Экологическая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:22, реферат

Краткое описание

Особую экологическую опасность для РК и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда

Оглавление

1.Криминологическая характеристика ...………………….....…………3
2.Специфика причинности и детерминации …………………..……….4
3.Борьба с экологической преступностью………………………………6



Список использованной литературы ……………………………………10

Файлы: 1 файл

Криминология срс 6.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

      Общесоциалыные  меры предупреждения такой преступности должны быть направлены на развитие и  укрепление экономики страны, повышение  уровня благосостояния населения, его  экологической и правовой культуры. К первоочередным мерам следует отнести развитие и совершенствование законодательства, направленного на обеспечение экологического благополучия населения.

      Совершенствование законодательной базы обеспечения  экологического благополучия населения  в первую очередь связано с необходимостью срочного принятия ряда законов — об экологической безопасности населения, о рыболовстве, других законов, а также внесением необходимых изменений в действующее законодательство.

      Принятие  новых и внесение изменений в  действующие нормативные правовые акты должно быть достаточно продуманным, обоснованным, подкрепленным глубоким и всесторонним анализом ситуации и правоприменительной практики.

      Необходима  разработка и осуществление системы  мер обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.

      Важна разработка отечественной программы  оздоровления окружающей среды РК с  надлежащим ее финансовым и материально-техническим обеспечением. Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов.

      В последних детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологических преступлений в органы милиции и прокуратуры.

      В борьбе с экологической преступностью важно постоянно помнить, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровья и развития человека. В связи с этим необходимо усилить воздействие на нее правоохранительной системы.

      Особую  роль в системе органов специального предупреждения экологических преступлений играет прокуратура:

      во-первых, осуществляя надзор за исполнением  экологического законодательства, принимает меры к выявлению и пресечению экологических правонарушений, препятствуя их перерастанию в преступления;

      во-вторых, в процессе расследования экологических преступлений выявляет причины и условия, им способствующие, и принимает меры к их устранению;

      в-третьих, надзирая за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие, влияет на качество такой деятельности, в том числе борьбы с экологическими преступлениями;

      в-четвертых, осуществляет координацию всех правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью.

      Большое внимание прокуроры уделяют выявлению и устранению незаконных правовых актов. Растет число удовлетворенных протестов и удельный вес отмененных и измененных правовых актов. В настоящее время вследствие многолетней настойчивой работы, проводимой прокурорами, наметилась благоприятная тенденция снижения числа незаконных правовых актов, хотя о стабильности такой тенденции пока говорить рано.

      Ежегодно  органы прокуратуры выявляют и устраняют  большое количество правонарушений в сфере охраны земель, вод и  атмосферного воздуха. Вместе с тем в статистике данные показатели даются суммарно, что не позволяет дифференцировать их по отдельным видам и снижает в целом уровень информационного обеспечения борьбы с экологическими правонарушениями.

      Это свидетельствует о необходимости  расширения системы статистических показателей.

      Важную  роль в борьбе с экологической  преступностью призваны играть специализированные природоохранные прокуратуры.

      В условиях ухудшения экологической  обстановки жизненно важным является ужесточение государственного экологического контроля (включая экологический мониторинг), усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства. В настоящее время имеются немалые резервы повышения эффективности последнего. Растет число незаконченных расследованием уголовных дел, количество нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены за не розыском и неустановлением виновных.

      Такая ситуация ведет к безнаказанности  виновных и стимулирует их к продолжению  своей преступной деятельности. Кроме того, уголовная политика в сфере борьбы с экологической преступностью демонстрирует далеко не всегда оправданную «гуманизацию».

      При назначении уголовного наказания судами повсеместно допускались необоснованные послабления лицам, совершившим  экологические преступления, назначались наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, применялось условное осуждение и т. п. К лицам, осуждаемым за экологические преступления, применяются в основном наказания, не связанные с лишением свободы. Такая практика борьбы с экологической преступностью не оказывает должного профилактического воздействия, в частности, на лиц, совершающих экологические преступления на организованной основе, в виде промысла, ради извлечения сверхдоходов.

      Отрицательно  сказывается на борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями до сих пор нерешенный вопрос о  территориальных органах экологической  милиции. При этом в современных условиях ухудшения экологической ситуации, роста числа соответствующих правонарушений и преступлений, при наличии угрозы терроризма и экоцида повсеместное создание таких органов, а также специального экологического подразделения.

      Консолидации  сил и средств для защиты прав и законных экологических интересов личности, государства, общества могло бы способствовать формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.

      Большую роль в повышении профилактического воздействия на экологические правонарушения могло бы сыграть усиление координации и взаимодействия всех правоохранительных и контролирующих органов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. С этой целью необходимо создание координационного совета, способного объединить усилия различных заинтересованных субъектов профилактики экологических правонарушений.

      Целесообразна также разработка основных направлений  совершенствования научно-методического  обеспечения деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью; организация системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов на базе углубления их природоохранной специализации.

      Существенный  вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, а также средства массовой информации.

      Они взаимодействуют с государственными и иными органами, информируют  об экологических правонарушениях, вносят определенный вклад в правовую пропаганду и воспитание граждан в духе охраны окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

  1. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой.
  2. Криминология: Учебник для вузов/Агапов А.Ф.
  3. Конституция РК от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями.
  4. Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями
  5. Криминология. Учебное пособие. Москва. Зерцало, 1998 г.
  6. Криминология. Учебно-методические материалы и альбом схем. Учебное пособие под ред. С.Е. Вицина и В.А. Уткина. Москва, 1998 г.
  7. Конвенция ООН о преступлениях несовершеннолетних
  1. Кодекс  Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-3 "Экологический кодекс Республики Казахстан"

Информация о работе Экологическая преступность