Криминалистическая характеристика и предупреждение организованной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

В России наблюдается весьма неблагоприятные фактические изменения преступности в целом и организованной преступности в частности, а также серьезные просчеты в борьбе с данными негативными явлениями. Одной из особенно опасных тенденций сегодняшней преступности является возрастание ее группового характера и особенно организованности.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие организованной преступности и её признаки. 4-9
2. Причины и условия организованной преступности. 9-15
3. Предупреждение организованной преступности. 15-21
Заключение. 22-23
Список литературы. 24-25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

     3. Конец XX - начало XXI в. - это время  высшей формы развития бизнеса  с экспансией транснациональных  корпораций и их интересов.

     Будучи  неотъемлемой частью обстановки в стране, организованная преступность, с одной  стороны, оказывает негативное воздействие  на все сферы общественного развития, а с другой - является следствием общих противоречий в этих же сферах общественной жизни.

 
  1. Предупреждение организованной преступности.

  Предупреждение  организованной преступности предполагает: единство общеорганизационной, предупредительной и правоохранительной деятельности, реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер. Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

  Специально-криминологические  меры предполагают осуществление правоохранительными  органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию  криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью  указанных мер в ближайшее  время — задача нереальная. Ее решение  зависит в большей степени  не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного  проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства  и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

  Специально-криминологическое  предупреждение правоохранительными  органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в  большей степени осуществляется посредством реализации мер общей  профилактики и непосредственного  предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными  преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых  свидетельствуют о потенциальной  возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о  склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

  В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается  в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению  их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие  предупредительные меры: выявление  и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников; создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений; предотвращение замышляемых преступлений; пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений; целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования; реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

  Наряду  с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными  структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения  законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

  Эта работа осуществляется повседневно, а  также в ходе крупномасштабных целевых  операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически  важных товаров, оборота оружия и  наркотических средств.

  Предупреждение  организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего  правовую взаимопомощь, проведение согласованных  мероприятий против международных  преступных сообществ, обмен информацией.

     Предупреждение  организованной преступности правоохранительными  органами достигается в результате работы по определенным направлениям, к которым относятся следующие:

     - разобщение организованных преступных  формирований и их ликвидация;

     - предупреждение, выявление и пресечение  организованной преступной деятельности;

     - выявление, изобличение и привлечение  к сотрудничеству не основе  закона тех участников организованных  формирований, которые вели себя  пассивно, не совершали тяжких  и особо тяжких преступлений, были вовлечены в преступные  формирования обманом, с использованием  физического и психического насилия;

     - выявление, пресечение движения  и изъятие на основе закона  криминальных капиталов;

     - декриминализация «освоенных» организованными  преступниками государственных  структур, общественных институтов, сфер деятельности;

     - принятие мер по обеспечению  сотрудничества с население, юридическими  лицами, общественными организациями;

     - восстановление нарушенных организованной  преступностью отношений, законных  интересов граждан;

     - обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы с организованной преступностью;

     -разрушение экономической, политической, социальной и духовной основ организованной преступности;

     - борьба с коррупцией экстремизмом, терроризмом и иными опасными  формами криминального насилия;

     - эффективное уголовное преследование  по всем фактам проявления  организованной преступной деятельности, обеспечение неотвратимости предусмотренной  законом ответственности виновных;

     - обеспечение специализированной  подготовки и поддержание качественного  кадрового состояния и материально-ресурсного  обеспечения сил правопорядка, участвующих  в борьбе с организованной  преступностью;

     - постоянное совершенствование правовой  основы борьбы с учетом изменений  общества и трансформаций организованной  преступности, ее деятельности;

     - взаимодействие и координация  усилий всех субъектов, участвующих  в борьбе с организованной  преступностью;

     - развитие системы двусторонних  и многосторонних договоров между  государствами о сотрудничестве  в деле борьбы с транснациональной  организованной преступностью.

     В целом в сфере борьбы с организованной преступностью правоохранительными  органами проводится значительная работа. Ежегодно ими пресекается деятельность около 10 тыс. организованных преступных группировок (с общим числом участников - 70 тыс. человек), совершивших почти 30 тыс. преступлений, свыше 60% из которых  являются тяжкими или особо тяжкими. В число этих преступлений входят бандитизм, заказные убийства, террористические акты, вымогательства, захват заложников и т.п.

     Достигнутые результаты во многом определяются организационными мерами. Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое  обеспечение. Информационно-аналитическая  деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью  в сфере предупреждения ее проявлений преследует следующие цели:

     - выявление причин и условий,  способствующих проявлениям организованной  преступности, и лиц - потенциальных  участников преступных формирований;

     - получение и анализ сведений  о тенденциях преступности, процессах,  происходящих в преступной среде,  концентрация их в массивах  автоматизированных банков данных  и использование для проведения  оперативно-розыскных и профилактических  мероприятий в отношении лидеров  и участников организованных  преступных формирований;

     - организация системы информационного  обмена с правоохранительными  органами, контролирующими и иными  ведомствами и осуществление  совместных мероприятий по предупреждению  проникновения организованных преступных  формирований в сферу экономики  и политики.

     Важным  элементом организации предупредительной  работы подразделений по борьбе с  организованной преступностью является планирование. Стратегические вопросы  в этой сфере определяются федеральными целевыми программами по борьбе с  преступностью, а также Межгосударственной программой по борьбе с преступностью  на территории СНГ, соглашениями с отдельными государствами.

     Конкретные  мероприятия по предупреждению проявлений организованной преступности намечаются в ведомственных и межведомственных планах основных организационных и  практических мероприятий правоохранительных органов; в специальных планах проведения комплексных операций, оперативно-розыскных  мероприятий, целевых проверок, исследований и т.д.

     Взаимодействие  ведомств строится по таким основным направлениям, как взаимообмен информацией  и проведение совместных оперативно-профилактических операций.

     Продолжающийся  рост организованной преступности обусловливает  необходимость расширения круга  субъектов этой деятельности, привлечения  к борьбе с нею Федеральной  службы безопасности (в том числе  пограничной службы), органов таможенной службы. В целях более эффективной  работы на основании совместного  решения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России созданы следственно-оперативные  группы (СОГ), объединяющие усилия следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений соответствующих  органов по пресечению и расследованию  деятельности организованных преступных группировок. Эти группы комплектуются  из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников.

     Повышение эффективности борьбы с организованной преступностью будет способствовать организация оптимального взаимодействия российских правоохранительных служб  с Интерполом и другими международными структурами, противодействующими  организованной преступности.

     Успех предупредительной деятельности правоохранительных органов во многом также зависит  от качества подготовки кадров, эффективности  научных исследований, от разработки и умелого применения принципиально  новых, научно обоснованных подходов к  организации и методике профилактической и оперативно-розыскной деятельности.

 
 
 
 

     Заключение.

     Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на ключевые аспекты рассматриваемой  проблемы.

     Исчерпывающего  понятия организованной преступности, которое отражало бы одновременно уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты, еще не разработано. Но, несмотря на неоднородность признаков в определении организованной преступности сущность ее понимается всеми примерно одинаково. Организованная преступность представляет собой сложное социальное явление, отличающееся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей.

     Организованная  преступность является следствием общих  противоречий в различных сферах общественной жизни, результатом достаточно противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий. Причины и условия организованной преступности определяются как «внутренними», так и «вешними» факторами.

     Предупреждение  организованной преступности предполагает единство общеорганизационной, предупредительной  и правоохранительной деятельности. Реализация различных мер в рамках такой деятельности позволит стабилизировать  общество и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности. Задача решения этих проблем стоит как перед законодателем  и наукой, так и перед практическими  работниками.

     Изучение  феномена российской организованной преступности, основных этапов ее становления, направлений  деятельности на региональном, общероссийском и международном уровне позволяет  сделать вывод о том, что происходившие  в стране политико-экономические, социальные, криминогенные и иные процессы не только повлекли за собой рост преступности, но и привели к ее видоизменению. Сегодня процесс формирования и  институционализации российской организованной преступности практически завершен, и ее развитие вступает в новую стадию, которая, скорее всего, будет связана с попытками установить свою гегемонию в мировом криминальном «сообществе».

Информация о работе Криминалистическая характеристика и предупреждение организованной преступности