Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи, не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег (причем в России управленческая мысль развивалась и до, и после революции 1917 г.): • так, движение научной организации труда (НОТ) зародилось примерно в то же время, что и в США и в Европе; • в России начинает формироваться и первая научная школа профессора Н.И. Савина, издавшего труд "Резание металла", который в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами самого Ф. Тейлора; • в теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Главным научным достижением Богданова стала концепция, названная им всеобщей орган

Файлы: 1 файл

Количественная школа управления.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

строится не как простая кооперация, а по типу иерархической организации. Тем  самым она также приобретает  наиболее сложный и психологически богатый 

вид. Поэтому  в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и 

своеобразное  «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных черт индивидуальной и совместной

деятельности.

Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому

типу деятельности, но и обусловливает наличие у  нее ряда основных психологических  особенностей.

Она характеризуется  не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно

непосредственно сам не только не участвует, но и  не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая

деятельность  дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрируется вокруг неисполнительских 

функций и освобождается  от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.

Управленческая  деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в  целях организации 

их совместной деятельности. Поэтому ее предметом  выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Специфичность  управленческой

деятельности  в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно  иным уровнем сложности,

нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с  «неодушевленными» объектами. В  связи с этим необходимо

отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда  являются не только идентичными по сложности своей 

организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме  того, руководитель имеет дело одновременно со многими 

субъектами, между  которыми складываются закономерные социально-психологические  отношения. Последние составляют важный фактор управления и 

также входят в  предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к 

субъект-субъектному  классу, более сложному, нежели класс  субъект-объектных деятельностей.

Управленческая  деятельность очень специфична и  по своему процессу. Ее суть — организация  деятельности других людей, т.е. «деятельность  по организации 

деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это  свойство вообще рассматривается в  теории как основное — атрибутивное для управленческой

деятельности. Она  поэтому обозначается понятием метадеятельности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных  управленческих функций (планирования,

прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща  любой управленческой деятельности, независимо от ее

конкретного вида, хотя степень их выраженности может  быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций  является еще одной из

основных ее характеристик.

Целью управленческой деятельности является обеспечение  эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя 

принадлежит к  особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу  своих компонентов и включают, как минимум, две основные

разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта —  связанный с 

обеспечением  технологического процесса и связанный  с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием

инструментального контура управления, а второй —  понятием экспрессивного контура. Эта  контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к 

тому же требуют  от руководителя реализации качественно  разных способов и форм поведения. В  связи с этим возрастает и общий  уровень сложности 

деятельности.

Управленческая  деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению 

одновременно  является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над  ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает 

множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в  большей мере

руководитель  является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и 

сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также  является действенным средством  обеспечения эффективности деятельности

организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации  — 

иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость  их оптимального согласования.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним  условиям

относятся, в  первую очередь, жесткие временные  ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой  ответственности за

конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение  так называемых экстремальных —  стрессовых

ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость  одновременного выполнения многих действий и решения многих задач;

противоречивость  нормативных (в том числе —  и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и  отсутствие; несформулированность в  четком

и явном виде оценочных критериев эффективности  деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным 

вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически  полная неалгоритмизованность деятельности и др.

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным 

статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят  в следующем:

- руководитель  организации — это единственный  человек в ней, имеющий двойную  принадлежность. Например, директор  предприятия, являясь его членом,

одновременно  входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в  совет директоров);

- руководитель  организации — это единственный  человек в ней, на которого  возложена ответственность за  ее функционирование 6 целом, а  не за работу 

какой-либо ее части;

- пост руководителя  предоставляет ему гораздо большие  возможности, чем у всех других  членов организации, для влияния  на нее в целом. 

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и  во взаимосвязи друг с другом определенный

симптомокомплекс  психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный

симптомокомплекс  особенностей может, однако, проявляться  с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия,

является уровень  руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим

существует понятие  континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с 

другого — высшими  уровнями руководства крупными (и  крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три  основные категории 

управленческих  должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается  именно по степени выраженности основных признаков 

(особенностей) управленческой деятельности. Это  — уровни руководителей низшего,  среднего и высшего звена. 

Руководители  низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат  к тому

организационному  уровню, который находится непосредственно  над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример — мастер,

заведующий отделом.

Руководители  среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип  руководителей наиболее разнообразен и многочислен,

что привело  к его разделению на две подгруппы, два подуровня — на верхний  и низший уровни среднего звена. Примеры  руководителей среднего уровня — 

декан в вузе, директор филиала в фирме.

Руководители  высшего звена — те, кто возглавляют  крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их

иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого  уровня гораздо 

меньше численности  двух предыдущих. Однако этот уровень  оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его 

представители накладывают отпечаток своей  личности на облик организации в  целом. На любом из этих уровней и  подуровней сохраняются все основные

психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их

выраженности  претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного  своеобразия с количественными  различиями в мере

выраженности  признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже —  обобщающей ее характеристикой.

Информация о работе Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли