Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:05, контрольная работа
Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи, не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег (причем в России управленческая мысль развивалась и до, и после революции 1917 г.): • так, движение научной организации труда (НОТ) зародилось примерно в то же время, что и в США и в Европе; • в России начинает формироваться и первая научная школа профессора Н.И. Савина, издавшего труд "Резание металла", который в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами самого Ф. Тейлора; • в теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Главным научным достижением Богданова стала концепция, названная им всеобщей орган
Тема работы: Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли
Отечественные ученые
выдвигали и обосновывали идеи, не
менее плодотворные, чем концепции
их зарубежных коллег (причем в России
управленческая мысль развивалась
и до, и после революции 1917 г.):
• так, движение научной организации
труда (НОТ) зародилось примерно в то
же время, что и в США и в
Европе; • в России начинает формироваться
и первая научная школа профессора
Н.И. Савина, издавшего труд "Резание
металла", который в западноевропейской
литературе ставился на один уровень
с трудами самого Ф. Тейлора; •
в теории управления наиболее известны
работы А.А. Богданова по организационным
структурам и их развитию в связи
с изменением внешних условий. Главным
научным достижением Богданова
стала концепция, названная им всеобщей
организационной наукой (тектологией).
Анализируя сущность организации, он высказал
идею о необходимости системного
подхода к ее изучению, дал характеристику
соотношения системы и ее элементов,
показав, что организационное целое
оказывается больше простой суммы
ее частей. А. Богданов считал необходимым
рассмотрение всякого целого в отношении
к среде и каждой части в
отношении к целому. Он сформулировал
тектологический закон
Среди всего
многообразия проблем теории и практики
управления главное место, безусловно,
принадлежит комплексу
Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно,
проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой — гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размытости» по иным разделам теории управления.
Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.
В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее анализ внешней картины управленческой деятельности хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего — объективированного содержания — и ее внутреннего — имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной книги: первый ее раздел посвящен преимущественно внешнему содержанию управленческой деятельности, а
второй — ее внутреннему, имплицитно-психологическому содержанию. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление о всем многообразии изучаемого предмета — управленческой деятельности.
Как же преодолеваются эти трудности и что составляет предмет психологии управленческой деятельности? Как вычленить эту область исследований из общеуправленческой и организационной проблематики, не нарушая ее объективных связей с ней, а, наоборот, учитывая их? Почему вообще можно говорить об «управленческой деятельности» как особом типе деятельности, несмотря на огромные различия в ее конкретных видах и формах?
Для того чтобы дать ответ на эти принципиальные вопросы, необходимо обратиться к понятию деятельности как общенаучной категории и к тем
представлениям, которые сложились к настоящему времени в одной из основных областей психологии — в психологии деятельности.
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии,
физиологии, психологии и др. «На «лбу» деятельности не написано, предметом какой науки она является». В своем предельно общем виде она определяется
как индивидуальная
форма существования
разделения труда.
Это общее — философское —
определение специфическим
необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном,
междисциплинарном изучении деятельности играет психология.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и
связанного с
созданием общественно значимых
ценностей и освоением
выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских
действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются
активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или
несколько мотивов).
Деятельность предполагает два основных плана характеристики — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя
характеристика
деятельности осуществляется через
понятия субъекта и объекта труда,
предмета, средств и условий
совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда —
совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нею. Условия труда —
система социальных,
психологических и санитарно-
описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа,
принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а
также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операций.
Действие — это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение
осознаваемой
цели. Операции — автоматизированные
и неосознаваемые элементы действий,
выступающие как способы
условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее
важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно
существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В
силу этого
в психологии существуют многочисленные
классификации видов
Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания
(интеллектуальная
и физическая); по специфике предмета
(на «субъект-объектные» виды, где
предметом деятельности
объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в
экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др. Определить психологическую сущность управленческой деятельности как
типа профессиональной деятельности можно в том случае, если обратиться к еще одной — фундаментальной классификации. Согласно ей, все существующие
типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные категории — индивидуальную и совместную. Соответственно психология деятельности
включает два основных раздела: психологию индивидуальной и совместной деятельности.
Первая развита намного лучше второй. Индивидуальная и совместная деятельности имеют множественные и глубокие различия по основным
психологическим характеристикам. Психологическая специфичность управленческой деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей
состоит в том, что она не является ни только индивидуальной, ни только совместной, а той и другой одновременно. Тем самым она предстает как качественно
своеобразный тип деятельности, синтезирующий в себе два других основных типа деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно,
управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, т.е. является совместной. Однако она не перестает быть
при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности.
Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно изменяется; предстает в максимально
развернутом виде; резко повышается ее сложность, ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления
Информация о работе Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли