Существует ли свобода слова в России?» (по материалам толстых литературных журналов «Новый мир», «Наш современник», «Знамя»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

Цель работы: выяснить, какой смысл вкладывают мои соотечественники в понятие «свобода слова», ответить на вопрос: «Есть ли свобода слова в России?»
Задачи:
1. Выяснить значение понятия «свобода слова».
2. Проконсультироваться со специалистом библиотеки для выбора современных произведений публицистики для решения проблемы.
3. Исследовать публицистику толстых литературных журналов за последние 2 года с целью выяснить, как авторы оценивают такое явление в нашем обществе, как «свобода слова».
4. Выяснить, как «свободу слова» понимает моё поколение ( на основе анкетирования учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г. Ковдора )
5. Сравнив различные точки зрения, сделать вывод.

Оглавление

1. Введение в тему. Проблема свободы слова в современном обществе…3
2. Освещение вопроса в толстых литературных журналах…………………5
3. Отражение проблемы «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича, А.Королёва, С.Филатова………………….………….….6
4. Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)……….9
5. Общие выводы……………………………………………...………………11
6. Литература………………….……………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Morozova.doc

— 80.50 Кб (Скачать)


Тема: «Существует ли свобода слова в  России?» (по материалам толстых литературных журналов «Новый мир», «Наш современник», «Знамя»)

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

Автор:    

Морозова Анна Дмитриевна

МОУ СОШ № 1 (Ресурсный центр)

11 В класс

г. Ковдор

 

 

 

 

                                                          

Научный руководитель:

Шальнева Елена Анатольевна

учитель русского языка и летературы

МОУ СОШ №1 (Ресурсный центр)

г. Ковдор

                                                 

 

 

 

Ковдор

2010

 

Содержание

 

 

1.      Введение в тему. Проблема свободы слова в современном обществе…3

2.      Освещение вопроса в толстых литературных журналах…………………5

3.      Отражение проблемы «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича, А.Королёва, С.Филатова………………….………….….6

4.      Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)……….9

5.      Общие выводы……………………………………………...………………11

6.      Литература………………….……………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение в тему. Проблема  свободы слова в современном обществе

       

Мы живем в правовом государстве. И право на информацию в нем считается очень важным. Выпускники школ последних лет  мало интересуются политикой, и это, несомненно, не может не огорчать. Ведь именно от нас зависит будущее России, жизнь страны в целом и каждого человека отдельно.

Моя семья всегда следит за политическими событиями в стране. Мне также нравится с родителями вести дискуссию на политические темы. Моя мама работает в центре социологических и маркетинговых исследований «Форис». Ее работа заключается в анкетировании граждан нашего города и района на темы, связанные с политической,  социальной и бытовой сферами.

Свою жизнь я хочу связать с юридической специальностью: мне интересна профессия прокурора. Почему? Жить в современной России трудно, потому что не работают законы, в стране много нерешённых социальных проблем, и хочется сделать так, чтобы все было по-другому.

С тех пор, как общество стало более открытым, мы все чаще и чаще говорим о демократии, патриотизме, свободе слова. Ведь именно свобода слова играет огромную роль, как в политической, так и в общественной жизни.

Именно поэтому проблема, которая легла в основу моего исследования «Есть ли свобода слова в России?» является актуальной. На материале статей, опубликованных в толстых литературных журналах «Новый мир», «Знамя», «Наш современник» изучим точку зрения различных авторов-публицистов на проблему, и выясним, есть ли  свобода слова в современном обществе, в чём видят её проявление наши соотечественники, и может ли человек, живущий в России сегодня, открыто выражать свои мысли.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями, работниками библиотеки.

Надеюсь, что работа заинтересует и молодых людей, моих ровесников.

 

Итак, цель моей работы: выяснить, какой смысл вкладывают мои соотечественники в понятие «свобода слова», ответить на вопрос: «Есть ли свобода слова в России?»

 

Для осуществления цели я наметила для себя задачи:

1.                   Выяснить значение понятия «свобода слова».

2.                   Проконсультироваться со специалистом библиотеки для выбора современных произведений публицистики для решения проблемы.

3.                   Исследовать публицистику толстых литературных журналов за последние 2 года с целью выяснить, как авторы оценивают такое явление в нашем обществе, как «свобода слова».

4.                   Выяснить, как «свободу слова» понимает моё поколение ( на основе анкетирования учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г. Ковдора )

5.                   Сравнив различные точки зрения, сделать вывод.

Методы исследования:

1.                   Работа со справочной литературой..

2.                   Беседа с работником библиотеки.

3.                   Анализ статей, выявление позиции автора по отношению к понятию «свобода слова»

4.                   Анкетирование.

5.                   Сравнение полученных результатов.

Объект исследования:

1.                   Публицистические статьи

2.                   Анкеты учащихся 10, 11 классов МОУ СОШ №1с углублённым изучением английского языка (РЦ) г.Ковдора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Освещение вопроса в толстых литературных журналах

Выясним, какое определение «свободы слова» закреплено в Конституции РФ: «Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации). Свобода слова упомянута в ряде международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).»

В работе я использовала толстые литературные журналы: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя». Почему? Эти издания авторитетны, читаемы, проверены временем, богаты историей и из этого следует, что они наиболее объективно отражают процессы, происходящие в стране, обществе. 

Изучив материал, мы выяснили, что названные журналы серьёзное внимание уделяют публицистике, затрагивающей сложные вопросы современности. Авторы, размышляя над теми или иными вопросами, хотят быть услышанными, привлечь внимание к наиболее острым проблемам, и к проблеме «свободы слова» в том числе. Об этом говорят неравнодушные заголовки статей, приведённые ниже:

«Наш современник»

Сергей Семанов «Быть русским достойно есть» (№1, 2010 )

Наталья Федченко «Не верь написанному» (№8, 2010)

Сергей Небольсин «О России, в которой мы живем» (№7, 2010 )

«Новый мир»

Ирина Сурат «В дружбе с миром» ( №8, 2008 )

Алла Латынина «Достичь абсолюта» ( №8, 2008 )

«Знамя»

Александр Мелихов «Кому и зачем она все – таки нужна?...» ( № 11, 2008)

Анатолий Шендерович «Патриотизм: диагноз чувства»( № 11, 2008)

Анатолий Королев « Пат патриотизма» (№ 11, 2008 )

Сергей Филатов « Живет ли Россия по конституции» (№ 11, 2008)

Сам факт того, что эти статьи нашли широкого читателя, говорят о том, что мы можем говорить о свободе слова в России. Интересно, что авторы рассматривают проблему с разных сторон, и связывают её с такими понятиями, как «Россия», «мир», «патриотизм», «Конституция».

3  Выражение «свободы слова» в статьях А.Мелихова, А.Шендеровича,  С.Филатова.

 

Цель этой главы: выяснить, как выражается «свобода слова»  авторов толстых литературных журналов.

 

1.                   С.А.Филатов, политик, публицист, с 1997 года – президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, активно проводит линию на демократические преобразования, создание гражданского общества и интеграцию России в мировое сообщество. Для нас представляет интерес его статья «Живёт ли Россия по Конституции?», опубликованная в журнале «Знамя», 2008г. Автор убеждён, что «высшей ценностью, по основному закону, являются права и свободы человека, защищать которые – первая обязанность государства». Развивая мысль, С.Филатов пишет о том, что, несмотря на то, что за последние годы на основе конституции разработаны новые законы, они часто подвергаются серьёзной критике со стороны многих общественных организаций и граждан. Давая оценку демократическим преобразованиям, автор констатирует: « Основной принцип демократии предполагает свободу слова.‹…›Однако в реальности средства массовой информации в большинстве своём, как сейчас говорят, «зачищены и выстроены». Практически отсутствуют независимые информационные и аналитические программы. Зрителям и читателям не дают самостоятельно думать и анализировать происходящее, накачивая их односторонней информацией. В случае, если СМИ проявят самостоятельность, тут же следуют проверки, повышение арендной платы, а то и «просьбы» освободить помещения.» Причину автор видит в том, что  « нам рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Это процесс длительный, тем более если он осложняется принятием законов, не отвечающих букве Конституции, а также ненадлежащим исполнением законов, уже принятых на основе Конституции, должностными лицами разного уровня.» С.Филатов встревожен равнодушием общества к нынешней Конституции РФ, убеждает в необходимости «повышения правовых знаний населения», «роста массового правосознания». Считает, что утверждению правового государства должны способствовать и система образования в школах и институтах, и общественные дискуссии, и появление значительного числа исторических и правовых программ на телевидении»

2.                   Автор следующей статьи «Кому и зачем она всё-таки нужна?..» - Александр Мелихов – русский писатель,  математик, кандидат физико-математических наук, постоянный автор журнала «Знамя».

       Публицист размышляет о России как о демократическом государстве. Пытается ответить на вопрос: «Что уникально ценного демократия даёт человеку?» Говорит о необходимости научиться защищать права человека, в том числе и право человека свободно выражать свои мысли. Автор статьи  считает, что идеальной демократии не существует так же, как и не существует идеального лекарства и идеальной позы для сна… « Демократия – это красиво». Но  в наше время демократия используется как орудие своих личных целей. А. Мелихов пытается до нас донести, что у нас есть право иметь свои интересы и в то же время необходимо  уважать интересы других людей. А.Мелихов приходит к выводу о том, что «русские»… бороться за демократию согласятся не ранее, чем ощутят её идеальной самоцелью, а не средством достижения каких-то индивидуальных целей. Человек, живущий в России, должен ответить на вопрос: «Что даёт демократия лично мне?» не России, не человечеству, не Господу Богу, а именно мне?»

3.                   Автор статьи  А.С. Шендерович «Патриотизм: диагноз чувства» по образованию — инженер. Работал в области проектирования электростанций.  Основная сфера интересов — история, в частности — генеалогия. Печатался в сборнике “Вспомогательные исторические дисциплины”, журналах “Знамя”, “Наука и жизнь”, в “Литературной газете” и др. В статье ««Патриотизм: диагноз чувства»  автор пытается разобраться в том, что же такое патриотизм: любовь к родине или последнее пристанище негодяя, средство манипуляции массовым сознанием? «У тех, для кого демократия стала ругательным словом, патриотизм, как правило, в большой чести. У других, для кого ругательным словом стал патриотизм, демократия почитается как единственно достойная форма человеческого общежития <…>А.Шендерович говорит о том, что сегодня слово «патриотизм» все больше и больше выступает как средство манипулирования сознанием больших или малых групп населения для достижения корпоративных целей, чаще всего никак не связанных с интересами Родины, а порой и прямо противоречащих этим интересам».

 

Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1.                   На страницах толстых литературных журналов С.Филатов, А.Мелихов, А.Шендерович поднимают сложные вопросы, отражающие проблемы современной России – «Является ли Россия демократическим государством?», «Нужна ли нам демократия?», «Что означат слово патриотизм, и что такое патриотизм в современной России?», «Соблюдаются ли законы Конституции в России?»  -  всё это можно считать выражением свободы слова в печати.

2.                   Высказывая своё отношение к свободе слова , писатели, публицисты говорят о том, что свобода слова в России ограничена, и необходима большая работа, чтобы мы могли говорить о проявлении свободы слова в полной мере.

3.                   Все авторы считают, что демократия, патриотизм нужны любому государству, но чтобы эти два понятия приносили пользу тому же государству, необходимо, чтобы у власти стояли порядочные, культурные, образованные люди. Свобода слова нужна государству, чтобы иметь объективное мнение о событиях, происходящих в стране, чтобы правительство прислушивалось и решало проблемы каждого региона своей страны, принимало участие в жизни каждого города, поселка, деревни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       Молодёжь и политика (результаты анкетирования по проблеме)

С целью выяснить отношение к наиболее важным процессам, происходящим в обществе, мы провели опрос среди учащихся 10-11 классов. Для исследования были предложены следующие вопросы:

1.       Интересуетесь ли вы политикой?

2.       Как вы относитесь к ограничению своих прав и свобод

3.       Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы в обществе была «свобода слова»?

4.       Нужна ли свобода слова в России?

5.       Считаете ли вы себя патриотом?

 

Было обработано 50 анкет , и в результате работы получены   следующие данные:

 

На вопрос, интересуетесь ли вы политикой

11% учащихся ответили – «Я занимаюсь политикой»,

36% - «Я интересуюсь политикой»,

54% - «Я не занимаюсь и не интересуюсь политикой».

 

На вопрос, как вы относитесь к ограничению своих прав и свобод

86% старшеклассников ответили – «Я против ограничения прав и свобод»,

11% - «Я за ограничение прав и свобод»,

4% - «Мне все равно».

 

На вопрос, что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы в обществе была «свобода слова»? 64.2% учащихся ответили – «Демократическое общество»,

32.1% - «Ощущение человека себя патриотом»,

35.7% - «Соблюдение законов Конституции РФ»

 

На вопрос, нужна ли свобода слова в России, 

85.7% школьников ответили – « Да, нужна» ,

14 % затруднились ответить.

46.4% учащихся считают себя патриотом, 18% не считают, 36% затруднились ответить.

 

Итак, на основании опроса я получила статистические данные о том, что политикой интересуются – 46% молодёжи, ограничение прав и свобод не одобряют 85% подростков. Для существования свободы слова в стране - б4% считают, что необходимо жить в демократическом в обществе, 32% считают, что свобода слова тесно связана с патриотизмом, а 38% уверены, что на свободу слова влияет Конституция. Свобода слова в России должна быть по мнению 85% молодежи. А вот патриотами себя считают всего лишь 46% молодых граждан.

Информация о работе Существует ли свобода слова в России?» (по материалам толстых литературных журналов «Новый мир», «Наш современник», «Знамя»)