Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:17, реферат
Цель работы: выяснить, какой смысл вкладывают мои соотечественники в понятие «свобода слова», ответить на вопрос: «Есть ли свобода слова в России?»
Задачи:
1. Выяснить значение понятия «свобода слова».
2. Проконсультироваться со специалистом библиотеки для выбора современных произведений публицистики для решения проблемы.
3. Исследовать публицистику толстых литературных журналов за последние 2 года с целью выяснить, как авторы оценивают такое явление в нашем обществе, как «свобода слова».
4. Выяснить, как «свободу слова» понимает моё поколение ( на основе анкетирования учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г. Ковдора )
5. Сравнив различные точки зрения, сделать вывод.
1. Введение в тему. Проблема свободы слова в современном обществе…3
2. Освещение вопроса в толстых литературных журналах…………………5
3. Отражение проблемы «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича, А.Королёва, С.Филатова………………….………….….6
4. Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)……….9
5. Общие выводы……………………………………………...………………11
6. Литература………………….……………………………………………….12
Тема: «Существует ли свобода слова в России?» (по материалам толстых литературных журналов «Новый мир», «Наш современник», «Знамя»)
Автор:
Морозова Анна Дмитриевна
МОУ СОШ № 1 (Ресурсный центр)
11 В класс
г. Ковдор
Научный руководитель:
Шальнева Елена Анатольевна
учитель русского языка и летературы
МОУ СОШ №1 (Ресурсный центр)
г. Ковдор
Ковдор
2010
Содержание
1. Введение в тему. Проблема свободы слова в современном обществе…3
2. Освещение вопроса в толстых литературных журналах…………………5
3. Отражение проблемы «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича, А.Королёва, С.Филатова………………….………….….6
4. Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)……….9
5. Общие выводы……………………………………………...…………
6. Литература………………….………………………………
1. Введение в тему. Проблема свободы слова в современном обществе
Мы живем в правовом государстве. И право на информацию в нем считается очень важным. Выпускники школ последних лет мало интересуются политикой, и это, несомненно, не может не огорчать. Ведь именно от нас зависит будущее России, жизнь страны в целом и каждого человека отдельно.
Моя семья всегда следит за политическими событиями в стране. Мне также нравится с родителями вести дискуссию на политические темы. Моя мама работает в центре социологических и маркетинговых исследований «Форис». Ее работа заключается в анкетировании граждан нашего города и района на темы, связанные с политической, социальной и бытовой сферами.
Свою жизнь я хочу связать с юридической специальностью: мне интересна профессия прокурора. Почему? Жить в современной России трудно, потому что не работают законы, в стране много нерешённых социальных проблем, и хочется сделать так, чтобы все было по-другому.
С тех пор, как общество стало более открытым, мы все чаще и чаще говорим о демократии, патриотизме, свободе слова. Ведь именно свобода слова играет огромную роль, как в политической, так и в общественной жизни.
Именно поэтому проблема, которая легла в основу моего исследования «Есть ли свобода слова в России?» является актуальной. На материале статей, опубликованных в толстых литературных журналах «Новый мир», «Знамя», «Наш современник» изучим точку зрения различных авторов-публицистов на проблему, и выясним, есть ли свобода слова в современном обществе, в чём видят её проявление наши соотечественники, и может ли человек, живущий в России сегодня, открыто выражать свои мысли.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями, работниками библиотеки.
Надеюсь, что работа заинтересует и молодых людей, моих ровесников.
Итак, цель моей работы: выяснить, какой смысл вкладывают мои соотечественники в понятие «свобода слова», ответить на вопрос: «Есть ли свобода слова в России?»
Для осуществления цели я наметила для себя задачи:
1. Выяснить значение понятия «свобода слова».
2. Проконсультироваться со специалистом библиотеки для выбора современных произведений публицистики для решения проблемы.
3. Исследовать публицистику толстых литературных журналов за последние 2 года с целью выяснить, как авторы оценивают такое явление в нашем обществе, как «свобода слова».
4. Выяснить, как «свободу слова» понимает моё поколение ( на основе анкетирования учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г. Ковдора )
5. Сравнив различные точки зрения, сделать вывод.
Методы исследования:
1. Работа со справочной литературой..
2. Беседа с работником библиотеки.
3. Анализ статей, выявление позиции автора по отношению к понятию «свобода слова»
4. Анкетирование.
5. Сравнение полученных результатов.
Объект исследования:
1. Публицистические статьи
2. Анкеты учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г.Ковдора
2. Освещение вопроса в толстых литературных журналах
Выясним, какое определение «свободы слова» закреплено в Конституции РФ: «Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации). Свобода слова упомянута в ряде международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).»
В работе я использовала толстые литературные журналы: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя». Почему? Эти издания авторитетны, читаемы, проверены временем, богаты историей и из этого следует, что они наиболее объективно отражают процессы, происходящие в стране, обществе.
Изучив материал, мы выяснили, что названные журналы серьёзное внимание уделяют публицистике, затрагивающей сложные вопросы современности. Авторы, размышляя над теми или иными вопросами, хотят быть услышанными, привлечь внимание к наиболее острым проблемам, и к проблеме «свободы слова» в том числе. Об этом говорят неравнодушные заголовки статей, приведённые ниже:
«Наш современник»
Сергей Семанов «Быть русским достойно есть» (№1, 2010 )
Наталья Федченко «Не верь написанному» (№8, 2010)
Сергей Небольсин «О России, в которой мы живем» (№7, 2010 )
«Новый мир»
Ирина Сурат «В дружбе с миром» ( №8, 2008 )
Алла Латынина «Достичь абсолюта» ( №8, 2008 )
«Знамя»
Александр Мелихов «Кому и зачем она все – таки нужна?...» ( № 11, 2008)
Анатолий Шендерович «Патриотизм: диагноз чувства»( № 11, 2008)
Анатолий Королев « Пат патриотизма» (№ 11, 2008 )
Сергей Филатов « Живет ли Россия по конституции» (№ 11, 2008)
Сам факт того, что эти статьи нашли широкого читателя, говорят о том, что мы можем говорить о свободе слова в России. Интересно, что авторы рассматривают проблему с разных сторон, и связывают её с такими понятиями, как «Россия», «мир», «патриотизм», «Конституция».
3 Выражение «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича, С.Филатова.
Цель этой главы: выяснить, как выражается «свобода слова» авторов толстых литературных журналов.
1. С.А.Филатов, политик, публицист, с 1997 года – президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, активно проводит линию на демократические преобразования, создание гражданского общества и интеграцию России в мировое сообщество. Для нас представляет интерес его статья «Живёт ли Россия по Конституции?», опубликованная в журнале «Знамя», 2008г. Автор убеждён, что «высшей ценностью, по основному закону, являются права и свободы человека, защищать которые – первая обязанность государства». Развивая мысль, С.Филатов пишет о том, что, несмотря на то, что за последние годы на основе конституции разработаны новые законы, они часто подвергаются серьёзной критике со стороны многих общественных организаций и граждан. Давая оценку демократическим преобразованиям, автор констатирует: « Основной принцип демократии предполагает свободу слова.‹…›Однако в реальности средства массовой информации в большинстве своём, как сейчас говорят, «зачищены и выстроены». Практически отсутствуют независимые информационные и аналитические программы. Зрителям и читателям не дают самостоятельно думать и анализировать происходящее, накачивая их односторонней информацией. В случае, если СМИ проявят самостоятельность, тут же следуют проверки, повышение арендной платы, а то и «просьбы» освободить помещения.» Причину автор видит в том, что « нам рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Это процесс длительный, тем более если он осложняется принятием законов, не отвечающих букве Конституции, а также ненадлежащим исполнением законов, уже принятых на основе Конституции, должностными лицами разного уровня.» С.Филатов встревожен равнодушием общества к нынешней Конституции РФ, убеждает в необходимости «повышения правовых знаний населения», «роста массового правосознания». Считает, что утверждению правового государства должны способствовать и система образования в школах и институтах, и общественные дискуссии, и появление значительного числа исторических и правовых программ на телевидении»
2. Автор следующей статьи «Кому и зачем она всё-таки нужна?..» - Александр Мелихов – русский писатель, математик, кандидат физико-математических наук, постоянный автор журнала «Знамя».
Публицист размышляет о России как о демократическом государстве. Пытается ответить на вопрос: «Что уникально ценного демократия даёт человеку?» Говорит о необходимости научиться защищать права человека, в том числе и право человека свободно выражать свои мысли. Автор статьи считает, что идеальной демократии не существует так же, как и не существует идеального лекарства и идеальной позы для сна… « Демократия – это красиво». Но в наше время демократия используется как орудие своих личных целей. А. Мелихов пытается до нас донести, что у нас есть право иметь свои интересы и в то же время необходимо уважать интересы других людей. А.Мелихов приходит к выводу о том, что «русские»… бороться за демократию согласятся не ранее, чем ощутят её идеальной самоцелью, а не средством достижения каких-то индивидуальных целей. Человек, живущий в России, должен ответить на вопрос: «Что даёт демократия лично мне?» не России, не человечеству, не Господу Богу, а именно мне?»
3. Автор статьи А.С. Шендерович «Патриотизм: диагноз чувства» по образованию — инженер. Работал в области проектирования электростанций. Основная сфера интересов — история, в частности — генеалогия. Печатался в сборнике “Вспомогательные исторические дисциплины”, журналах “Знамя”, “Наука и жизнь”, в “Литературной газете” и др. В статье ««Патриотизм: диагноз чувства» автор пытается разобраться в том, что же такое патриотизм: любовь к родине или последнее пристанище негодяя, средство манипуляции массовым сознанием? «У тех, для кого демократия стала ругательным словом, патриотизм, как правило, в большой чести. У других, для кого ругательным словом стал патриотизм, демократия почитается как единственно достойная форма человеческого общежития <…>А.Шендерович говорит о том, что сегодня слово «патриотизм» все больше и больше выступает как средство манипулирования сознанием больших или малых групп населения для достижения корпоративных целей, чаще всего никак не связанных с интересами Родины, а порой и прямо противоречащих этим интересам».
Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. На страницах толстых литературных журналов С.Филатов, А.Мелихов, А.Шендерович поднимают сложные вопросы, отражающие проблемы современной России – «Является ли Россия демократическим государством?», «Нужна ли нам демократия?», «Что означат слово патриотизм, и что такое патриотизм в современной России?», «Соблюдаются ли законы Конституции в России?» - всё это можно считать выражением свободы слова в печати.
2. Высказывая своё отношение к свободе слова , писатели, публицисты говорят о том, что свобода слова в России ограничена, и необходима большая работа, чтобы мы могли говорить о проявлении свободы слова в полной мере.
3. Все авторы считают, что демократия, патриотизм нужны любому государству, но чтобы эти два понятия приносили пользу тому же государству, необходимо, чтобы у власти стояли порядочные, культурные, образованные люди. Свобода слова нужна государству, чтобы иметь объективное мнение о событиях, происходящих в стране, чтобы правительство прислушивалось и решало проблемы каждого региона своей страны, принимало участие в жизни каждого города, поселка, деревни.
4. Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)
С целью выяснить отношение к наиболее важным процессам, происходящим в обществе, мы провели опрос среди учащихся 10-11 классов. Для исследования были предложены следующие вопросы:
1. Интересуетесь ли вы политикой?
2. Как вы относитесь к ограничению своих прав и свобод
3. Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы в обществе была «свобода слова»?
4. Нужна ли свобода слова в России?
5. Считаете ли вы себя патриотом?
Было обработано 50 анкет , и в результате работы получены следующие данные:
На вопрос, интересуетесь ли вы политикой
11% учащихся ответили – «Я занимаюсь политикой»,
36% - «Я интересуюсь политикой»,
54% - «Я не занимаюсь и не интересуюсь политикой».
На вопрос, как вы относитесь к ограничению своих прав и свобод
86% старшеклассников ответили – «Я против ограничения прав и свобод»,
11% - «Я за ограничение прав и свобод»,
4% - «Мне все равно».
На вопрос, что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы в обществе была «свобода слова»? 64.2% учащихся ответили – «Демократическое общество»,
32.1% - «Ощущение человека себя патриотом»,
35.7% - «Соблюдение законов Конституции РФ»
На вопрос, нужна ли свобода слова в России,
85.7% школьников ответили – « Да, нужна» ,
14 % затруднились ответить.
46.4% учащихся считают себя патриотом, 18% не считают, 36% затруднились ответить.
Итак, на основании опроса я получила статистические данные о том, что политикой интересуются – 46% молодёжи, ограничение прав и свобод не одобряют 85% подростков. Для существования свободы слова в стране - б4% считают, что необходимо жить в демократическом в обществе, 32% считают, что свобода слова тесно связана с патриотизмом, а 38% уверены, что на свободу слова влияет Конституция. Свобода слова в России должна быть по мнению 85% молодежи. А вот патриотами себя считают всего лишь 46% молодых граждан.