Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи, не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег (причем в России управленческая мысль развивалась и до, и после революции 1917 г.): • так, движение научной организации труда (НОТ) зародилось примерно в то же время, что и в США и в Европе; • в России начинает формироваться и первая научная школа профессора Н.И. Савина, издавшего труд "Резание металла", который в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами самого Ф. Тейлора; • в теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Главным научным достижением Богданова стала концепция, названная им всеобщей орган

Файлы: 1 файл

Количественная школа управления.docx

— 28.96 Кб (Скачать)
 

Тема  работы: Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли

Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи, не менее плодотворные, чем концепции  их зарубежных коллег (причем в России управленческая мысль развивалась  и до, и после революции 1917 г.): • так, движение научной организации  труда (НОТ) зародилось примерно в то же время, что и в США и в  Европе; • в России начинает формироваться  и первая научная школа профессора Н.И. Савина, издавшего труд "Резание  металла", который в западноевропейской литературе ставился на один уровень  с трудами самого Ф. Тейлора; •  в теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным  структурам и их развитию в связи  с изменением внешних условий. Главным  научным достижением Богданова  стала концепция, названная им всеобщей организационной наукой (тектологией). Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое  оказывается больше простой суммы  ее частей. А. Богданов считал необходимым  рассмотрение всякого целого в отношении  к среде и каждой части в  отношении к целому. Он сформулировал  тектологический закон наименьших, в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из его звеньев, что  позднее стало основой метода сетевого планирования и управления; • другим выдающимся российским теоретиком и практиком научной организации  труда и управления производством  является А. Т. Гастев, написавший свыше 200 монографий, брошюр и статей, касающихся различных аспектов теории и практики управления. Он разработал основные правила  по труда - памятку рабочему. Гастев и его коллеги по Центральному институту труда: • выдвинули  методологию "узкой базы", суть которой - в упорядочении труда отдельного человека, кем бы он ни был - исполнителем или руководителем; • обосновали исключительно оригинальную, не имевшую  аналогов в мире идею социальной инженерии, в которой комплексы машино-людей  дают синтез биологии и инженерии; •  еще одним крупным российским ученым в области управления был  Н.Д. Кондратьев (1892-1939). Мировую славу  принесла Н. Кондратьеву его работа "Большие циклы экономической  конъюнктуры". Другая сфера его  первейших научных интересов - планирование и предвидение ("План и предвидение"). В завершение отметим, что взлет  отечественной науки управления в 20-е гг. сменился падением в 30-50 гг. XX в. В конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в России начинается новый "управленческий бум": • оживляются и быстро совершенствуются подходы 20-х гг. - кибернетический, технический, праксеологический, функциональный; • возникают другие новые науки, например теория организации; • широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории - оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов. В 60-е гг. XX в. в России возникают организационно-кибернетические, правовые, социально-психологические и экономические трактовки управления И только на рубеже 60-70-х гг XX в возрождается идея комплексного подхода к анализу проблем управления Большой вклад в ее обоснование внесли Д. Гвишиани, Ю Любович, А Омаров, Г. Попов и др В начале 80-х гг. усиливается понимание того, что действующая система управления является тормозом развития общества. А в 1986-1989 гг. был поставлен вопрос' а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей общественной модели. Этот вопрос остро ставили Л. Абалкин, П. Бунич, И. Клямкин, О Лацис, Г. Попов, В. Селюнин, А Стреляный, С Шаталин, Н. Шмелев и др. С 1991 г. управленческая мысль России вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления.

Среди всего  многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием  управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в  любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного  понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного  общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данной главы состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности, а также определить закономерности ее взаимодействия с главными компонентами функционирования организации. Это равнозначно задаче определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

Чтобы составить  правильное и полное представление  об этом предмете, следует учитывать  основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами  функционирования организации. Следовательно,

проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные  проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой — гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размытости» по иным разделам теории управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит  к категории междисциплинарных  научных проблем, т.е. является предметом  исследования в  целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.

В-третьих, психологическое  изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном  плане, поскольку здесь предметом  исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее анализ внешней картины управленческой деятельности хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего — объективированного содержания — и ее внутреннего — имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной книги: первый ее раздел посвящен преимущественно внешнему содержанию управленческой деятельности, а

второй —  ее внутреннему, имплицитно-психологическому содержанию. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление о  всем многообразии изучаемого предмета — управленческой деятельности.

Как же преодолеваются эти трудности и что составляет предмет психологии управленческой деятельности? Как вычленить эту  область исследований из общеуправленческой и организационной проблематики, не нарушая ее объективных связей с ней, а, наоборот, учитывая их? Почему вообще можно говорить об «управленческой деятельности» как особом типе деятельности, несмотря на огромные различия в ее конкретных видах и формах?

Для того чтобы  дать ответ на эти принципиальные вопросы, необходимо обратиться к понятию  деятельности как общенаучной категории  и к тем 

представлениям, которые сложились к настоящему времени в одной из основных областей психологии — в психологии деятельности.

Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии,

физиологии, психологии и др. «На «лбу» деятельности не написано, предметом какой науки  она является». В своем предельно  общем виде она определяется

как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного 

разделения труда. Это общее — философское —  определение специфическим образом  конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а 

необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности  в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном,

междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Деятельность  определяется как форма активного  отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно  поставленных целей и 

связанного с  созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного  опыта. Предметом психологического изучения деятельности

выступают психологические  компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских 

действиях, а  также свойства личности, через которые  эта активность реализуется. Основными  психологическими свойствами деятельности являются

активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и  системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или 

несколько мотивов).

Деятельность  предполагает два основных плана  характеристики — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя 

характеристика  деятельности осуществляется через  понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — 

совокупность  вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — 

совокупность  орудий, способных усилить возможности  человека распознавать особенности  предмета труда и воздействовать на нею. Условия труда — 

система социальных, психологических и санитарно-гигиенических  характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает

описание процессов  и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности являются такие  психологические образования, как  цель, мотивация, информационная основа,

принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические  свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а 

также механизмы  контроля, коррекции, произвольной регуляции  и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операций.

Действие —  это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение

осознаваемой  цели. Операции — автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые

условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов  и средств реализации деятельности считается ее

важнейшей психологической  особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно

существенные  изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В 

силу этого  в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в  них основаниям.

Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере  труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания

(интеллектуальная  и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где  предметом деятельности является  какой-либо материальный 

объект, и «субъект-субъектные»  виды, где предметом трудовых воздействий  выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в 

экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др. Определить психологическую  сущность управленческой деятельности как 

типа профессиональной деятельности можно в том случае, если обратиться к еще одной —  фундаментальной классификации. Согласно ей, все существующие

типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные категории — индивидуальную и совместную. Соответственно психология деятельности

включает два  основных раздела: психологию индивидуальной и совместной деятельности.

Первая развита  намного лучше второй. Индивидуальная и совместная деятельности имеют  множественные и глубокие различия по основным

психологическим характеристикам. Психологическая  специфичность управленческой деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей

состоит в том, что она не является ни только индивидуальной, ни только совместной, а той и  другой одновременно. Тем самым она  предстает как качественно 

своеобразный  тип деятельности, синтезирующий  в себе два других основных типа деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно,

управленческая  деятельность по определению предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, т.е. является совместной. Однако она  не перестает быть

при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые  характерны для структуры индивидуальной деятельности.

Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно  изменяется; предстает в максимально 

развернутом виде; резко повышается ее сложность, ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления

Информация о работе Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли