Экологическая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:22, реферат

Краткое описание

Особую экологическую опасность для РК и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда

Оглавление

1.Криминологическая характеристика ...………………….....…………3
2.Специфика причинности и детерминации …………………..……….4
3.Борьба с экологической преступностью………………………………6



Список использованной литературы ……………………………………10

Файлы: 1 файл

Криминология срс 6.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Казахский Национальный Университет 

имени Аль-Фараби 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРС – 6

Предмет: Криминология

Тема: Экологическая преступность. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: ст-ка 1 курса 

заочное отделение 

Рыспаева  Ж.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2011 год 
 
 
 

      Содержание: 

   
  1. Криминологическая характеристика ...………………….....…………3
  2. Специфика причинности и детерминации …………………..……….4
  3. Борьба с экологической преступностью………………………………6
 
 

   Список  использованной литературы ……………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Криминологическая  характеристика

      Экологическая преступность — относительно массовое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности экологических преступлений, посягающих на отношения в сфере  охраны окружающей среды, экологическую  безопасность, экологические права  граждан, защищаемые Конституцией РК от 30 августа 1995 года, причиняющие или способные причинить вред окружающей среде и здоровью человека.

      Ответственность за экологические преступления предусмотрена  ст. 277—294 гл. 11 «Экологические преступления»  УК РК. Наряду с понятием «экологическая преступность» существует и более широкое понятие «преступность в сфере экологии», которое включает помимо перечисленных в гл. 11 УК РК и такие преступления, как нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 244 УК РК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 245 УК РК); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 247 УК РК); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 267 УК РК); жестокое обращение с животными (ст. 276 УК РК) и некоторые другие. За рамками гл. 11 УК РК оказался также экоцид, который оценивается законодателем как особо тяжкое преступление против мира и безопасности человечества (Глава 4 УК РК).

      Экологические преступления условно можно разделить на три группы:

      1) нарушения конкретных правил  экологической безопасности при  специальных видах деятельности;

      2) преступное загрязнение окружающей  среды; 

      3) незаконное завладение природными  ресурсами.

      Экологические преступления являются одним из наиболее распространенных и общественно опасных видов противоправных деяний. Они представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов, истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др.

      Наибольшее  распространение получили факты  незаконного вывоза леса и лесопродукции  из РК, связанные с недостоверным  декларированием лесоматериалов, перемещением лесоматериалов помимо таможенного  контроля, при этом таможенные органы зачастую не принимают достаточных мер к выявлению уголовно наказуемой контрабанды леса и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

      Особую  экологическую опасность для  РК и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов; незаконный ввоз в РК опасных отходов из зарубежных стран; незаконный экспорт и импорт озоноразрушающих веществ; незаконный вывоз из РК стратегически важных сырьевых ресурсов, вызывающий истощение и деградацию природной среды, редких, исчезающих видов дикой флоры и фауны Казахстана.

      Экологические преступления зачастую влекут за собой  огромные и невосполнимые экономические  потери. Стоимость незаконно изымаемых и нелегально вывозимых в другие страны биологических ресурсов шельфа и экономической зоны экспертами оценивается в миллиардах тенге. 

2. Особенности детерминации  и причинности

      Комплекс  взаимодействующих факторов, детерминирующих экологическую преступность, состоит из многочисленных и разноплановых обстоятельств. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным от особенности взаимодействия человека и природы.

      Переход Казахстана с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привел к целому ряду экономических и экологических проблем. Причины неблагоприятных тенденций экологической преступности определяются прежде всего сложной социально-экономической ситуацией, которая сложилась в постперестроечный период развития РК.

      Обозначились  противоречия интересов общества, государства  и его граждан в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Приватизация предприятий, деятельность которых негативно воздействует на окружающую среду и требует значительных затрат на ее охрану и минимизацию вредных воздействий, привела к тому, что на этих предприятиях происходит незаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранные цели, которые становятся для них крайне обременительными.

      Устранение  от разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы, а  также ненадлежащее их выполнение все  чаще оправдываются руководителями предприятий и предпринимателями  тем, что они вызываются необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции. Фактически же в основе такой политики лежит стремление получения сверхприбылей, в том числе за счет экономии средств на экологические  мероприятия, совершенствование технологий и другие средства минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

      Дешевизна природных ресурсов в РК, в свою очередь, также способствует их хищнической  эксплуатации с целью получения  в кратчайшие сроки максимальной прибыли.

      Антиэкологический характер носит динамика внешнеэкономических связей. Далеко не все экспортные потоки из РК находят отражение в официальной статистике. Так, по оценкам компетентных органов, примерно пятая часть казахстанского экспорта нефти и нефтепродуктов имеет контрабандный характер.

      Правительственные и деловые круги ряда зарубежных государств рассматривают природные  богатства РК как ресурсы, которые  можно использовать для решения  своих национальных или корпоративных  задач, не обращая внимание на негативные экологические последствия такой деятельности.

      В стране накапливаются вредные для  человека и природной среды токсичные  отходы, ядерные материалы, которые  не утилизируются и не перерабатываются из-за отсутствия средств. Повысилась угроза экологической безопасности населения страны.

      Технически  сложные, экологически опасные объекты  требуют соответствующей системы  управления и контроля. Они несовместимы с экономическим хаосом «дикого  рынка» и аморфностью управляющих структур. Рыночная экономика начинает серьезно угрожать экологии.

      К росту числа экологических правонарушений приводит судорожная погоня предпринимателей за прибылью в условиях слабеющего государственного контроля.

      Сложная криминальная ситуация создается и  в сфере землепользования.

      При проведении реорганизации органов управления в области природопользования не была предусмотрена служба по земельному контролю и надзору. В то же время земля стала объектом купли-продажи, возник «земельный рынок», который криминализируется при отсутствии надлежащего контроля со стороны государства. Значительную экологическую опасность представляют незаконные постройки в водоохранных зонах, обеспечивающих питьевое водоснабжение населения. При исполнении решений суда о признании возведенных капитальных объектов строительства самовольным захватом и об их сносе служба судебных приставов сталкивается с рядом организационных трудностей: оценка объектов недвижимости, определение стоимости затрат по сносу и др. Однако если незаконно возведенные объекты недвижимости не сносить, а ограничиться лишь штрафами, размер которых минимален, предотвратить дальнейший захват земель будет практически невозможно.

      Многие  зарубежные инвесторы, особенно представляющие средний и мелкий бизнес, размещают  на российской территории экологически вредные производства, чтобы избежать дополнительных расходов на выполнение жестких отечественных нормативов, снизить издержки и сбыть продукцию, не отвечающую требованиям безопасности: генно-модифицированные, патогенные, синтетические и иные вредные для здоровья населения товары.

      Падение жизненного уровня населения, низкие душевые  доходы, углубление материально-вещной дифференциации населения, безработица  и другие негативные факторы создают  благоприятную почву для криминализации населения. В условиях, когда остановлена значительная часть производства, незаконная добыча природных ресурсов для многих становится единственным источником существования. Не случайно на протяжении последних лет среди лиц, совершивших экологические преступления, 60% не имеют постоянного источника доходов и 7% являются безработными, тогда как среди иных категорий преступников данные составляют соответственно 53 и 5%. Многие лица, потерявшие легальные источники существования в результате экономических трудностей, идут на это вынужденно.

      Рост  экологической преступности связан и с несовершенством законодательства, его неполнотой, наличием различных коллизий и рассогласований. Это относится и к законодательству об ответственности за экологические преступления, в котором содержится множество отсылочных норм, отмечается несогласованность между разными нормами, отдельные недостаточно четкие формулировки и т. д.

      Существенное  влияние на рост экологической преступности оказало снижение активности государственных  контролирующих органов, связанное с постоянными реорганизациями и кадровыми переменами.

      В результате административной реформы  органы управления в области охраны окружающей среды и природопользования подверглись такому же количеству реорганизаций, что и за всю свою предыдущую историю. Это привело к ослаблению контроля, снижению эффективности регулирования и координации деятельности данных органов.

      К причинам роста экологической преступности следует также отнести:

  • заметное снижение уровня взаимодействия правоохранительных органов с природоохранными;
  • слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с экологическими преступлениями; ее слабую финансовую и материально-ресурсную обеспеченность;
  • организационно-управленческую нестабильность экологической милиции;
  • отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др.;
  • низкую экологическую культуру основной части населения страны, многих должностных лиц и руководителей, коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателей, невысокий  уровень их правосознания.
 

3. Борьба с экологической  преступностью

      Борьба  с экологической преступностью  связана прежде всего с:

  • необходимостью признания обеспечения экологического благополучия населения приоритетным направлением государственной политики РК, а также приоритетным направлением деятельности государственных контролирующих и правоохранительных органов;
  • обеспечением соблюдения экологического законодательства в деятельности государственных, коммерческих и других организаций, должностных лиц, предпринимателей и граждан;
  • совершенствованием экологического и иного связанного с ним законодательства;
  • совершенствованием деятельности контролирующих и правоохранительных органов, укреплением их координации и взаимодействия в целях укрепления экологической законности и правопорядка в РК.

Информация о работе Экологическая преступность