Криминальная субкультура: её воздействие на общество и способы блокирования такого воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество в последнее десятилетие оказалось под сильным давлением криминальных группировок. Это произошло в силу ряда причин. Главной из них является глубокий социально-экономический кризис, поразивший российское общество. Кроме того, в результате деятельности исполнительной власти в России криминальный мир получил возможность распространить свое влияние на широкую сферу социально-экономической деятельности.

Оглавление

Ведение
Криминальная субкультура и её содержание
История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

           Эмпирические  признаки криминальной  субкультуры.  Для определения  сформированности  и действенности криминальной  субкультуры необходимо  наличие следующих критериев:

            Признаки,   характеризующие   межгрупповые   отношения и   групповую   иерархию.

                  Наличие    в учреждении    (населенном    пункте, микрорайоне)    враждующих    между собой    группировок    и конфликтов    между ними.

               Жесткая    групповая    стратификация    с делением    людей на «чужих»    и «своих»,  а    «своих» на    касты.

               Наличие    многообразных    привилегий    для «элиты»    и различных    табу.

               Распространенность    ритуалов  «прописки»    новичков.

                Признаки,   характеризующие   отношение к   слабым, «низам»   и «отверженным».

                  Факт    появления    «отверженных»    («неприкасаемых»).

               Клеймение    вещей и предметов    которыми должны    пользоваться    только «неприкасаемые».

               Подверженность    «низов» поборам    и вымогательству.

               Распространенность    специальных    способов снижения    статуса: мужеложство,    «вафлерства»,    «парафина»,    стирки носков    и др.

               Распространенность    симуляции    болезней и    членовредительства    среди «низов».

                Признаки,   характеризующие   отношение к   режиму и воспитательной   работе.

                  Групповые    нарушения    режима учреждения    и групповые    неповиновения

               Групповые    побеги, уходы    из дома, бродяжничество    (для  подростков)

               Уклонение    «авторитетов»    от работ

               Отказ    от работы в    официальном    активе или    двурушничество.

               Проявление    актов вандализма.

                Признаки,   характеризующие   способы проведения   свободного   времени.

                  Распространенность    азартных  игр

               Распространенность    тюремных  способов    проведения    досуга, тюремной    лирики и  тюремных    поделок.

               Групповое    употребление    токсичных и    наркотических    веществ,    распространенность    чифироварения.

                Признаки,   характеризующие   способы общения,   опознания  и   связи.

                  Распространенность    кличек  как    средства    стигматизации.

               Распространенность    татуировок    как знаковой    системы общения,    опознания    «своих» и    стигматизации.

               Распространенность    уголовного    жаргона и других    способов  общения,    принятых в    уголовной    среде.

             Криминальная  субкультура  включает в себя  субъективные  человеческие  силы и способности,  реализуемые  в групповой  криминальной  деятельности  (знания, умения,  профессионально-преступные  навыки и привычки,  этические  взгляды, эстетические  потребности,  мировоззрение,  формы и способы  обогащения,  способы разрешения  конфликтов,  управления  преступными  сообществами,  криминальную  мифологию,  привилегии  для «элиты»,  предпочтения,  вкусы и способы  проведения  досуга, формы  отношений к  «своим», «чужим»,  лицам противоположного  пола и тому  подобное) предметные  результаты  деятельности  преступных  сообществ  (орудия и способы  совершения  преступлений,  материальные  ценности, денежные  средства и тому  подобное).

           Все   это находит  отражение,  прежде  всего,  в особой «философии»  уголовного  мира, оправдывающей  совершение  преступлений,  отрицающей  вину и ответственность  за содеянное,  заменяющей  низменные  побуждения  благородными  и возвышенными  мотивами: в  насильственных  преступлениях  – чувством  «коллективизма»,  товарищеской  взаимопомощи,  обвинением  жертвы и так  далее; в корыстных  преступлениях  – идеей перераспределения  имеющейся у  людей собственности  и её присвоения  с самой разнообразной  «позитивной»  мотивацией.  Переход к рыночным  отношениям  стимулировал  в преступной  среде идею  быстрого обогащения,  пренебрежения  экономическими  интересами  других людей,  что дало вспышку  корыстной  преступности  со своими жесткими  правилами игры.

           Криминальная  субкультура  базируется  на дефектах  правосознания,  среди которых можно выделить  правовую  неосведомленность и дезинформированность,  социально-правовой  инфантилизм,  правовое  бескультурье,  социально-правовой  негативизм  и социально-правовой  цинизм. При  этом дефекты  правосознания  усугубляются  дефектами  нравственного  сознания,  пренебрегающего  общечеловеческими  принципами  морали.

           Однако  этические  воззрения   уголовного  мира неоднородны.  В них проявляется  ряд как  бы  противоположных  тенденций,  влияющих на  установки  личности и  группы:

            возврат   к классическим   «воровским   традициям»   (тенденции   традиционализма);   к «законам   нэпманских   воров»;

             обновление   воровских   «законов»  в   связи с изменениями   в обществе   (тенденции   модернизма);

             ужесточение   нравов преступного   сообщества   (тенденция   вульгаризации   криминальной   субкультуры,   так называемый   «беспредел»);

             копирование   норм и законов   жизни общества   в связи с его   демократизацией   (тенденция   демократизации).

          Важное  место в криминальной  субкультуре  занимают «мифы»  (уголовная  мифология),  насаждающая   образы «удачливого  вора»,  «смелого  разбойника»,  «несгибаемого  парня», культивирующие  «воровскую  романтику»,  «идею воровского  братства»,  «воровскую  честность»  и тому подобное,  способствующие  сплочению  преступных  групп, возникновению  определенных  уголовных  традиций.  

           Функции  криминальной  субкультуры.  Все структурные  элементы криминальной  субкультуры  взаимосвязаны,  взаимопроникают  друг в друга.  Однако в зависимости  от выполняемых  функций их  можно классифицировать  на следующие  группы:

            Стратификационные   (нормы и  правила   определения   статуса личности   в группе и уголовном   мире, клички,   татуировки,   привилегии   для «элиты»);

             поведенческие   («законы», «наказы»,   правила поведения   для различных   классификационных   каст, традиции,   клятвы, проклятия);

             пополнения   уголовного   сообщества   «кадрами» и   работа с новичками   («прописка»,   «приколы»,   определение   сфер и зон   преступного   промысла);

             опознания   «своих» и «чужих»   (татуировки,   клички, уголовный   жаргон);

             поддержания   порядка в уголовном   мире, наказания   провинившихся,   избавления   от неугодных   («разборки»,   стигматизация,   остракизм,   «опускание»);

             коммуникации   (татуировки,   клички, клятвы,   уголовный   жаргон, «ручной   жаргон»);

             сексуально-эротические   (эротика  как   ценность,   «вафлерство»,   «парафин»,   мужеложство   как  способы   снижения статуса   неугодным   лицам и др.);

             материально-финансовые   (изготовление   и хранение  орудий совершения   преступлений,   создание «общей   кассы» для   взаимопомощи,   аренда помещений   под притоны   и др.);

             досуговые   (извращенная   культура  отдыха   и развлечений);

             функция   специфического   отношения к   своему здоровью   – от полного   пренебрежения   им: наркомания,   пьянство,   членовредительство   – до культуризма,   активных занятий   спортом в интересах   криминальной   деятельности.

          Хотя  приведенная  классификация   атрибутов  криминальной  субкультуры  в известной  степени является  условной, носящий  рабочий характер,  но за неимением  лучшего, она  позволяет  моделировать  элементы криминальной  субкультуры  для более глубокого  изучения.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История  возникновения  и проникновения  татуировок  в преступный  мир.

 

           Вряд  ли какой-либо  другой  области  в криминалистике  было уделено  так мало внимания,  как изучению  символики  татуировок  у судимых за  уголовные   преступления.  А ведь зная  значения рисунков,  надписей, их  традиционное  располо­жение на теле, сотрудник правоохранительных  органов может легко определить  склонность  ранее судимых к определенным  видам уголовных проявлений.

           К сожалению,  татуировки  довольно  долго  использовались  главным образом  для идентификации,  опознания.  Например, в  первые годы  советской  власти для этих  целей была  введена обязательная  регистрация  татуировок  у преступников.  Между тем татуировки  содержат более  широкую информацию,  они, как правило,  близки (своей  символикой,  сюжетом) преступ­нику  по духу, по его  специализации,  по конкретному  уголовно­му  делу, по тому  месту, которое  он занимает  в уголовной  иерархии. Если  раскодировать  эти рисунки  на теле, они  могут многое  рассказать  о вкусах их  носителей,  выдать некоторые  биографические  данные. Часто  татуировки  становились  причи­ной  арестов, но  страсть к рисовке,  желание внушать  страх окружающим  всегда были  у блатарей  сильнее осторожности.  Лишившись своих  особых примет,  они отказали  бы себе во многих  удовольствиях.

           Что  же такое татуировка?  Это искусственное  нарушение   це­лостности  кожного покрова   с помощью колющих  (режущих)  инструментов  и последующее   введение в кожу  красящих веществ   с целью получения стойких, не  исчезающих  рисунков или иных изображений.

           Слово  «татуировка»,  как полагают  одни исследователи,  происходит  от полинезийского  «тэту», что   означает «рисунок»,  или от  «Тики»  — имени полинезийского  бога, по преданию,  явившего татуировку  миру. Другие  исследователи  считают, что  слово «татуировка»  произошло от  явайского корня  «тау», соот­ветствующего  полинезийскому  «тату» и переводящегося  как «рана»,  «раненый».

           Доктор  Гелльштерн  в работе «Татуировки у преступников»,  говоря о происхождении термина «татуировка»,  утверждает,  что это мореплаватель Кук привез его с острова Гаити,  где местные жители наносили  татуировки  для отметки членов своего  племени в знак  наступления половой зрелости,  каких-либо  особых заслуг  перед племенем,  из суеверий  и т. д. Из литературы  известно, что  татуировка  часто встречалась  у лиц католического  вероисповедания  и введена была  ксендзами с  целью предупреждения  перехода паствы  в магометанство:  на тело наносилась  татуировка  в виде креста.

           Первые  сведения о  татуировке  среди европейцев,  по сооб­щению  профессора  Рикке, относятся   к началу XVIII века,  когда на  ярмарках  стали появляться  татуированные   люди, которые  за деньги  демонстрировали  свое тело. В  литературе  упоминается  имя албанца  Александриноса,  нажившего на  подобных сеансах  целое состояние.

           В 1890 году  известность  получила  француженка  «Прекрасная   Ирэна» , которая  выступала с   показом своей  татуировки  в публичных  местах, что  считалось в  те времена  ред­ким экзотическим  зрелищем.

           С тех  пор татуировка  очень  быстро  распространилась,  осо­бенно  среди  моряков. Проникла  она  и в преступный  мир.

           Первым  обратил внимание  на широкое  распространение  татуировки  среди преступников  и рассмотрел  ее как проявление  атавизма и как  признак нравственно  дефектных людей  Ломброзо. В  настоящее время  понятна ошибочность  такого толкования.  Серьезное  изучение этого  вопроса показало,  что первоначально  рисунки преступников  носили подражательный  характер, были  просты и наивны.  Интерес представлял  сам процесс  татуирования.  С годами к татуировке  стали относиться  серьезнее:

           имеющие  татуировку  начали  претендовать  на лидерство,  так как носили  на теле символ  сильного, выносливого  человека. Позднее  татуировка  для преступника  сделалась  своеобразным  тайным языком,  способом общения  с себе подобными  как на свободе,  так и в местах  заключения.

           Выработка изобразительной символики преступного мира происходила постепенно.  Со временем  канонизировались  либо ревизовались,  переоценивались рисунки. Татуировка  начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит уже для пере­дачи мысли  индивида, обозначения  его социальных  установок и  ценностных  ориентации.  Например, если  у осужденного  татуированы  на плечах шести-  или восьмиконечные  звезды, то это  означает, что  в местах лишения  свободы он  примкнет к  лицам, отрицательно  настроенным к правилам  внутреннего распорядка,  и будет ярым  отказчиком  от работы. (Каждый  вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению  воровских авторитетов,  иметь особый  дух. Для проверки  этого духа  про­водятся особые приемные  испытания,  называемые  пропиской.  Выдержал — получи возможность в среде своих занимать определенное  высокое место,  нет — ты опустился и уже те­ряешь  право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге  татуирована рука, сжимающая нож, то знающему  понятно:

           этот  человек был  судим  за хулиганство.

Информация о работе Криминальная субкультура: её воздействие на общество и способы блокирования такого воздействия