Экологическая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Экологическая преступность — совокупность экологи­ческих преступлений, нарушающих природоохранительное законодательство и причиняющих вред окружающей при­родной среде и здоровью человека. Глава 26 УК РФ назы­вается "Экологические преступления" и включает 17 статей Вместе с тем законодатель оценивает как преступление про­тив безопасности человечества экоцид — особо тяжкое эко­логическое преступление. Оно предусмотрено ст. 358 УК РФ и включено в главу 34 "Преступления против мира и без­опасности человечества". Под экоцидом понимается массо­вое уничтожение растительного или животного мира, от­равление атмосферы или водных ресурсов, а также совер­шение иных действий способных вызвать экологическую катастрофу.

Оглавление

§ 1 Криминологическая характеристика
§ 2 Особенности детерминации и причинности
§ 3 Борьба с экологической преступностью

Файлы: 1 файл

Контрольная по криминологии 5 (2).doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Местные органы исполнительной власти как субъектов Российской Федерации, так и их территориально-админист­ративных образований издают законы, постановления, распо­ряжения, зачастую даже не поставив в известность природо­охранные органы. Принятие таких актов без государственной экологической экспертизы уже само по себе является нару­шением природоохранительного законодательства.

Существенное влияние на рост экологической преступно­сти оказывает снижение активности контролирующих органов и должностных лиц предприятий в сфере охраны окружаю­щей природной среды.

К причинам роста экологической преступности следует также отнести: заметное снижение в 90-х гг. уровня взаимо­действия правоохранительных органов с природоохранными органами по совместному предупреждению, пресечению и рас­крытию преступлений других экологических правонаруше­ний; несовершенство системы государственных органов спе­циального управления в области охраны окружающей природ­ной среды и природопользования, их малоэффективную дея­тельность; непоследовательность в реализации законодатель­но закрепленного принципа разграничения контрольно-надзор­ных и хозяйственно-распорядительных функций в указанной области; слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с экологическими преступлениями; недостаточную материально-финансовую обеспеченность кон­трольно-инспекционных служб, слабую правовую и социальную защиту инспекторского состава природоохранных органов; от­сутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью.

Борьбе с экологическими преступлениями и правонаруше­ниями не уделяется должного внимания и на государственном уровне. В Федеральной программе борьбы с преступностью на 1994—1995 гг. и в последующих решениях, принятых в ее раз­витие, не было запланировано ни одного мероприятия, кото­рое содействовало бы реальному решению задач борьбы с эко­логическими преступлениями и их предупреждению. В аналогичной программе на 1996—1997 гг. была сделана лишь пробная попытка исправить это положение. Затем положение слабо из­менялось к лучшему. Ситуация осложнялась распадом прежней системы государственного контроля, постоянными реорганиза­циями природоохранных органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии. На фоне постоянного роста экологических преступлений выглядела все менее эффективной правоприменительная прак­тика. Это связано с явной недооценкой общественной опаснос­ти экологических преступлений работниками правоохранитель­ных и природоохранных органов, с недостатками следствия и дознания, низким профессиональным уровнем их субъектов, отсутствием у работников природоохранных и правоохрани­тельных органов четких представлений о сущности экологи­ческих преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонару­шениями. Борьба с экологическими преступлениями отходила на задний план, велась в основном против мелких нарушите­лей экологических норм.

 

§ 3. Борьба с экологической преступностью

Специфика борьбы с экологической преступностью заклю­чается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России.

Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. В этой деятель­ности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов, контрольных и надзорных служб (Минприроды, Госсанэпид­надзора, МЧС, погранслужбы и др.). В устранении угроз опас­ности, вызываемой экологическими преступлениями, в рам­ках своей компетенции участвуют и иные органы государствен­ной власти.

Борьба с экологическими преступлениями ведется на ос­новании и в рамках законов, соответствующих им подзакон­ных актов. В последних детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступле­ний, содержатся необходимые директивы правоохранитель­ным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведе­нию первоочередных мероприятий, направленных на обеспе­чение экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологических преступлений в органы милиции и прокуратуры.

Совершение отдельных видов преступлений, представля­ющих особую экологическую опасность (незаконный оборот радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, мате­риалов, отходов, патогенных микроорганизмов и др.), вносит дополнительную специфику в борьбу с ними: обеспечивается приоритет мер защиты от реально грозящей экологической опасности перед применением мер уголовного преследования. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществ­ление иных уголовно-процессуальных действий вторично, а первичны меры защиты от созданной преступным деянием ре­альной экологической опасности либо катастрофы.

Существенный вклад в борьбу с экологическими преступ­лениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движения "зеленых", российские, ино­странные и международные неправительственные экологичес­кие организации, а также средства массовой информации. Они не только взаимодействуют с государственными и иными орга­нами, но во многих случаях непосредственно сами предуп­реждают и выявляют экологические правонарушения.

Важно постоянное совершенствование правовой базы при­родоохранной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной вла­сти, общественных объединений федерального и регионально­го уровней, ученых и предпринимателей по совершенствова­нию и ускорению разработки и принятия новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с экологи­ческими преступлениями.

Введение в действие Федерального закона "Об экологи­ческой экспертизе" № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. позволило заложить правовые предпосылки для предотвращения эколо­гических преступлений на ранних стадиях подготовки и при­нятия хозяйственных и иных решений.

Федеральные и региональные программы борьбы с пре­ступностью, ранее не предусматривавшие мер по предот­вращению экологической преступности, во второй половине 90-х гг. стали предусматривать эти меры и их финансирование.

Укреплению правовой основы борьбы с экологической пре­ступностью способствуют также государственные научно-тех­нические программы, предусматривающие задания по право­вому обеспечению решения различных экологических проблем Например, разрабатывались такого рода программы под ус­ловными названиями "Охрана здоровья населения России", "Экологическая безопасность России" и др. Большое значение для борьбы с экологическими преступ­лениями имеют документы, отражающие стратегию борьбы с экологической преступностью, увязывающие ее с общими про­граммами социально-экономического развития страны. Прези­дентом Российской Федерации 4 февраля 1994 г. была одобрена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а 1 апреля 1996 г Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию В этих документах определялись пла­ны действий Правительства России в области охраны окружа­ющей среды на 1994'—1995 и 1996—1997 гг Принимались и дру­гие природоохранительные акты федерального и региональ­ного значения.

В борьбе с экологическими преступлениями и иными пра­вонарушениями возрастает роль научно-практических конфе­ренций, совещаний, "круглых столов". Они консолидируют уси­лия разных субъектов, улучшают их взаимопонимание и вза­имодействие Для предотвращения экологических преступле­ний остро необходима активизация использования новейших достижений науки и техники.

В условиях ухудшения экологической обстановки жизнен­но важно обеспечить усиление государственного принужде­ния к исполнению норм и требований экологического законо­дательства, ужесточение государственного экологического контроля (включая мониторинг).

Указом Президента России от 13 июля 1993 г. была созда­на Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. В 1996 г. по ее инициативе право­охранительными министерствами и ведомствами рассматрива­лись вопросы применения уголовной и административной от­ветственности за экологические правонарушения. Было про­ведено Всероссийское совещание по борьбе с экологическими правонарушениями, наметившее необходимый комплекс мер для их решения.

Консолидации сил и средств для защиты законных эколо­гических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать также формирование системы эко­логической юстиции, включая экологическую милицию, при­родоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы. Пока в России действовали только отдельные звенья такой юстиции1

К числу главных задач экологической юстиции следует отнести

предупреждение преступлений и иных экологических пра­вонарушений;

выявление и устранение условий, их порождающих;

координацию деятельности по борьбе с этими правонару­шениями;

формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам лич­ности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствование правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколе­ний российского общества в экологически благоприятной при­родной среде.

62-я Генеральная Ассамблея Интерпола в резолюции, при­нятой в 1993 г., рекомендовала государствам — членам этой орга­низации способствовать созданию в своих странах специального полицейского подразделения, которое, взаимодействуя с дру­гими правоохранительными органами, занималось бы правопри­менительной деятельностью, расследованием преступлений в экологической сфере. IX Конгресс ООН по предупреждению пре­ступности, проходивший в Каире, рекомендовал участникам это­го форума изучить возможность создания специальных эколо­гических судов или коллегий судей, формирования списка при­сяжных по делам, связанным с охраной природной среды.

Необходимость создания специализированных экологичес­ких судов в России становится очевидной, если реально оце­нивать сегодняшнюю судебную практику рассмотрения дел об экологических преступлениях. Так, направленные природоох­ранной прокуратурой в районные суды Ленинградской облас­ти уголовные дела о злоупотреблении властью или служеб­ным положением рассматривались 20 месяцев, о загрязнении водоемов и воздуха — 11 месяцев, о незаконной порубке леса — 22 месяца. Неверное толкование природоохранительного зако­нодательства этими судами привело к вынесению незаконных оправдательных приговоров. Впоследствии по протестам про­курора они были отменены.

При назначении уголовного наказания судами во многих регионах допускались и другие необоснованные послабления лицам, совершившим экологические преступления- назначе­ние наказания ниже низшего предела, предусмотренного со­ответствующей статьей уголовного закона, условное осужде­ние и т. п. Создание специализированных экологических судов способно изменить ситуацию

В системе органов, ведущих борьбу с экологической пре­ступностью, важную роль призваны играть специализирован­ные межрайонные природоохранные прокуратуры. К середи­не 90-х гг. в Российской Федерации сложилась система таких прокуратур. В частности, функционировали Волжская (на пра­вах областной) природоохранная прокуратура и подчиненные ей 15 межрайонных прокуратур, а также 48 межрайонных при­родоохранных прокуратур, действовавших в рамках террито­риальных прокуратур. Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора за исполнением экологического за­конодательства. Они успешно нейтрализовали негативные по­следствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, реагировали на нарушения экологического законода­тельства иными исполнительными органами и органами мест­ного самоуправления.

Борьба с экологической преступностью должна иметь солидную правовую основу. Санкции должны соответствовать степени общественной опасности содеянного и тяжести насту­пивших последствий, а также учитывать мотивацию противо­правного поведения, его причины и условия. Нельзя допус­кать послабление в отношении лиц, совершающих экологи­ческие преступления ради извлечения сверхдоходов. Действия таких лиц нередко носят характер промысла.

При росте экологических правонарушений и продолжаю­щемся ухудшении природной среды обитания необоснованная либерализация мер ответственности в экологической сфере является негуманной, способной привести общество к резко отрицательным экологическим и иным последствиям в самом ближайшем будущем.

В борьбе с экологической преступностью важно постоян­но помнить, что она создает реальную угрозу самим биологи­ческим основам жизни, здоровья и развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительство города Москвы

Департамент образования

Московский городской педагогический университет

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Криминологии

 

На тему:

 

Экологическая преступность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

преподаватель: Мещерякова Т. Ф.

выполнила студентка V курса

заочной формы обучения

 

 

 

<

Информация о работе Экологическая преступность