Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:26, курсовая работа
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Общие положения уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств ……..……..………5
1.1Характеристика незаконного оборота наркотических средств (общие положения) ………………………………………………………………….…….5
1.2 Способы хранения и сбыта наркотических веществ ……………….…...….16
Глава 2. Проблемы расследования указанной категории преступлений ………22
Глава 3. Анализ ситуаций, связанных с оборотом наркотиков в России …....…30
Заключение ……………………………
Все типичные следственные версии проверяются путем проведения следственных действий, имеющие свои особенности.
Особый интерес вызывают контрверсии (версии защиты), так как они по делам о незаконном изготовлении, хранении и сбыте синтетических наркотических средств наименее исследованы. Они могут создать дополнительные трудности в ходе расследований преступлений, если следователь не принял во внимание их возможное появление.
Версии защиты — это не только версии, предложенные следователю и суду обвиняемым либо его защитником, и принятые следователем к проверке, но также версии, предложенные специалистами, экспертами, свидетелями, прокурором, выдвинутые самим следователем и проверяемые им, которые могут помочь всесторонности и объективности расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Контрверсии могут выдвигаться по поводу любых обстоятельств события преступления. Их исследование является самостоятельным и сложным вопросом, и поэтому нам представляется важным перечислить их применительно к преступлениям, связанным с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств:
• в процессе органического синтеза преступники изготавливали не наркотик, а какое-либо другое вещество (не являющееся наркотическим);
• подготовленные для синтеза химические вещества являлись исходными веществами и применялись в хозяйственных или научных целях; не знали, что изготовленный в процессе синтеза препарат является наркотическим (например, ссылаются на то, что фенамин является лекарственным препаратом и ссылаются на «Справочник лекарственных препаратов» под редакцией М.Д. Машковского);
• подготавливают себе алиби;
• отводят себе второстепенную роль при изготовлении, хранении и сбыте наркотиков (например, при сбыте или хранении наркотика подозреваемый ссылается на то, что не знал о содержимом (например, пакет, который ему передал какой-либо знакомый);
• обнаружение при обысках записей с методиками синтеза наркотических средств подозреваемые объясняют тем, что они самостоятельно решили повышать свой интеллектуальный уровень с целью более углубленного изучения какого-либо предмета (обычно таких, которые изучают в вузах);
• не предполагали, что изготавливают наркотик, так как ни в какой литературе о физиологических свойствах, в частности наркотических, не было это отражено, а по одной структур ной формуле, находившейся в распоряжении преступника, судить невозможно;
• заявляют, что они изготавливали или сбывали наркотики с целью избавить людей от некоторых физических недостатков (полнота, отсутствие волос на голове, небольшой рост, импотенция).
Глава 3. Анализ ситуаций, связанных с оборотом наркотиков в России
Анализ наркологической ситуации в настоящее время свидетельствует о том, что:
- меры борьбы с незаконным оборотом, производством, распространением и злоупотреблением наркотическими средствами остаются малоэффективными и не оказывают сколько-нибудь существенного положительного влияния на данную ситуацию и состояние правопорядка;
- преступления, связанные с наркотиками, приобретают ярко выраженный организованный, межрегиональных характер;
- сеть лиц, участвующих в наркобизнесе, становится все более разветвленной и законспирированной;
- в незаконном обороте нарастают синтетические (наиболее опасные по последствиям злоупотребления ими) наркотические средства, изготавливаемые в подпольных лабораториях с использованием химических реагентов, оборудования предприятий и научно-исследовательских учреждений;
- обозначилась проблема массового поступления наркотиков из-за рубежа, растет их контрабанда.
Поскольку наркотики являются уникальным товаром на «рынке» психологических потребностей человека (адекватной замены им пока не найдено), очевидна целесообразность рассмотрения наркотизма как экономического феномена с целью определения путей выработки стратегии и тактики управляющего воздействия на него.
Исследования, посвященные наркомании и наркобизнесу, свидетельствуют о чрезвычайной важности этих проблем в настоящее время. Вместе с тем вопросы создания модели иаркобианеса, адекватно отражающей его социально-экономическую сущность, которая позволила бы выработать эффективную стратегию и комплексную программу воздействия на него, изучены явно недостаточно. Соответствующие исследования в основном посвящены медико-биологическим, социально-психологическим и личностным аспектам указанной проблемы и базируются на различных методиках изучения личности наркоманов. Очевидно, что при таком подходе в поле зрения исследователей попадает линь незначительная часть лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в основном - их немедицинские потребители. В результате, вследствие высокой латентности наркобизнеса, все ею отсутствует модель, достаточно полно отражающая его сущность и содержание.
Одним из вариантов такой модели, адекватно отражающей сущность наркобизнеса, является «рынок» в широком смысле этого слова.
На основе современной теории рыночных отношений ученые анализируют основные концепции наркомаркетинга с целью определения адекватных подходов к созданию государственной комплексной программы целевого управляющего воздействия на черный рынок наркотиков, имеющей конечной целью его ликвидацию. В основу такой программы следует положить стратегию противо-действующего маркетинга, поскольку иррациональность спроса на наркотики немедицинских потребителей с позиций интересов общества и государства не вызывает сомнений. Задача ликвидации или снижения спроса на наркотики - основа противодействующего маркетинга, который представляет наркотики как личностно вредный и социально нежелательный товар.
В результате отсутствия системного подхода в отдельных функциональных организационных системах сложились обособленные стратегии, которые. как правило, не давали, не дает и не могут дать положительных результатов, а весь комплекс мер по борьбе с наркотизмом несмотря на многочисленные решения и указания на всех уровнях, продолжает находиться в неудовлетворительном состоянии: не хватает специалистов-наркологов, клиник и диспансеров (не говоря уже про «центры реабилитации». которых просто нет), наркологических и токсикологических лабораторий, действенных медицинских препаратов и методик лечения наркоманов и токсикоманов, профилактических центров, эффективных гербицидов для выборочного уничтожения наркотикосодержащих растений и многого другого. Анализ деятельности повсеместно созданных ведомственных и межведомственных комиссий по борьбе с наркоманией свидетельствует об их низкой компетенция и фактическом бесправии. Зачастую, особенно на низовом уровне, подразделения БНОН укомплектованы недостаточно опытными и компетентными сотрудниками, не имеющими к току же необходимой оперативной техники, средств связи и транспорта. Учет наркоманов и немедицинских потребителей наркотических средств не всегда налажен должным образом.
Эффективность любой деятельности во многом зависит от ее материально-технического, криминалистического обеспечения и профессионализма исполнителей.
К условиям возникновения и развития наркобизнеса с точки зрения перспективности воздействия на них силами правоохранительных органов относятся:
1. Условия, связанные с недостатками в организации легального производства, транспортировки, распределения, хранения и использования наркотических средств и их прекурсоров;
2. Условия, вызванные недостатками в антинаркотической деятельности.
3. Условия, связанные с недостатками в проведении общепредупредительных мероприятий по борьбе с наркоманией и в организации лечения наркоманов.
4. Условия, вызванные недостатками управления в сфере борьбы с наркобизнесом.
Деятельность правоохранительных органов должна быть направлена прежде всего на сферу экономических отношений, складывающихся на нелегальном наркорынке. Данные органы должны не только выявлять правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и причастных к ним лиц, но и выполнять организационные функции, связанные с координацией всей деятельности по борьбе с наркотиками.
ФСКН должна нести общую ответственность за соответствующие правоохранительные и правоприменительные действия, а поэтому принимать наибольшее участие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, осуществляемым как организованными преступными формированиями, так и отдельными лицами, и требующим расследования как внутри страны, так и за рубежом. Органы БНОН также должны проводить финансовые расследования с целью обнаружения, замораживания и конфискации .доходов от торговли наркотиками; собирать разведывательную информацию о преступной деятельности для подготовки целевых операций; сотрудничать с зарубежными правоохранительными органами как в проведении операций, так и путем обмена разведывательными данными.
К основным направлениям повышения эффективности борьбы органов БНОН с распространением наркотиков относятся:
- расширение и углубление сотрудничества в области борьбы с наркопреступностыо между регионами - производителями, поставщиками и потребителями наркотиков;
- совершенствование и законодательное закрепление правового статуса правоохранительных органов в рамках которого должны быть четко определены права и обязанности сотрудников различных ее служб;
- совершенствование методов и технических средств как криминалистических, так и анализа данных, имеющих отношение к преступлениям данной категории, а также сведений о лицах, подозреваемых в совершении этих противозаконных действий:
- существенное повышение уровня специальной подготовки как сотрудников соответствующих служб БНОН, так и служащих других государственных органов, имеющих непосредственное отношение к борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- расширение масштабов и повышение качества антинаркотической пропаганды.
Наиболее перспективной стратегией эффективного противодействия преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, является повышение фактора ожидаемого риска наркодельцов до такого уровня, когда расходы наркобизнеса, связанные с обеспечением безопасности, превысят его доходы. Силами правоохранительных органов при правильной организации их деятельности в сфере борьбы с наркотизмом и соответствующем нормативном, кадровом и материально-техническом обеспечении такая задача представляется вполне реальной. Большую роль в деле профилактики наркомания могут сыграть специально подготовленные сотрудники ФСКН, закрепленные за учебными заведениями, детскими и молодежными учреждениями, которые будут осуществлять предметные комплексные мероприятия по ранней превенции наркотизации молодежи. Их деятельность должна строиться на основе тесного сотрудничества с педагогами и врачами.
В целях решений вышеуказанных задач специалистами предлагается:
1. Обеспечить должную материально-техническую базу (транспорт, связь, крим- и спецтехнику, аппаратуру экспресс-диагностики и т.д.) функционирования этих подразделений.
2. Укомплектовать эти подразделения сотрудниками, имеющими желание и необходимые знания для этой работы, а при необходимости организовать их дополнительное обучение.
3. Периодически проводить целевую стажировку сотрудников низовых подразделений (с аттестационным заключением);
4. Осуществлять с интервалом три-четыре года ротацию всех кадров, непосредственно связанных с лицами, подозреваемыми в причастности к незаконному обороту наркотиков.
5. Разработать и внедрить систему взаимодействия ФСКН с другими правоохранительными органами и с иными ведомствами и организациями.
6. Определить источники и порядок финансирования таких подразделений, включая существенное материальное стимулирование их личного состава за успешное решение служебных задач.
Историко-правовой анализ наркотизма убедительно свидетельствует о том. что каждое новое открытие в науке, технике и технологии может вызывать в том числе и криминогенный эффект. Правоохранительные органы обязаны проводить экспертизу этих открытий с целью прогнозирования их возможного использования в незаконном обороте наркотиков и принятия необходимых превентивных мер.
Заключение
В настоящий момент статья 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за названные в ней преступные действия - незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, совершенные без цели сбыта только в крупном (ч. 1 ст. 228 УК РФ) и особо крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ).
УК РФ, в части 1 которой сказано о том, что незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Часть 2 этой же статьи закрепляет, что те же деяния, совершенные:
а)группой лиц по предварительному сговору;
б)в крупном размере;
в)лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении
заведомо несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок
от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
трех лет либо без такового.
Согласно части 3 статьи 228.1. деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а)организованной группой;
б)лицом с использованием своего служебного положения;
в)в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего
возраста;
г)в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок
от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
пяти лет либо без такового.