Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
Сегодня в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этим в детской журналистике применяются особые, присуще только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
Общая характеристика работы……………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. Типология детской прессы Республики Беларусь рубежа XX — XXI вв……………………………………………………………………………………..6
ГЛАВА II. Белорусские журналы для детей рубежа XX — XXI вв
II.1 Значимость детского журнала «Вясёлка»…………………………………...9
II.2 Детский христианский журнал «Крынiчка»………………………………..13
II.3 Детский познавательно — игровой журнал «Рюкзачок»………………...16
ГЛАВА III. «Зорька» - преемственность традиций и новаторства…………...18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………..22
10
Алесь Камаровский, он же и литературный редактор журнала и Евгений Ларченко — художественный редактор. Главной стратегией журнала сам Владимир Липски определил так:
Первое: дать все, чтобы дети полюбили родной белорусский язык. Чтобы почувствовали его красоту, богатство, мелодию. Потому что, не зная своего языка, вряд ли по-настоящему оценишь и полюбишь соседство.
Второе: научить маленьких людей — но «не маленьких» граждан! - любить свою Родину — Беларусь, ее поля, луга, леса, реки, озера. Только после этого можно понять и полюбить мир.
Третье: научить любить старших. То есть — себе подобных, но немножко более слабых, более неуклюжих, более беспощадных [с.224].
Эти цели отражены на 24 страницах полноцветного журнала. Красочное издание, на мелованной бумаге размещает в себе несколько постоянных рубрик «Чэмпiён «Вясёлкi»», «Конкурс «Люблю Беларусь»», «Я тут жыву», «Крышку пра кнiжку», «упершыню у «Вясёлцы»», «Школка «Вясёлкi»», «Чытанка — маляванка для дашкольнiкау», «Музычны гурток», «Хвiлiнкi весялiнкi», «Прыгоды Васi Вясёлкiна», для детсадовских «Колосовичиок». В 2000 году появляется рубрика «Нам засталася спадчына», после в 2005 году выпустили книгу для детей на основе материалов этой рубрики. Также рубрика «Музей «Вясёлкi»», где расказывается о предметах старины — жерновых, ступах, маслобойке. Для того чтобы оживить журнал, чтобы дети его восприняли как друга, у него есть свой герой Вася Вясёлкин.
С первой же страницы, мы чувствуем время, пору года, ближайшие праздники. Потому что нам сразу предлагают для прочтения стих о Пасхе, Рождестве или Дне Матери, как бы тем самым задавая настроение нашему чтению. В последние время третья страница журнала нам рассказывает об удивительных, успешных читателей журнала в рубрике «Чэмпiён «Вясёлкi»». Эта рубрика интересна не только самой информацией о ребенке, но и тем, что содержит энциклопедические знания о том виде искусства, спора, в котором
11
достиг успехов этот ребенок. Кроме рассказов писателей, стихов белорусских поэтов, публикуют присланные стихи, рассказы детей. С каждым номером, все больше детское творчество «вытесняет» творчество профессионалов. К юбилеем белорусских писателей, поэтов публикуют не только их творчество, но и небольшие о них портретные-зарисовки. Уже несколько лет рубрика «Крышку пра кнiжку» рассказывает о новинках среди белорусской детской книги. И сегодня «Вясёлка» размещает на своих страницах о белорусской народной музыке, о народных музыкальных инструментах, о родных краях, о грамматике родного языка. Истории, рассказы, которые публикуются, воспитывают, учат детей правильному поведению, правильному отношению к родителям, к своим краям «Шпакi-перасмешнiкi», «Тапорная работа», «Мабiльная выдатнiца».
Можно сказать, что журнал не отступает от своих позиций, лишь улучшают дизайн своего издания. «Как бы не менялся мир, каждому новому человеку нужно, прежде всего, объяснить, где он живет, что вокруг него, кто такие мявклы, гавкалы, кукарекалы; обучить его азбуке и таблице умножения, дать ему почувствовать красоту природы, помочь познать добро и зло» [c.224]. Действительно, ведь это все было и остается, не зависимо от того как развивается телевидение, Интернет. Наверное поэтому, у них нет своего сайта.
12
Кардинальный поворот в плане духовного возрождения детей и подростков проявился в динамике взаимоотношений государства и церкви. Так, если советская эпоха характеризовалась атеизмом, то детская печать постсоветского этапа вновь поставила на повестку дня проблемы бездуховности, нравственного обнищания. Сегодня регулярно выходят зарегистрированные религиозные издания, как детский христианский католический журнал «Маленькi рыцыр Беззаганай» и христианский журнал «Крынiчка». Однако, духовное просвещение постепенно включается в проблематику республиканских изданий для детей и подростков: православная страничка «Ковчег» (газета «Зорька»), редко но есть рубрики «Рэлiгiя», «Духоунасць» (газета «Ранiца»), «Острый угол», «Голоса» (газета «Переходный возраст»), «Дорога к храму» (журнал «Качели»).
Журнал «Крынiчка» зарегистрирован Министерством Республики Беларусь 26 ноября 2001 года в городе Кобрине. Его периодичность — четыре раза в год. Главным редактором является Николай Синковец. Учредителем является Союз ЕХБ в республике Беларусь. Вот уже девять лет на мелованной бумаге выходит этот детский журнал. За этот период экспериментируют с шрифтом, иллюстрациями, но не изменяя общему стилю дизайна журнала. Основные рубрики: «Подумай», «Рассказ», «Поэзия», «Творчество читателей», «В помощь учителю ВШ», «Творение Божие», «Бiблiя для дзяцей», «Криничкина почта», «Криничкина галерея» и в в 2009 году появляется новая рубрика «Приключения Гошки и его друзей». В ней публикуется многосерийный рассказ о медвежонке Гоши и его друзьях. Через его поступки, через его выбор в различных ситуациях, с которыми сталкивается каждый ребенок, журнал учит своих читателей. Рассказы которые публикуются, воспитывают в детях уважение к старшим, любовь к природе, к ближнему, к своим родителям и благодарность к Богу. Простым языком, доступными
13
фразами рубрика «Бiблiя
для дзяцей» на белорусском языке
рассказывает библейские истории. В
журнале нет рассказов о
Журнал «Крыничка» можно назвать еще молодым изданием, например, по сравнению с «Вясёлкай» или газетой «Зорька». Однако, у них сравнительно не маленький тираж - 4 500 экземпляров. XXI век диктует свои правила, а к ним относится и сайт издания, к сожалению журнал «Вясёлка» не имеет его, а вот «Крынiчкi» krinica.org. Это помогает иметь более тесный и оперативный контакт со своими читателями. Периодичность небольшая, что вызвано небольшим финансированием и не окупаемостью издания.
В будущим, сотрудничество
государства и церкви, вероятно,
станет основанием для формирования
постоянного тематического
14
несомненно, требуют участия подготовленных кадров в лице профессиональных богословов и религиоведов.
15
II.3 Детский
познавательно — игровой
В условиях современного информационного общества очевидна необходимость создания детского белорусского периодического издания, которое соединило бы в себе информативность и доступность, воспитательную и развлекательную функции. В апреле 2005 года, учитывая все эти пункты, вышел первый номер детского-познавательного журнала «Рюкзачок». Учредителем его является Министерство образования Республики Беларусь и Белорусский государственный педагогический университет, издательство «Пачатковая школа». Это ежемесячное полноцветное издание объемом 44 страницы (36 полноцветных страниц для детей, в том числе 4-страничная вкладка для моделирования, и 8 черно-белых страниц для родителей). Материалы печатаются на двух государственных языках — русском и белорусском. Цель деятельности редакционного коллектива журнала заключается в оказании поддержки и помощи семьям и учителям в формировании личности ребенка, укреплении внутрисемейных отношений. Публикации представляют собой сочетание информационно-познавательных, воспитательных и игровых материалов. Это рассказы об истории, географии и культуре Беларуси, беседы о природе, познавательные сказки, о компьютерных технологиях, материалы о спорте и здоровом образе жизни, веселые уроки математике, английского и русского языка, различные головоломки и другое. Журнал ориентирован на аудиторию 7-12 лет. Младшие школьники проявляют познавательный интерес почти ко всем сферам жизни, в этом возрасте формируется понятийный аппарат, закладываются основы системного мышления. Социализация школьников невозможна без общения со сверстниками, поэтому издание создало Клуб друзей «Рюкзачка», где обсуждаются актуальные темы для читателя. Также рассказывают о ребятах, которые добились успехов в какой-либо деятельности, что видимо заимствованно у более «старших» журналов (например «Вясёлка»).
Передача информации ориентирована не только на само ознакомление с
16
фактами, но и на установление причинно-следственных связей между ними. Ведь это способствует формированию у школьников системного мышления. Ряд рубрик, как «Мастерская в рюкзачке», «Изостудия», «Наш рецепт», обращены к практической деятельности ребенка и позволяют ему овладеть новыми навыками.
Особенностью материалов, можно считать их форму подачи информации. Читая их материалы, мы видим, что стараются избежать открытой дидактичности текстов, большинство материалов строятся по принципу «учимся — играя». Статьи разбиты на небольшие абзацы, разный шрифт, «оживленные» ручки, блокноты, комментируют, расшифровывают — это все улучшает восприятие читателя.
Анализируя этот журнал, можно сказать, что он как бы включил в себя все лучшие стороны детских журналов, которые уже есть. Журнал на двух языках, есть рубрики для развлечения «Отдохни», «Мастерская в рюкзачке», есть познавательные и обучающие рубрики «Мир природы», «Путешествие», «Merry English». И есть место для писем читателей, для их творчества, а также вкладыш для родителей, что может увеличить аудиторию читателей.
17
ГЛАВА III. «Зорька» - преемственность традиций и новаторства.
В Беларуси патриотическое воспитание подрастающего поколения, является задачей государственно значимой и на журналистов возлагается особая ответственность. Газета «Зорька» в этом плане уже несколько лет придерживается следующих приоритетных правил в своем издании: воспитание у юных читателей чувства гордости, ответственности за Родину; воспитание трудолюбия, стремления активно чувствовать в жизни страны и воспитание бережного отношения к культурному наследию и национальным традициям.
Газета издается с января 1945 года. Выходит один раз в неделю (по пятницам). Позиционирует себя, как газета для детей и подростков. Главным редактором уже несколько лет является Людмила Грамович. «Зорька» информативная и познавательная, культурно-просветительская, занимательная и развивающая, качественная в полиграфическом оформлении, с применением новейших компьютерных технологий в дизайне и верстке. Многие называют эту газеты «живой». Потому что редакция стала своеобразным центром-организатором детского творчества, детских и молодежных инициатив. Также своего рода информационным штабом Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской пионерской организации. И еще центром многих республиканских конкурсов, международных проектов.
Нужно сказать, что коллектив газеты пропагандирует преемственность поколений, опирается на опыт полученный предшественниками. Анализируя подшивку за десятилетия мы видим, что они также освещали работу пионеров. В 1971 году при газете был создан батальон белорусских орлят, объединивший юных героев Великой Отечественной войны. И в 2005 году ветераны войны в боевом строю, помогали редакции в проведении общереспубликанской военно-патриотической акции «Память» в честь 60-летия Великой Победы. Сохранился и выработанный годами принцип подачи информации на газетных полосах — это тематические клубы, публикации с подборками новостей, интересных фактов, с заметками читателей, викторинами и конкурсами.
18
Но для того чтобы
«войти» в новой век, важно
максимально учитывать
Новаторство редакции — разработка авторских развивающих настольных игр, которые способствуют изучению истории, культуры, музыке, искусству. Самым юным читателям адресован ежемесячный спецвыпуск в газете «Огонек».
Помимо освещения
Информация о работе Периодическая печать для детей на рубеже XX – XXI веков