поведения на случай провала или ареста путем просмотра западных видеофильмов о борьбе полиции с мафией, изучения криминалистической и другой специальной литературы.

     7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. Некоторые отечественные исследователи говорят о 90-кратном перепаде соотношения известного правоохранительным органам и латентного вымогательства. Репрезентативные опросы свидетельствуют, что около 40% мелких и средних предпринимателей подвергались постоянному или длящемуся давлению со стороны организованных преступных структур; 10% опрошенных считают, что размеры вымогательства так велики, что являются преградой для развития или продолжения их предпринимательской деятельности. Вместе с тем анализ, проведенный российскими криминологами совместно с экспертами ООН, показал, что, хотя каждый четвертый россиянин в 90-е годы прошлого века становился жертвой преступления, только 40-60% из них обратились в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Учитывая это, организованные преступные структуры стараются специализироваться на так называемых беззаявочных преступлениях, путем подкупа склоняют сотрудников правоохранительных органов к укрытию преступлений от учета, вынесению необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

     Высокой латентностью отличаются контрабандный  вывоз за рубеж цветных и редкоземельных материалов, нефтепродуктов, леса, других материалов и сырья стратегического значения, вывоз из страны валютной выручки; замаскированные хищения; посягательства на грузы, перевозимые железнодорожным и автомобильным транспортом18.

     В завершении следует отметить, что организованная преступность является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом достаточно противоречивого развития нашего общества. При этом, несмотря на общую стабилизацию как в экономической, так и в политической сфере последних лет, современные исследователи указывают, что в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего увеличения количества организованных преступных сообществ, их консолидации, роста совершаемых преступлений, расширения сфер преступной деятельности, увеличения криминальной активности с использованием финансово-кредитной и банковской систем. Организованные преступные сообщества будут укреплять международные связи с аналогичными формированиями за рубежом. Следует ожидать и опережающего роста организованных форм совершения преступлений в общей структуре преступности и их влияния на обычную преступность, увеличения размеров причиняемого ущерба, вовлечения случайных преступников в организованные преступные сообщества19.

 

4. Основные направления предупреждения организованной преступности 

     Профилактика  организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

     Общесоциальные  меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

     Особый  характер организованной преступности, ее проникновение в разнообразные  сферы общества обусловливают сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

     Специально-криминологические  меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время - задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

     Специально-криминологическая  профилактика правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

     В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными  органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры: – выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников; – создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений; – предотвращение замышляемых преступлений; – пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений; – целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования; – реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

     Наряду  с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры. Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств. Профилактическое значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализации в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль за негосударственными охранными службами, получением и использованием ими огнестрельного оружия и т.п.

     Предупреждение  организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

     Важную  роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т.п. При этом учитывается, что основные устремления организованных преступных формирований направлены в настоящее время на захват ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во властные структуры, прежде всего на региональном уровне.

Информация о работе Организованная преступность