Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:44, контрольная работа
Экологическая преступность — совокупность экологических преступлений, нарушающих природоохранительное законодательство и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека. Глава 26 УК РФ называется "Экологические преступления" и включает 17 статей Вместе с тем законодатель оценивает как преступление против безопасности человечества экоцид — особо тяжкое экологическое преступление. Оно предусмотрено ст. 358 УК РФ и включено в главу 34 "Преступления против мира и безопасности человечества". Под экоцидом понимается массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий способных вызвать экологическую катастрофу.
§ 1 Криминологическая характеристика
§ 2 Особенности детерминации и причинности
§ 3 Борьба с экологической преступностью
Местные органы исполнительной власти как субъектов Российской Федерации, так и их территориально-административн
Существенное влияние на рост экологической преступности оказывает снижение активности контролирующих органов и должностных лиц предприятий в сфере охраны окружающей природной среды.
К причинам роста экологической преступности следует также отнести: заметное снижение в 90-х гг. уровня взаимодействия правоохранительных органов с природоохранными органами по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений других экологических правонарушений; несовершенство системы государственных органов специального управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования, их малоэффективную деятельность; непоследовательность в реализации законодательно закрепленного принципа разграничения контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций в указанной области; слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с экологическими преступлениями; недостаточную материально-финансовую обеспеченность контрольно-инспекционных служб, слабую правовую и социальную защиту инспекторского состава природоохранных органов; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью.
Борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями не уделяется должного внимания и на государственном уровне. В Федеральной программе борьбы с преступностью на 1994—1995 гг. и в последующих решениях, принятых в ее развитие, не было запланировано ни одного мероприятия, которое содействовало бы реальному решению задач борьбы с экологическими преступлениями и их предупреждению. В аналогичной программе на 1996—1997 гг. была сделана лишь пробная попытка исправить это положение. Затем положение слабо изменялось к лучшему. Ситуация осложнялась распадом прежней системы государственного контроля, постоянными реорганизациями природоохранных органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии. На фоне постоянного роста экологических преступлений выглядела все менее эффективной правоприменительная практика. Это связано с явной недооценкой общественной опасности экологических преступлений работниками правоохранительных и природоохранных органов, с недостатками следствия и дознания, низким профессиональным уровнем их субъектов, отсутствием у работников природоохранных и правоохранительных органов четких представлений о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонарушениями. Борьба с экологическими преступлениями отходила на задний план, велась в основном против мелких нарушителей экологических норм.
§ 3. Борьба с экологической преступностью
Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России.
Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. В этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов, контрольных и надзорных служб (Минприроды, Госсанэпиднадзора, МЧС, погранслужбы и др.). В устранении угроз опасности, вызываемой экологическими преступлениями, в рамках своей компетенции участвуют и иные органы государственной власти.
Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов. В последних детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологических преступлений в органы милиции и прокуратуры.
Совершение отдельных видов преступлений, представляющих особую экологическую опасность (незаконный оборот радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, материалов, отходов, патогенных микроорганизмов и др.), вносит дополнительную специфику в борьбу с ними: обеспечивается приоритет мер защиты от реально грозящей экологической опасности перед применением мер уголовного преследования. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление иных уголовно-процессуальных действий вторично, а первичны меры защиты от созданной преступным деянием реальной экологической опасности либо катастрофы.
Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движения "зеленых", российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, а также средства массовой информации. Они не только взаимодействуют с государственными и иными органами, но во многих случаях непосредственно сами предупреждают и выявляют экологические правонарушения.
Важно постоянное совершенствование правовой базы природоохранной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятия новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с экологическими преступлениями.
Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. позволило заложить правовые предпосылки для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью, ранее не предусматривавшие мер по предотвращению экологической преступности, во второй половине 90-х гг. стали предусматривать эти меры и их финансирование.
Укреплению правовой основы борьбы с экологической преступностью способствуют также государственные научно-технические программы, предусматривающие задания по правовому обеспечению решения различных экологических проблем Например, разрабатывались такого рода программы под условными названиями "Охрана здоровья населения России", "Экологическая безопасность России" и др. Большое значение для борьбы с экологическими преступлениями имеют документы, отражающие стратегию борьбы с экологической преступностью, увязывающие ее с общими программами социально-экономического развития страны. Президентом Российской Федерации 4 февраля 1994 г. была одобрена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а 1 апреля 1996 г Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию В этих документах определялись планы действий Правительства России в области охраны окружающей среды на 1994'—1995 и 1996—1997 гг Принимались и другие природоохранительные акты федерального и регионального значения.
В борьбе с экологическими преступлениями и иными правонарушениями возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, "круглых столов". Они консолидируют усилия разных субъектов, улучшают их взаимопонимание и взаимодействие Для предотвращения экологических преступлений остро необходима активизация использования новейших достижений науки и техники.
В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важно обеспечить усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства, ужесточение государственного экологического контроля (включая мониторинг).
Указом Президента России от 13 июля 1993 г. была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. В 1996 г. по ее инициативе правоохранительными министерствами и ведомствами рассматривались вопросы применения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения. Было проведено Всероссийское совещание по борьбе с экологическими правонарушениями, наметившее необходимый комплекс мер для их решения.
Консолидации сил и средств для защиты законных экологических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать также формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы. Пока в России действовали только отдельные звенья такой юстиции1
К числу главных задач экологической юстиции следует отнести
предупреждение преступлений и иных экологических правонарушений;
выявление и устранение условий, их порождающих;
координацию деятельности по борьбе с этими правонарушениями;
формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам личности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствование правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколений российского общества в экологически благоприятной природной среде.
62-я Генеральная Ассамблея Интерпола в резолюции, принятой в 1993 г., рекомендовала государствам — членам этой организации способствовать созданию в своих странах специального полицейского подразделения, которое, взаимодействуя с другими правоохранительными органами, занималось бы правоприменительной деятельностью, расследованием преступлений в экологической сфере. IX Конгресс ООН по предупреждению преступности, проходивший в Каире, рекомендовал участникам этого форума изучить возможность создания специальных экологических судов или коллегий судей, формирования списка присяжных по делам, связанным с охраной природной среды.
Необходимость создания специализированных экологических судов в России становится очевидной, если реально оценивать сегодняшнюю судебную практику рассмотрения дел об экологических преступлениях. Так, направленные природоохранной прокуратурой в районные суды Ленинградской области уголовные дела о злоупотреблении властью или служебным положением рассматривались 20 месяцев, о загрязнении водоемов и воздуха — 11 месяцев, о незаконной порубке леса — 22 месяца. Неверное толкование природоохранительного законодательства этими судами привело к вынесению незаконных оправдательных приговоров. Впоследствии по протестам прокурора они были отменены.
При назначении уголовного наказания судами во многих регионах допускались и другие необоснованные послабления лицам, совершившим экологические преступления- назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, условное осуждение и т. п. Создание специализированных экологических судов способно изменить ситуацию
В системе органов, ведущих борьбу с экологической преступностью, важную роль призваны играть специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры. К середине 90-х гг. в Российской Федерации сложилась система таких прокуратур. В частности, функционировали Волжская (на правах областной) природоохранная прокуратура и подчиненные ей 15 межрайонных прокуратур, а также 48 межрайонных природоохранных прокуратур, действовавших в рамках территориальных прокуратур. Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора за исполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализовали негативные последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, реагировали на нарушения экологического законодательства иными исполнительными органами и органами местного самоуправления.
Борьба с экологической преступностью должна иметь солидную правовую основу. Санкции должны соответствовать степени общественной опасности содеянного и тяжести наступивших последствий, а также учитывать мотивацию противоправного поведения, его причины и условия. Нельзя допускать послабление в отношении лиц, совершающих экологические преступления ради извлечения сверхдоходов. Действия таких лиц нередко носят характер промысла.
При росте экологических правонарушений и продолжающемся ухудшении природной среды обитания необоснованная либерализация мер ответственности в экологической сфере является негуманной, способной привести общество к резко отрицательным экологическим и иным последствиям в самом ближайшем будущем.
В борьбе с экологической преступностью важно постоянно помнить, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровья и развития человека.
Правительство города Москвы
Департамент образования
Московский городской педагогический университет
Юридический факультет
Реферат по Криминологии
На тему:
Экологическая преступность.
преподаватель: Мещерякова Т. Ф.
выполнила студентка V курса
заочной формы обучения
<