Деятельность отдела внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 04:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть значение криминологии для деятельности отдела внутренних дел. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- необходимо изучить криминологию как науку и ее предмет;
- исследовать цель, функции, задачи криминологии;
- показать деятельность отдела внутренних дел по борьбе с преступностью.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Введение 

 

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная  наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и  имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление  о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности". Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно  определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это - весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы  преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Изучение этой науки  призвано сформировать криминологическое  мышление, которое необходимо для понимания причин и условий преступности и, соответственно, мер по предупреждению преступности. Проблема преступности – это не только деятельность законотворческих или правоохранительных органов. Криминология учит, что преступность порождается целым комплексом политических, экономических, социальных, культурных, воспитательных, правовых и иных условий и причин.

Современные авторы выделяют три цели криминологических исследований: описательные, причинные, нормативные.

Описательный этап – установление надежных фактов и их интерпретация. Надо опираться не на случайные факты, а на собранные в соответствии с гипотезой. Гипотеза организует запрос фактов. Собранные факты либо подтверждают, либо опровергают гипотезу. Последнее требует выдвижения новой гипотезы.

Причинный аспект предполагает после любых факторов, которые  обуславливают конкретные виды преступности.

Нормативный аспект заключается  в том, что криминологи формулируют  некоторые «законы», которые якобы  управляют преступностью. В криминологии большое значение имеет междисциплинарный подход и взаимно-культурный подход. Это означает, что в криминологии используются методы естественных и социальных наук, а также достижения других наук. Как и в других науках в криминологии различаются теоретические и прикладные исследования.

Если говорить об истории  криминологии, то можно выделить два  этапа: донаучный, когда выводы основывались на догадках, интуиции; научный, здесь выводы опираются на строгие научные факты.

Наука криминология имеет сложную структуру. При раскрытии темы контрольной работы мы использовали такие методы научного познания, как: метод материалистической диалектики, сравнительный, конкретно-социологический, логический, формально-юридический методы.

Цель данной работы – раскрыть значение криминологии для деятельности отдела внутренних дел. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- необходимо  изучить криминологию как науку  и ее предмет;

- исследовать  цель, функции, задачи криминологии;

- показать деятельность  отдела внутренних дел по борьбе с преступностью.

 

 

Понятие, предмет, система, задачи и функции  криминологии.

Криминология  изучает закономерности отдельных  видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание.

Криминология  изучает проявления таких объективных закономерностей:

- преступность во всех ее проявлениях;

- личность преступника; 

- детерминация  и причины преступности;

- подверженность  преступности к различным воздействиям;

- уголовно-правовое  явление в обществе, представляющее  собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

Личность преступника  определяется в криминологии как  система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Причины и условия  преступности (криминогенные детерминанты), представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических и т.п. явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие.

Исходя из вышесказанного, можно составить определенный перечень проявлений, изучаемых криминологией:

  1. индивидуальное преступное поведение;
  2. отдельные виды преступности, выделяемые по объекту посягательств;
  3. формы вины (умышленная, неосторожная);
  4. преступность представителей различных социальных групп;
  5. преступность в различных регионах;
  6. преступность в различных сферах общественной жизни;
  7. преступность в государстве в целом;
  8. преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Впервые термин " Криминология " появился на страницах печати в  конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям: Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго  направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г. Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической  школы уголовного права, рассматривает  криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Четвертое направление  отражает современные тенденции  развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление  рассматривает криминологию как  науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Изучаемые составные  предмета криминологии расположены  в следующей последовательности:

  1. Преступность (сущность и ее закономерности)
  2. Личность преступника
  3. Детерминанты преступности
  4. Предупреждение преступности или иначе называемая  -  профилактика преступности.

Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. 

В общем виде специфика  криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает  преступность и связанные с  ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического  познания состоит и в том,  что в нем делается выраженный  акцент на причинном объяснении  изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических  исследований ставится задача  предупреждения преступности.

4. Криминология принимает  участие в разработке не только  правовых, но и иных по содержанию  средств борьбы с преступностью,  ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.)

Изучение причин преступности неизбежно уводит в другие области  жизни и соответствующие им отрасли  научных знаний: экономику, политологию, социологию, психологию и т. д. Но они, разумеется, не являются предметом криминологии, и, хотя последняя использует их достижения и методологию, она не сливается с ними, поскольку у них разные предметы. Чем активнее криминология будет сотрудничать и взаимодействовать с другими науками, тем весомее и достовернее будут ее результаты.

Личность преступника  и преступное поведение занимают в криминологии важное место. Без  знания того, что представляет собой  личность преступника, каковы причины  и механизм совершения отдельных  преступлений и вообще преступного поведения, немыслим успех в борьбе с преступностью. Несколько забегая вперед, хотелось бы констатировать: если мы не будем знать, что представляет собой личность преступника и от чего зависит преступное поведение, мы не сможем успешно бороться с преступниками и с преступностью. В каждом конкретном случае перед правоохранительными органами, перед всеми, кто ставит перед собой задачу предупреждения преступлений, должен быть конкретный живой человек со своими страстями, переживаниями, горем, драмами и мотивами, которые могут быть и грязными, и мерзкими, но тем не менее это его влечения, это его жизнь, всегда неповторимая. Мы это должны знать и учитывать, иначе просто ничего не получится.

Надо отметить, что  криминологические школы отличаются друг от друга именно взглядами на личность преступника, причины и механизмы преступного поведения. До сих пор идут споры о том, кто такой преступник, и в частности, можно ли говорить о личности преступника или только о лицах, совершающих преступления. Думается, что о личности преступника надлежит рассуждать как о некой абстрактной модели, являющейся объектом и научного познания, и практического профилактического воздействия. И тот, и другой подходы чрезвычайно важны. Для изучения личности преступника требуются особые знания, умения и навыки. Тем, кто ставит перед собой задачу научного исследования личности преступника, настоятельно рекомендую прежде всего обратиться к изучению живых людей, совершающих или совершивших преступления, и ознакомиться для начала со всеми материалами на них. Мне кажется, что без этого невозможно добиться успеха в криминологии, хотя хватает трудов, основанных только на литературе и принадлежащих авторам, которые видели преступников лишь на экране телевизора.

Обратимся к пятому элементу предмета криминологии – путям и способам борьбы с преступностью. Я уже высказал свое мнение, что с преступностью покончить невозможно, но это вовсе не означает, что с ней нужно мириться. Если искоренить полностью нельзя, то вполне можно сосредоточиться на проблеме сдерживания преступности, удержания ее на определенном, так сказать, цивилизованном уровне. Не надо стремиться к полной ликвидации преступности – это нереально; необходимо ставить и решать проблему противодействия преступности и удержания ее на некоем определенном уровне. Это не просто призыв: в цивилизованном обществе преступность обязана удерживаться в строгих рамках, чтобы число совершаемых преступлений, особенно тяжких, было максимально низким и незначительным. Это крайне важная первоочередная задача, имеющая реальные пути разрешения. Преступники должны быть четко отделены от непреступников, как зло от добра. Тогда станут невозможны нередкие в нашей стране случаи, когда за один обеденный стол садятся гангстеры, политиканствующие субъекты, воры в законе и работники искусства, а потом последние похваляются тем, как им повезло и какой интересный вечер они провели с гангстером. Я считаю, что подобные ситуации – просто позор для порядочного человека и общества, которое стремится к тому, чтобы его назвали цивилизованным.

Информация о работе Деятельность отдела внутренних дел