Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:00, реферат
В течение сравнительно долгого периода на первый план выдвигалась пропагандистская функция партийной прессы Китая (это происходило в период революционной борьбы и после создания КНР). Серьезные искажения в трактовке и реализации социальных задач прессы наблюдались в годы "культурной революции", когда стал очевиден факт "игнорирования и неправильного понимания информационно-коммуникативной роли прессы".
В течение сравнительно долгого периода на первый план выдвигалась пропагандистская функция партийной прессы Китая (это происходило в период революционной борьбы и после создания КНР). Серьезные искажения в трактовке и реализации социальных задач прессы наблюдались в годы "культурной революции", когда стал очевиден факт "игнорирования и неправильного понимания информационно-коммуникативной роли прессы".
Создание механизма
Сегодня периодическая печать Китая, являясь субъектом рынка, продает новости как товар, так что информация, содержащаяся в прессе, призвана обладать качествами востребованности, новизны, объективности, достоверности, но вместе с тем неправомерно отрицать и тот факт, что она сохраняет определенную предвзятость и тенденциозность как инструмент пропаганды. Вхождение прессы в рынок и ориентированность на запросы пропаганды не всегда составляют единство. То есть, мы стали свидетелями появления нового противоречия в работе китайских СМИ. Но, как считают философы, по сути вещей, две стороны противоречия в своей противоположности достигают единства1.
После печально известного периода "культурной революции" с конца 70-х до начала 90-х гг. пресса Китая прошла три этапа, получивших в китайской исследовательской литературе названия "восстановление", "развитие" и "регулирование". В ходе первого страна начала преодолевать негативные последствия "культурной революции". Пресса возродилась, стремясь покончить с застоем. Были восстановлены некоторые ранее запрещенные издания, возникли новые. Начала складываться сеть газет, ориентирующихся на определенную аудиторию и обладающих устойчивыми содержательными особенностями. В процессе второго ускорился количественный рост прессы, сформировалась современная система СМИ Китая. Третий придал развитию прессы стабильность, чему способствовало усиление контроля за качеством прессы и укрепление правовой базы деятельности печати Китая.
В 1950 году во всей стране насчитывалось 205 названий газет, их годовой тираж в общей сложности составлял чуть более 400 млн. экземпляров. С 80-х гг. издание газет развивается очень быстро, сложилась многоярусная и разносторонняя газетная индустрия, центром которой является партийная печать. Наряду с партийными изданиями и органами общественных организаций, в Китае издаются дневные, вечерние, утренние и еженедельные газеты, газеты для крестьян, рабочих, предприятий и разных специалистов. Некоторые газеты печатают преимущественно экономическую и научно-техническую информацию, другие удовлетворяют культурные нужды народных масс. К маю 1998 года в Китае насчитывалось 2160 названий газет, годовой тираж которых составил 26 млрд. экземпляров. В последние годы эти показатели значительно возросли. В настоящее время в число общекитайских газет входят: «Жэньминь жибао» (ежедневная «Народная газета») и ее зарубежные выпуски, «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), «Цзинцзи жиабо» («ежедневная «Экономическая газета»), «Цзежфанцзюнь бао» (газета «НОАК»), «Чайна дейли» (ежедневная газета «Китай»), а также «Чжунго циннянь бао» (газета «Китайская молодежь»), «Чжунгофунюй бао» (газета «Китайская женщина»), «Чжунгоцзяоюй бао» (газета «Китайское просвещение»), «Чжунготиюй бао» ( газета «Китайский спорт»), «Гунжэнь жибао» (ежедневная «Рабочая газета»), «Кэцзи жибао» (ежедневная газета «Наука и техника») и т. д..
8 июня 1998 года одновременно образованы
две газетыне корпорации
За последние 30 лет число газет увеличилось в 10 раз, т.е. со 186 почти до 2000 . Менялись структурные, качественные и количественные характеристики прессы, а также механизмы ее регулирования и саморегулирования. Весомым фактором функционирования СМИ стала конкуренция.
Увеличение разнообразия китайской прессы, создающего прочную основу соревновательности, происходило не одномоментно. В начале 80-х гг. были внесены коррективы в структуру печати СМИ Китая, некоторые газеты прекратили свое существование. В начале 90-х гг. наблюдалось замедление темпов роста численности изданий, но оно не было долговременным. Повышение уровня подготовки журналистских кадров, улучшение содержания газет создало внутренний потенциал для развертывания конкуренции. Начала исчезать монополия партийной прессы, ранее лидировавшей в стране. Однако в системе периодической печати Китая именно партийные издания пока еще оставались ее центром. Вокруг него формировалась многослойная газетная структура, объединившая китайские газеты общего типа, органы КПК и других партий, отраслевые газеты, газеты предприятий, вечерние газеты, дайджесты; общественно-популярные газеты; рекламные газеты; армейские газеты.
Конкуренция в прессе Китая приобрела неожиданно острый характер. Редакциям приходится отказаться от некоторых привычных способов управления, искать более эффективные механизмы работы, использовать более понятные читателям формы выражения идей, тем более, что в условиях рыночной экономики сложно обсуждать различные аспекты теории и практики социализма. К тому же, количество газет растет, а читательские ниши давно распределены. Так что издание ждет неминуемая гибель, если оно не сможет максимально сконцентрировать свои усилия в определении тех мер, которые помогут ему выжить в условиях конкурентной борьбы.
Конкуренция, связанная с развитием содержания газет и поиском источников информации, с модернизацией технического оснащения и с усилением состязательности между журналистами, а также конкуренция в сфере цен привели к необходимости превращения газет Китая в современные предприятия. Дня этого была изменена система руководства и управления газетами, во главе которых сегодня стоят генеральный директор и главный редактор, что привнесло в работу редакции серьезное оживление.
Произошли изменения
и в системе распространения
газет; стало заметно больше изданий,
которые предназначены для
Партийные газеты Китая составляют примерно треть от общего количества газет. В ходе становления рыночной экономики партийная пресса не оказалась в стороне от выполнения тех ее функций, которые сложились исторически. Но в наше время печать КПК как неотъемлемая часть всей системы СМИ участвует в рыночной конкуренции. Опираясь на систему менеджмента, а также используя свои внутренние резервы, некоторые партийные газеты начали создавать при себе периодические издания, не носящие политического характера, изменился характер подписки, шире стали использоваться возможности рекламы. То есть, мы видим, что механизм вхождения прессы КПК в рынок подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию китайской журналистики в целом.
Некоторые расширения хозяйственной
самостоятельности также
Изменения, происходящие в печати КПК, с особой полнотой отразились в деятельности ее центрального органа, газеты "Жэньминь жибао", самой распространенной и авторитетной в Китае. В настоящее время ее тираж составляет более 2 млн. экз. Когда в стране было принято решение о проведении реформы экономической системы, газета начала чаще публиковать информацию экономического характера, отказавшись от прежней ориентации преимущественно на политическую проблематику.
Процесс развития партийной печати во главе с газетой "Жэньминь жибао" в 90-е годы XX в. подразделяется на два периода: до и после 1992 г. С 1990 г. до 1992 г. реформа партийной печати была фактически приостановлена из-за влияния левацких идей (что подтверждают июньские события3 на площади Тяньаньмэнь). Ситуация изменилась после 1992 г., когда партийная печать в целом и "Жэньминь жибао" в частности продолжила свою деятельность по правилам рынка.
Динамика содержательной направленности "Жэньминь жибао" в рассмотренной период характеризовалась увеличением объема объективной информации оперативного характера, что отражало потребности читательской аудитории, стремящейся к самостоятельному осмыслению и оценке разнообразного газетного материала.
В определенных
сферах деятельности китайской прессы
проявилась тенденция к последовательной
концентрации, отразившей процесс формирования
мощных реальных сил во главе с
крупными газетами, что и послужило
толчком к возникновению
Среди периодических изданий – будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических – имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Назовем лишь некоторые из них. Лучшими среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья», «Кино для всех», «Новый спорт». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.
В настоящее время в стране развертывается техническое переоснащение СМИ: в Пекине, Гуанчжоу и др. местах уже появились газеты с электронными выпусками. Первая в Китае корпорация печати "Гуанчжоу жибао" стремится последовательно повышать уровень технического оснащения, управления, организации труда, экономической эффективности. В конечном счете это связано с переходом китайской журналистики от: экстенсивных форм управления к интенсивным; технически отсталой организационной структуры к передовой, модернизированной; ремесленных форм ведения хозяйства информационных предприятий к предпринимательским; системы льгот к системе преимуществ; стратегии достижения простых целей к стратегии постановки современных, усложняющихся задач.
Опыт корпорации печати "Гуанчжоу жибао" подтверждает современные закономерности развития китайской прессы и закладывает фундамент функционирования журналистики Китая в XXI веке.
1 В средствах массовой информации хозяйствует государство: китайское официальное лицо - о реформе в делах СМИ// Жэньминь Жибао, 16.01.2002
2 1 доллар США = 8,29 китайских юаней.