Наркотики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Общие положения уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств ……..……..………5
1.1Характеристика незаконного оборота наркотических средств (общие положения) ………………………………………………………………….…….5
1.2 Способы хранения и сбыта наркотических веществ ……………….…...….16
Глава 2. Проблемы расследования указанной категории преступлений ………22
Глава 3. Анализ ситуаций, связанных с оборотом наркотиков в России …....…30
Заключение ……………………………

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

   Все типичные следственные версии проверяются путем проведения следственных действий, имеющие свои особенности.

 Особый интерес вызывают контрверсии (версии защиты), так как они по делам о незаконном изготовлении, хранении и сбыте синтетических наркотических средств наименее исследованы. Они могут создать дополнительные трудности в ходе расследований преступлений, если следователь не принял во внимание их возможное появление.

Версии защиты — это не только версии, предложенные следователю и суду обвиняемым либо его защитником, и принятые следователем к проверке, но также версии, предложенные специалистами, экспертами, свидетелями, прокурором, выдвинутые самим следователем и проверяемые им, которые могут помочь всесторонности и объективности расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Контрверсии могут выдвигаться по поводу любых обстоятельств события преступления. Их исследование является самостоятельным и сложным вопросом, и поэтому нам представляется важным перечислить их применительно к преступлениям, связанным с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств:

• в процессе органического синтеза преступники изготавливали не наркотик, а какое-либо другое вещество (не являющееся наркотическим);

• подготовленные для синтеза химические вещества являлись исходными веществами и применялись в хозяйственных или научных целях; не знали, что изготовленный в процессе синтеза препарат является наркотическим (например, ссылаются на то, что фенамин является лекарственным препаратом и ссылаются на «Справочник лекарственных препаратов» под редакцией М.Д. Машковского);

• подготавливают себе алиби;

• отводят себе второстепенную роль при изготовлении, хранении и сбыте наркотиков (например, при сбыте или хранении наркотика подозреваемый ссылается на то, что не знал о содержимом (например, пакет, который ему передал какой-либо знакомый);

• обнаружение при обысках записей с методиками синтеза наркотических средств подозреваемые объясняют тем, что они самостоятельно решили повышать свой интеллектуальный уровень с целью более углубленного изучения какого-либо предмета (обычно таких, которые изучают в вузах);

• не предполагали, что изготавливают наркотик, так как ни в какой литературе о физиологических свойствах, в частности наркотических, не было это отражено, а по одной структур ной формуле, находившейся в распоряжении преступника, судить невозможно;

• заявляют, что они изготавливали или сбывали наркотики с целью избавить людей от некоторых физических недостатков (полнота, отсутствие волос на голове, небольшой рост, импотенция).

 

Глава 3.     Анализ ситуаций, связанных с оборотом наркотиков в России

 

Анализ наркологической ситуации в настоящее время свидетельствует о том, что:

     - меры борьбы с  незаконным  оборотом,   производством, распространением и злоупотреблением наркотическими средствами остаются малоэффективными и не  оказывают сколько-нибудь существенного положительного влияния на данную ситуацию и состояние правопорядка;              

     - преступления,   связанные с наркотиками,  приобретают ярко выраженный организованный, межрегиональных характер;

     - сеть лиц,  участвующих в наркобизнесе, становится все более разветвленной и законспирированной;

     - в незаконном обороте нарастают синтетические (наиболее опасные по последствиям злоупотребления ими)   наркотические средства, изготавливаемые    в подпольных лабораториях с использованием химических реагентов,  оборудования предприятий и научно-исследовательских учреждений;

     - обозначилась проблема массового поступления  наркотиков из-за рубежа, растет их контрабанда.

  Поскольку наркотики  являются  уникальным товаром  на «рынке» психологических   потребностей  человека (адекватной замены им пока не найдено), очевидна целесообразность рассмотрения наркотизма как экономического феномена с целью определения путей выработки стратегии и тактики управляющего воздействия на него.

   Исследования, посвященные наркомании и наркобизнесу, свидетельствуют о чрезвычайной важности этих проблем в настоящее время. Вместе с тем вопросы создания модели иаркобианеса, адекватно отражающей его социально-экономическую сущность, которая позволила бы выработать эффективную стратегию и комплексную программу воздействия на него, изучены явно недостаточно. Соответствующие исследования в основном посвящены медико-биологическим,    социально-психологическим и личностным аспектам указанной проблемы и базируются на различных методиках изучения личности наркоманов. Очевидно, что при таком подходе в поле зрения исследователей попадает линь незначительная часть   лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в основном - их немедицинские потребители. В результате, вследствие высокой латентности наркобизнеса, все ею отсутствует модель, достаточно полно отражающая его сущность и содержание.

Одним из вариантов такой модели, адекватно отражающей сущность наркобизнеса, является «рынок» в широком смысле этого слова.

На основе современной теории рыночных отношений ученые анализируют основные концепции наркомаркетинга с целью определения адекватных подходов к созданию государственной комплексной программы целевого управляющего воздействия на черный рынок наркотиков, имеющей конечной целью его ликвидацию. В основу такой программы следует положить стратегию противо-действующего маркетинга, поскольку иррациональность спроса на наркотики немедицинских потребителей с позиций интересов общества и государства не вызывает сомнений. Задача ликвидации или снижения спроса на наркотики - основа противодействующего  маркетинга, который представляет наркотики как личностно вредный и социально нежелательный товар.

 В результате отсутствия системного подхода в отдельных функциональных организационных системах сложились обособленные стратегии,  которые. как правило,  не давали, не дает и не могут дать положительных результатов,  а весь комплекс мер по борьбе с  наркотизмом несмотря на многочисленные решения и указания на всех уровнях, продолжает находиться в неудовлетворительном состоянии:   не хватает специалистов-наркологов, клиник и диспансеров (не говоря уже про «центры реабилитации». которых просто нет), наркологических и токсикологических лабораторий,  действенных медицинских препаратов и методик лечения   наркоманов  и токсикоманов,  профилактических центров, эффективных  гербицидов для выборочного уничтожения наркотикосодержащих растений и многого другого. Анализ деятельности повсеместно созданных ведомственных  и межведомственных комиссий по борьбе с наркоманией свидетельствует об их низкой компетенция и фактическом бесправии.   Зачастую, особенно на низовом уровне, подразделения БНОН укомплектованы недостаточно опытными и компетентными сотрудниками, не  имеющими  к току же  необходимой оперативной техники,  средств связи и транспорта. Учет наркоманов и немедицинских потребителей наркотических средств не всегда налажен должным образом.   

 Эффективность любой  деятельности  во многом зависит от ее материально-технического, криминалистического обеспечения и  профессионализма исполнителей.

К условиям возникновения и развития наркобизнеса с точки зрения перспективности воздействия на них силами правоохранительных органов относятся:

     1. Условия,  связанные с недостатками в организации легального производства,  транспортировки, распределения, хранения и использования наркотических средств и  их  прекурсоров;

     2. Условия,  вызванные недостатками в антинаркотической деятельности.

     3. Условия, связанные с недостатками в проведении  общепредупредительных мероприятий  по борьбе с наркоманией и в организации лечения наркоманов.

     4. Условия,   вызванные недостатками управления в сфере борьбы с наркобизнесом.                  

     Деятельность правоохранительных органов должна быть направлена прежде всего на сферу экономических отношений, складывающихся на нелегальном наркорынке.  Данные органы должны не только выявлять правонарушения,    связанные  с незаконным оборотом наркотиков и причастных к ним лиц,  но и выполнять организационные функции,  связанные с координацией всей деятельности по борьбе с наркотиками.      

ФСКН должна нести общую ответственность за соответствующие правоохранительные и правоприменительные действия, а поэтому принимать наибольшее участие в борьбе  с  незаконным оборотом наркотиков,  осуществляемым как организованными преступными формированиями,  так  и отдельными лицами,  и требующим расследования как внутри страны, так и за рубежом.  Органы БНОН  также  должны проводить финансовые расследования с целью обнаружения,  замораживания и конфискации .доходов от  торговли  наркотиками; собирать разведывательную  информацию о преступной деятельности для подготовки целевых операций; сотрудничать с  зарубежными правоохранительными органами   как в проведении операций, так и путем обмена разведывательными данными.

К основным направлениям повышения эффективности борьбы органов БНОН с распространением наркотиков относятся:

     - расширение  и  углубление  сотрудничества  в  области борьбы с наркопреступностыо между регионами - производителями, поставщиками и потребителями наркотиков;

     - совершенствование  и законодательное закрепление правового статуса правоохранительных органов в рамках которого должны быть  четко определены права и обязанности сотрудников различных ее служб;

     - совершенствование методов и технических средств как криминалистических, так и анализа данных,  имеющих отношение к преступлениям данной категории, а также сведений о лицах, подозреваемых в совершении этих противозаконных действий:

     - существенное  повышение уровня специальной подготовки как сотрудников соответствующих служб БНОН,  так и служащих других государственных органов, имеющих непосредственное отношение к борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

     - расширение  масштабов и повышение качества антинаркотической пропаганды.

Наиболее перспективной стратегией эффективного противодействия преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков,   является повышение фактора ожидаемого риска наркодельцов до такого уровня,  когда расходы наркобизнеса, связанные с обеспечением безопасности, превысят его доходы. Силами правоохранительных органов при правильной организации их деятельности в сфере борьбы с наркотизмом  и соответствующем нормативном, кадровом и материально-техническом обеспечении такая задача представляется вполне реальной.  Большую роль в деле профилактики наркомания могут сыграть специально подготовленные сотрудники ФСКН,  закрепленные за учебными заведениями, детскими и молодежными учреждениями, которые  будут осуществлять предметные комплексные мероприятия по ранней превенции наркотизации молодежи. Их деятельность должна строиться на основе тесного сотрудничества с педагогами и врачами.

 В целях   решений вышеуказанных задач  специалистами предлагается:

1. Обеспечить   должную  материально-техническую базу (транспорт, связь, крим- и спецтехнику, аппаратуру экспресс-диагностики и т.д.) функционирования этих подразделений.

2. Укомплектовать эти подразделения сотрудниками, имеющими желание и необходимые знания для этой работы, а при необходимости организовать их дополнительное обучение.

3. Периодически проводить целевую стажировку сотрудников низовых подразделений (с аттестационным заключением);

4. Осуществлять с интервалом три-четыре года ротацию всех кадров, непосредственно связанных с лицами, подозреваемыми в причастности к незаконному обороту наркотиков.                             

5. Разработать и внедрить систему взаимодействия ФСКН с другими правоохранительными органами и с иными ведомствами и организациями.

6. Определить источники и порядок финансирования таких подразделений, включая существенное материальное стимулирование их  личного состава за успешное решение служебных задач.

 Историко-правовой анализ  наркотизма убедительно свидетельствует о том. что каждое новое открытие в науке, технике и технологии  может вызывать в том числе и криминогенный эффект. Правоохранительные органы обязаны проводить экспертизу этих открытий с целью прогнозирования их возможного использования в незаконном  обороте  наркотиков и принятия необходимых превентивных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящий момент статья 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за названные в ней преступные действия - незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, совершенные без цели сбыта только в крупном (ч. 1 ст. 228 УК РФ) и особо крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ).

УК РФ, в части 1 которой сказано о том, что незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

Часть 2 этой же статьи закрепляет, что те же деяния, совершенные:

а)группой лиц по предварительному сговору;

б)в крупном размере;

в)лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении
заведомо несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок
от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
трех лет либо без такового.

Согласно части 3 статьи 228.1. деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а)организованной группой;

б)лицом с использованием своего служебного положения;

в)в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего
возраста;

г)в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок
от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
пяти лет либо без такового.

Информация о работе Наркотики