Становление законодательства о СМИ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- произвести исторический обзор российского законодательства в области средств массовой информации;
- рассмотреть Закон РФ «О СМИ» и внесение поправок в него;
- проанализировать критику Закона и его соответствие реальности;
- изучить проекты нового Закона о СМИ.

Оглавление

Введение
1 Становление законодательства о СМИ в России
1.1 Исторический обзор российского законодательства о СМИ
1.2 Закон РФ «О СМИ» и его редакция
2 Современное состояние Закона. Необходимость принятия нового законодательства
2.1 Актуальность Закона в современной России
2.2 Проект нового закона о СМИ
Заключение

Файлы: 1 файл

файл.rtf

— 135.12 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1 Становление законодательства о СМИ в России

1.1 Исторический обзор российского законодательства о СМИ

1.2 Закон РФ «О СМИ» и его редакция

2 Современное состояние Закона. Необходимость принятия нового законодательства

2.1 Актуальность Закона в современной России

2.2 Проект нового закона о СМИ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность средств массовой информации в России регламентируется Законом РФ «О средствах массовой информации», принятым 27 декабря 1991 г. Несмотря на то, что Закон был принят почти два десятка лет назад, он считается все же одним из самых совершенных Законов, регулирующих деятельность СМИ в мире. За всю историю своего существования, в Закон вносилось множество поправок, имеющих разнородные оценки среди критиков. Одни считают, что эти поправки ограничивают свободу масс-медиа, другие считают, что Закон лишь усовершенствуется.

Как бы то ни было, как среди работников сферы массовой информации, так и среди общества назревают идеи о принятии нового Закона о СМИ, который будет охватывать и Интернет, с которым связано большинство из спорных вопросов последнего времени. Наша работа, имеющая своей целью проследить историю развития Закона о СМИ РФ и его влияния на общественность, является актуальной, так как дает не только разносторонний анализ данного Закона и его критики, а также проектов нового закона, но и об актуальности современного Закона и наш вывод о необходимости принятия нового закона о СМИ.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

- произвести исторический обзор российского законодательства в области средств массовой информации;

- рассмотреть Закон РФ «О СМИ» и внесение поправок в него;

- проанализировать критику Закона и его соответствие реальности;

- изучить проекты нового Закона о СМИ.

Данные задачи нашли свое отражение в структуре работы: первая глава данного исследования посвящена обзору становления законодательства о СМИ в России, во второй главе мы рассматриваем актуальность действующего законодательства и необходимость принятия нового закона о СМИ, и рассматриваем соответствующие законопроекты.

Объектом исследования выступает законодательство России в области средств массовой информации. Предметом исследования является Закон РФ «О СМИ» от 27 декабря 1991 года.

Изучению темы развития массовой прессы посвящено немало работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В нашем исследовании мы пользовались работами М.А. Федотова, являющегося также автором одного из законопроектов о СМИ, В. Комаровского, М. Прайса, А.Г. Рихтера и других.

 

 

1 СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СМИ В РОССИИ

 

1.1 Исторический обзор российского законодательства о СМИ

 

Несмотря на то, что печатные издания появились в России еще в Х1Х веке, до 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало правового акта, регулировавшего общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. Конечно, в различных правовых актах, например, в отдельных указах и законах, в Конституции СССР и РСФСР, УК РСФСР, ГК РСФСР, законах о выборах и т.д. имелись нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой связи между ними не было и в целом они не могли считаться единым механизмом правового регулирования.

Как известно, законодательство о средствах массовой информации традиционно развивалось в России, прежде всего, как «цензурное право». В досоветский период место закона о печати занимали Устав о цензуре (1804, 1826 и 1828 гг.), Временные правила по цензуре (1862, 1865 и 1882 гг.), Временные правила о повременных изданиях (1905 г.), Временное положение о военной цензуре (1914 г.) и т.д.

Журналистика в России возникла по указу Петра I как следствие роста национального самосознания и уровня культуры общества. К середине ХVII в. русская журналистика во многих отношениях встала вровень европейской печати и нередко занимала критическую позицию по отношению к власти. Однако правительство, не желая видеть на страницах газет и журналов критику в свой адрес, использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова.

При Павле I устанавливается официальная правительственная цензура в главных городах Империи. Издание новых газет и журналов стало строго регламентироваться. В имеющихся же изданиях был ограничен объем политической информации. В официальной печати, а также в печати, поддерживающей монархизм, не допускалось обсуждение острых социальных проблем.

В связи с реформами Александра II правительство приступило к подготовке нового закона о печати, который обещал некоторое послабление цензурного режима. В итоге в 1865 г. в России был принят первый закон о печати, который носил временный характер и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной - отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердивший полный административный контроль над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишать издателей и редакторов продолжать деятельность, если она будет признана «вредной».

Большевики тоже начали с ограничений цензуры: принятый 27 октября (9 ноября) 1917 г. Декрет СНК РСФСР о печати послужил основанием для закрытия 92 газет до конца года. В Декрете говорилось следующее: «со всех сторон поднялись критики о том, что новая социалистическая власть нарушила основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.

Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Это оружие не менее опасно…чем бомбы и пулеметы. Вот почему были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса». Далее в Декрете утверждалось, что «как только новый порядок упрочиться, - всяки административные меры воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону».

Для удержания власти, партия большевиков пользовалась средствами массовой информации как орудием пропаганды идей и интересов партии. Законодательно ограничивалась всякая свобода СМИ на подачу информации обществу.

В 70-х годах стали приниматься законы о гарантиях свобод, но на практике эти нормы использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами. Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» (принят 12 июня 1990 года).

В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации. Цензура массовой информации не допускается».

Принятие этого закона было большим шагом на пути к демократии. Новый закон от 27 декабря 1991 года вобрал в себя многие характерные черты предыдущего, и по свидетельству М. Прайса, участвовавшего в его разработке, был практически первой попыткой законодательно установить современную структуру коммуникационной политики. Статья 3 данного Закона прямо указывает на недопустимость цензуры СМИ; ст. 4 содержит перечень допустимых запретов на содержание, и таким образом определяется зона национального интереса в формировании общественного сознания.

Например, СМИ запрещено призывать к насильственному изменению существующего конституционного строя, возбуждать религиозную вражду, разжигать социальную, классовую или национальную нетерпимость либо распространять пропаганду войны. Интерес вызывает также ст. 7, в которой представлен круг лиц, имеющих право быть учредителями СМИ. Большинство исследователей отмечают, что в целом данный Закон является образцом одного из самых либеральных законов о СМИ в современном мире.

Так, если в законе СССР была провозглашена свобода печати, то в российском она была презюмирована как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, позволяющих свободу одних гармонично сочетать со свободой всех прочих.

Российский вариант закона также исключал многие двусмысленности и умалчивания советского закона. Задачей российского закона было создание комплекса правовых технологий, опирающихся, с одной стороны, на закрепленные в союзном законе наиболее общие стандарты свободы массовой информации, а с другой - на реальную практику функционирования СМИ в переходном обществе. Именно поэтому закон РФ «О СМИ» считается одним из наиболее совершенных законодательных актов современной России.

 

1.2 Закон РФ «О СМИ» и его редакция

 

Однако, несмотря на продуманность закона «О СМИ», начиная с 1995 года в него регулярно вносятся «исправления» с целью актуализации закона, а также приведения его в соответствие с другим законодательством РФ, принятым или измененным уже после принятия данного закона.

Итак, в 1995 году было последовательно принято четыре федеральных закона, вносящих дополнения и изменения в Закон о СМИ: в законе были изменены 4 и добавлены 3 абзаца. Практически все эти изменения носили непринципиальный характер и не являлись действительно необходимыми. Следующая поправка была внесена в 1998 году в связи с принятием Федерального закона «О рекламе».

В 2000 году Государственной Думой созыва 1999-2003 гг. были приняты два подготовленных в короткие сроки законопроекта, один из которых дополнял статью 4, а второй вносил изменения в статью 41 Закона о СМИ. Эти поправки касались о распространении в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В конце 2000 года в Государственной Думе шла работа по подготовке нового, всеобъемлющего законопроекта, создающего новую редакцию Закона о СМИ. Желание существенно «обновить» Закон неоднократно изъявляло Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; а на пленарных заседаниях Совета Федерации не раз давалось поручение Комитету по культуре, курирующему вопросы СМИ, разработать позицию верхней палаты о том, какие поправки следовало бы внести в Закон о СМИ. Очевидно, что и в самой Государственной Думе может возникнуть несколько законопроектов о поправках.

В 2001 году новой редакции Закона не появилось, однако была внесена достаточно важная поправка к статье 19: было запрещено иностранным лицам и компаниям выступать в качестве учредителя средства массовой информации. Данная поправка, хоть и является ограничивающей, но служит развитию отечественного рынка СМИ.

Богатым на поправки выдался и 2002 год, однако все поправки были связаны с усовершенствованием действующего законодательства РФ, и не имеют особой значимости в рамках данного исследования. В 2003 году статья 16 о выборах была дополнена пунктом о приостановлении выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Данная мера пресечения, по нашему мнению, является действенной, если будет налажен механизм ее применения, так как сами СМИ отлично понимают, что читатели, подписчики или зрители не будут ждать полгода, следовательно, это означает фактическое прекращение деятельности данного СМИ. Также были дополнены статьи 34, 49, 59 и 60.

В 2004-2008 годы было принято достаточное количество исправлений Закона, касающихся упоминания об экстремистской деятельности, порядке проведения репортажей о контртеррористических операциях, наркотических веществах и скрытых приемах влияния на слушателя или зрителя. В том числе, в 2008 году было установлено, что учредителем СМИ может выступать орган местного самоуправления.

17 июня 2011 г. «Российская газета» опубликовала Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации», которым были внесены изменения и дополнения в закон «О СМИ». На этот раз изменения носят принципиальный характер, так как отражают реализацию концепции информатизации России и переход на современные цифровые стандарты телевещания. Данные поправки вступают в силу 10 ноября 2011 г.

Так как «Закон «О СМИ» был принят в 1991 г., он не учитывал грядущий рост информационных технологий и распространения информации в сети Интернет, и поэтому не существовало законодательно установленных критериев, в соответствии с которыми информация, распространяемая через Интернет признавалась бы продукцией СМИ, а сайты регистрировались в качестве средств массовой информации.

Вместе с тем, как указывает А. Титов, попытки признания Интернет-сайта средством массовой информации на практике случались: в 2006 г. мировой судья г. Абакан признал Интернет-сайт средством массовой информации и наложил взыскание на его владельца в виде штрафа и конфискации за отсутствие регистрации сайта в качестве СМИ. В 2007 г. аналогичная ситуация сложилась в Сыктывкаре, когда за отсутствие регистрации сайта в качестве СМИ была оштрафована на 20 тыс. рублей компания, владеющая информационным сайтом, не зарегистрированным в качестве СМИ.

Несмотря на Постановление Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г., в котором было указано, что поскольку при распространении массовой информации через Интернет-сайты отсутствует продукция СМИ, то по действующему законодательству эти сайты не подлежат обязательной регистрации как СМИ, на практике регистрация Интернет-сайтов в качестве СМИ проводилась уже довольно длительное время. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляла их регистрацию в форме электронных периодических изданий, формально не предусмотренной законом.

Информация о работе Становление законодательства о СМИ в России