Периодическая печать для детей на рубеже XX – XXI веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этим в детской журналистике применяются особые, присуще только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Оглавление

Общая характеристика работы……………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. Типология детской прессы Республики Беларусь рубежа XX — XXI вв……………………………………………………………………………………..6
ГЛАВА II. Белорусские журналы для детей рубежа XX — XXI вв
II.1 Значимость детского журнала «Вясёлка»…………………………………...9
II.2 Детский христианский журнал «Крынiчка»………………………………..13
II.3 Детский познавательно — игровой журнал «Рюкзачок»………………...16
ГЛАВА III. «Зорька» - преемственность традиций и новаторства…………...18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Детские СМИ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Министерство Информации и образования

Белорусский государственный  университет

Институт журналистики

 

Кафедра

Истории журналистики

 

 

 

Периодическая печать для детей на рубеже XX – XXI веков

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки III курса 4 группы

специальности Журналистика (печатные СМИ)

Уховой Агаты 

 

Руководитель  курсовой работы:

кандидат филологических наук

Воюш Инга Дмитриевна 

 

Минск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика работы……………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. Типология детской прессы Республики Беларусь рубежа XX — XXI вв……………………………………………………………………………………..6

ГЛАВА II. Белорусские  журналы для детей рубежа XX — XXI вв

II.1 Значимость  детского журнала «Вясёлка»…………………………………...9

II.2 Детский христианский журнал «Крынiчка»………………………………..13

II.3 Детский познавательно — игровой журнал «Рюкзачок»………………...16

ГЛАВА III. «Зорька» - преемственность традиций и новаторства…………...18

Заключение………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы……………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Сегодня в нашей стране детская печать является самостоятельным  компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко  выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи  с этим в детской журналистике применяются особые, присуще только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Цель курсовой работы — провести анализ периодический  печатных изданий для детей на рубеже XX — XXI вв. на примере  газеты «Зорька», журналов «Вясёлка», «Крынiчка», «Рюкзачок».  Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить типологию детской прессы данного периода;
  • проанализировать их материалы со стороны тематики, интеллектуальной насыщенности, полиграфического исполнения;
  • сделать заключительные вывода на основе своего исследования.

 

Структура моей курсовой работы включает общую характеристику работы, введение,  шесть разделов, заключение, список литературы. Общий объем работы 22 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Введение  

 

Сегодня все чаще говорят  о потерянной привычки к чтению периодики. Даже те люди, которые еще не так  давно обращались к газетам и  журналам, уже обходятся без них. Речь идет о людях старшего поколения, которые в современной компьютезированности  утрачивают эту привычку. У детей   такая привычка наверное вообще не была сформирована. И поэтому важно отметить о совершенно особой социальной роли детской газеты как инструмента, способного у юного человека, вступающего во взрослую жизнь, эту привычку сформировать.  Ведь этот навык, даст человеку возможность в дальнейшим быть соучастникам общества.  Я считаю, это один из наиболее действенных инструментов формирования гражданского общества. Сегодня именно хорошая, качественная детская газета ребенку жизненно необходима («пустой» много и среди российской массовой развлекательной детской и подростковой прессы). Известный социолог Абраам Моль констатирует: «В «оснащении» ума рядового человека гораздо большую роль играет сегодня то, что он прочтет в афише в метро, услышит по радио, увидит в кино или по ТВ, прочтет в газете по дороге на работу, от школы остается только дымка полузабытых понятий. То что не попало в средства массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [c.145].  Именно поэтому задача быть средством массовой информации не только не является главной и единственной, но часто отходит на второй, третий план, уступая место другим, вроде бы не очень газетным функциям — общение, самовыражение и самовоспитание детей, подростков, социализация их личности, развитие творчества.

Большие перемены в постсоветской  прессе коснулись, прежде всего, идеологии. В одночасье были развенчаны и  забыты традиции просветительской духовной прессы, вовлекающей ребенка в нелегкий процесс выбора жизненных ценностей и ориентиров, нравственных норм. Почти все это было вытеснено главной, если не единственной функцией — развлекательной.

4

Но осознание задач, которые должны быть возложены на качественную детскую периодику, еще, к сожалению, не означает умение эти задачи реализовать. Но в Республике Беларусь, в отличие от других стран постсоветского периода, удалось не только сохранить в полном объеме традиционные, десятилетиями выпускаемые издания для юных читателей, но и целенаправленно развивать журналистику для детей на качественно новом, с учетом современных требований, уровне. Сегодня рынок печатной продукции прочно завоевывают информационно-развлекательные глянцевые ежемесячники (еженедельники) журнального типа. Доверие неопытного маленького человека завоевывается яркими, порой шокирующими обложками, «перекаченными» из Интернета анекдотами и «ужастиками», изобилующими жаргонными словами. С целью материальной выгодой  издатели подыгрывают наивным желаниям несовершеннолетних читателей быть похожими на супергероев зарубежных фильмов-боевиков, заботиться исключительно о собственной персоне и любыми способами добиваться заоблачных целей.

 Как сделать, чтобы  газета, которая впервые попала  в руки читателя, не разочаровала его, увлекла, чтобы ему захотелось прочесть следующий номер? И при этом не податься модным веянием. Ответить на эти вопросы пытается каждое издание. Что предпринимали издания на рубеже XX-XXI вв. детской прессы? Я просмотрела, изучила и сравнила подшивки за данный период газеты «Зорька», журнала «Вясёлка» и журналы которые появились уже в XXI веке «Крынiчка», «Рюкзачок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ГЛАВА I. Типология  детской прессы Республики Беларусь рубежа XX — XXI вв.

 

В настоящее время  издается около 60 детских периодических изданий самого широкого тематического спектра на русском, белорусском и английском языках. Еще в середине 90-х это количество было на несколько десятков меньше. За счет развлекательных журналов уже к  2000 году количество изданий приблизились к этой цифре.   

Учредителями детских  газет и журналов являются уже  не только органы государственного управления или какие-то партии, но общественные организации, объединения, а также  частные лица. Государственными детскими СМИ являются газеты «Ранiца», учредитель — Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение «редакция газеты «Настаунiцкая газета», «Голоса молодых», учредитель — РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр дом прессы», журналы «Бярозка», учредитель — Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, «Качели», учредитель — Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, «Рюкзачок», учредитель РУП «Издательство «Пачатковая школа» и другие. Также общественные объединения выступают учредителями газет, например, ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» с 2002 года стал для газет «Зорька» и «Переходный возраст».  Учредителем газеты «Юный спасатель» является ОО «Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных», а журнала «Вясёлка»  ОО «Белорусский детский фонд». Предприятия и частные лица не редко становятся учредителями сразу нескольких изданий: например, ОДО «ВАУЛ» - журналов «Клякса», «ОК», «Раскрась». «Смекалка», «Фабрика игрушек», «Ералаш». Частные лица Капский В.В., Козловский В. К., Лапиков В. В., Новиков Д.Н. Являются учредителями таких газет как «Детская книжка-малышка», «Сказка-раскраска»,

6

«Детская газета», «Детская сказка на ночь», «Озорник», «Разгадай-ка», «Сазка-раскраска».

«Переходный возраст», «Зорька». «Ранiца», «Голос молодых» зарегистрированы как массово-политические газеты. Они  работают с учетом возрастно-психологических  особенностей читателей и являются важнейшим источником информации для  детей и подростков о событиях Беларуси, за рубежом, о основных направлениях экономической, политической, социальной, культурной жизни нашей страны.

Как литературно-художественные издания в республике выходят  журналы «Вясёлка», «Бярозка», «Лесавiк», газеты «Детский мир». Стихи, рассказы, сказки белорусских авторов  опубликованные в этих изданиях часто используются в детских садах и начальных классах. Специализированные издания  - «Газета для девочек», журнал «Зоохоби». Некоторые газеты и журналы специально предназначены для развития детского творчества — это журналы «Юны тэхнiк — вынаходнiк», «Фабрика игрушек», «Я рисую», «Карандаш», «Вырежи и наклей», газеты «Раскраски», «Сказка-раскраска». Религиозные издания в Беларуси представлены двумя журналами «Маленькi рыцар Беззаганнай» и «Крынiчка».

В большинстве своем  издания для детей акцентированы  на досуг, развитие. Такие журналы  как «Большая игра», «Качели», «Волшебный ключик», «Головастик», «Незнайка», «Мишутка», «Почемучка», «Умняша» и другие —  это развлекательные, игровые газеты и журналы. Периодичность журналов в основном — 1 раз в месяц. Распространение их не ограничивается только территорией Беларуси, но также и страны СНГ, Балтии и странах Европы и Азии.   Удается расширить свою территорию распространения, благодаря активной работе по продвижению своих изданий на информационный рынок в другие страны, участвуя в международных выставках («СМИ в Беларуси», «Неделя моды на здоровье», «Пресса» и другие), творческих конкурсах, в том числе Национальном конкурсе печатных

7

средств массовой информации «Золотая литера» [с. 283].

Детские периодические  издания, имеют высокие тиражи и  разнообразны по своей тематике. Но следует отметить, что с конца 90-х до сегодняшнего дня развитие детской прессы во многих аспектах прогрессирует, но и конечно имеются и широкие перспективы, особенно в части специализированных изданий для детского творчества.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

ГЛВАВА II. Белорусские  журналы для детей рубежа XX — XXI вв.

II.1 Значимость  детского журнала «Вясёлка».  

 

Создание Содружества независимых  государств, государственный суверенитет  Республики Беларусь — это наиболее значимые политические события, которые  повлияли на дальнейший ход социально-экономических  изменений 90-х годов XX века. Для детской белорусской печати этот период характеризуется существенными преобразованиями. В сложных условиях экономического кризиса читательская аудитория получила большое количество новых изданий. Значительно изменилась тематика и структура периодики.

Характерной особенностью журналов для детей этого десятилетия являлось то, что функции учредителей взяли на себя общественные и коммерческие организации, фонды, редакционные коллективы, частные лица. Так, учредителем журнала «Вясёлка» является Белорусский детский фонд, «Качелей» - Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков и т. д. Это дало возможность значительно расширить целевое назначение детских изданий. В эти годы появляется новый тип изданий — развлекательные журналы. Это, например, «Мультик», «Клякса», «Досуг», «Сюрприз». Тематика изданий направлена на досуг читателей. Ребусы, комиксы, страшилки, анекдоты, кроссворды, чайнворды, школьный словарь, игры, головоломки, фокусы и и многое другое, что было призвано занять читателя.  Но нельзя сказать, что это было не востребовано со стороны адресата, потому что огромные тиражи говорят за себя — от 10 до 100 тысяч экземпляров.  Также для детей выходят игровые журналы «Кроссворды для детворы», «Развлекательный каламбур», «Когда ты один дома», «Мишутка», «Детская газета» (приложение к «Детективной газете») и журналы-раскраски «Островок» и другие.

В этот же период получило развитие новое направление: монотематические издания. Журнал для детей в 1995 году «Лесавiк» с тематикой природоведение и экологии «экалагічнае выданне для сям’і і школы». А к 2001 году появляется, зарегистрированный Министерством

9

информации РБ, детский  христианский журнал «Крынiчка», это  второй зарегистрированный христианский журнал в Беларуси.

Но не все журналы, газеты, заявив о себе, смогли удержаться на информационном рынке рубежа XX — XXI вв. Это клуб-журнал «Джулия», журнал-сказка-игра «Зазеркалье», журналы для младших школьников «Jako» (русско-французский) и «Alft» (русско-английский) и другие [c.147]. 

Мы видим, что именно в девяностые годы тема издания, интеллектуальная насыщенность, полиграфическое исполнение, стоимость стала причиной четкой специализации журналов, газет для детей, их типологического разнообразия. Ведь в 90-ые годы начался передел информационного поля республики, также распад молодежных движений, на деятельность которых были сориентированы детские СМИ. Все детские издания к такому повороту не были готовы ни морально, ни материально. Перед изданиями стаяла задача заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику издания.

Ежемесячный журнал для  детей «Вясёлка» издается с 1957 года. Журнал рассчитан на детей от 7 до 11 лет.  Первый редактор известный  белорусский   талантливый педагог  Тимофей Васиьевич Крысько (Василь Витка) семнадцать лет руководил этим журналом. Содержание «Вясёлки», а это сказки, рассказы, стихи, понятно, так как главный редактор был сам сказочник. Василь Витка  был награжден международным дипломом имени Х. К. Андерсена, также его имя занесено в почетный список имени великого датского сказочника. В честь него установили ежегодную премию за лучшее произведение года для детей.  Также были редакторами Евдокия Лось, Анатолий Гречаников, сегодня это Владимир Липски.   Несмотря на модернистские тенденции среди изданий, это журнал остается верным своим традициям и своей тематике.  Как и в прошлом веке, с ним сотрудничают многие поэты. Если не так давно это были Янка Мавр, Станислав Шушкевич, Василь Хомченко, Алесь Бачило, Юрась Свирко, Петрусь Макаль, сегодня Нил Гилевич, Микола Малявка и Микола Чернявский,

Информация о работе Периодическая печать для детей на рубеже XX – XXI веков