Креолизованный текст в изданиях таблоидного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводится к публикациям сенсационного и скандального характера.
Рассмотрим две формы креолизованного текста – газетные статьи и когнитивную метафору.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ………………………...………4
1.1 История креолизованного текста…………………….…4
1.2 Средства и формы креолизации………………………….6
1.3 Вербальный и невербальный компоненты в креолизованных текстах....7
Глава 2.ТАБЛОИД ………………………………………...……8
2.1 История возникновения массовых периодических изданий ………….…8
2.1.1 Массовые издания в Европе и Америке……………………………….....9
2.1.2 Становление массовой прессы в России.…………………..12
2.2 Черты таблоида………………………………………15
Глава 3.ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ………………………………………16
Глава 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Микулик.docx

— 51.21 Кб (Скачать)

Таким образом, к началу XX века газеты становятся действительно массовыми, и в борьбе за своего читателя наращивают темпы получения новостей и внедрения технологических новшеств.

Однако не стоит забывать, что наравне с массовой (выделенной по аудиторному признаку) развивалась и так называемая «качественная» пресса, т.е. «солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания» [Князев, 2002, с. 91].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Становление массовой прессы в России

 

Основная проблема, которую необходимо было преодолеть нашей стране в период конца XVII – начала XVIII веков – культурная и хозяйственная отсталость от стран Европы. Здесь на первый план вышла фигура Петра I, который провел всестороннее реформирование во всех сферах жизни общества.

Первая печатная газета появилась в 1702 г., она называлась «Ведомости». «С одной стороны, она стала важным явлением национальной культуры, содействовала демократизации языка, осуществляла просветительскую функцию. С другой, – служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей в монархическом духе» [Беспалова, Корнилов, Лучинский, 2003]. Эта газета была по преимуществу информационного, новостного характера. Ее периодичность и формат не были точно установленными и могли варьироваться.

В XVIII веке в России пользуются популярностью академические издания и сатирическая пресса. Первые были призваны осуществлять просветительскую цель. Положительное влияние на такого рода прессу оказал М. Ломоносов (теория «трех штилей»). Сатирические же издания имели другую задачу – изобразить недостатки современной социальной действительности. Огромной популярностью пользуются альманахи и «толстые» журналы. В газетах печатаются различные события, связанные с важнейшими политическими событиями, как внешними, так и внутренними (с войной 1812 г., с восстанием декабристов и т.п.). Очень большое внимание уделяется именно политике, сильна роль цензуры. В первой четверти XIX века возникает около 150 новых наименований периодических изданий. Позиции официальной правительственной прессы еще больше укрепляются.

В 1880-е гг. начинает свое развитие «малая пресса». Текст в таких изданиях был написан простым и доступным широкому кругу читателей языком. Материал подавался с некоторой долей «развлекательности», что опять же было направлено на расширение аудитории, которая в основном проживала в крупных городах и имела невысокий уровень грамотности. Это были мелкие купцы, прислуга, ремесленники и рабочие. Среди необразованного населения широко распространялась лубочная литература.

Россия по-прежнему отставала от Европы в плане развития прессы, однако определенный прогресс все же был достигнут: «К началу нового столетия в стране уже существовала разветвленная структура официальной, правительственной и проправительственной прессы... Наряду с этим активно развивалась контролируемая финансовым и промышленным капиталом частная журналистика, которая вскоре стала доминировать в количественном отношении. Несмотря на значительный прогресс, обеспеченность прессой в стране была еще очень низкой» [там же].

Во время революционных потрясений выпуск газет и различного рода листовок возрастает в несколько раз. Каждая партия имеет свое печатное издание. В советский период пресса призвана стать идеологическим оружием государства. Была создана партийно-советская журналистика. Печать пропагандировала коммунистические идеи и во всем должна была поддерживать власть.

Самые значительные перемены, связанные с развитием именно массовой печати, происходят в перестроечное и постперестроечное время. В свет выходит альтернативная пресса, которая освещает вопросы, недопустимые в официальных изданиях. Был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», отменена цензура. Начался качественно новый этап в развитии России, который связан в первую очередь с развитием рыночных отношений.

Хотя процесс «вхождения в массовость» в нашей стране, Америке и странах Европы шел неравномерно, однако можно сказать, что на сегодняшний день пресса в нашей стране стала во многом значительно более массовой, чем раньше. Она рассчитана на широкий читательский круг и призвана приносить издателю прибыль, что также является основной, если не главной, характеристикой изданий такого рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Черты таблоида

 

«Термин «таблоид» стал синонимом неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей. Таблоидные издания отдают предпочтение коротким новостям сенсационного характера, большим фотографиям и крупным заголовкам. Исследователи часто объясняют существование таблоидов низкими вкусами читателей, их нежеланием читать серьезные новости и аналитику» [Вартанова, 2003].

 

Специфическими чертами таблоида являются [Вартанова, 2003]: 

  • Полоса выполнена в формате А3, для того чтобы читать газету было более удобно.
  • У статей объем материала преимущественно небольшой
  • Преобладание информационных жанров
  • Броские заголовки, которые чаще всего выполнены большим шрифтом (кеглем)
  • Полоса таблоида содержит в себе небольшое количество текста, так как большую часть занимают иллюстрации
  • Наличие эротических фотографий
  • Тематическая направленность: яркие события за неделю, скандальные подробности из жизни звезд, интригующие истории о простых людях , болезни, уродства, насильственная смерть (убийство, криминал..)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иллюстрационные элементы как средство привлечения внимания

 

Рассмотрим понятие иллюстрации, ее функции и значимость. Выявим основные виды иллюстраций. Выясним, что такое фотоштампы. Рассмотрим рекомендации по оформлению иллюстраций.

 

Иллюстрация - важный элемент оформления, задающий (наряду со шрифтом) эмоциональный настрой номера, ценный (при известных технических достоинствах) источник информации. [13]

 

Иллюстрация (от латинского - освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). [2, 279]

 

C.Б. Головко выделяет следующие  функции иллюстрации:

 

-акцентирует внимание  читателя (снимок, рисунок нередко  играют роль зрительного центра  полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют "мельницей");

 

-ориентирует читателя (заставочная  фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж могут сразу подсказать  читателю тему публикации; заставки-символы  выступают и в качестве постоянной, разовой рубрики);

 

-служит средством художественного  оформления печатных полос. [15, 312]

 

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

 

Фотоиллюстрации - один из существеннейших элементов графической модели газеты. [11, 114] C.М. Гуревич делит их на репортажные снимки, фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. [6, 125]

 

Среди фотоиллюстраций распространены так называемые фотоштампы - статичные, "клишированные" кадры. Например:

 

-"Рукопожатие и улыбка - очень распространенный штамп - двое людей пожимают друг другу руки, улыбаясь в объектив.

 

-"С покупкой!" - двое  держатся кончиками пальцев за  какую-то бумагу, что должно означать  покупку, сделку;

 

-"Созерцатели" - трое  сидят или стоят вокруг какого-то документа на столе.;

 

Фотоштампы не несут читателю практически никакой информации, поэтому их следует избегать.

 

Вторая группа визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки. [6, 128]

 

Практически во всех иллюстрациях присутствует "силовая линия" (или несколько таких линий), которая заставляет взгляд двигаться в определенном направлении. Эти линии создаются действием, реальным или подразумеваемым. Смотрящий куда-то или указывающий на что-то человек на снимке создает такую линию. Автомобиль, самолет, и т.п. также создают ее - и когда сняты в движении, и когда неподвижны. [21] Дизайнеру следует задумываться о правильном расположении снимка на полосе. Нельзя, чтобы герои фотографий смотрели "из полосы". Надо учитывать, что конфигурация фотографий в своих пропорциях должна приближаться к пропорциям "золотого сечения". Важно, чтобы фотографии и фотоблоки способствовали созданию уравновешенной композиции полосы. [22]

 

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: "в обтравку", под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Отличительной чертой некоторых газет (молодежных, рекламных и других) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания человека. [23]

 

Текст не обязательно сопровождается иллюстрациями, но иллюстрация на странице газеты не может существовать без текстового сопровождения. Фотографию можно интерпретировать по-разному. А если фотография истолкована неверно, она не донесет нужной информации. Поэтому иллюстрация сопровождается объяснительной подписью, которая должна рассматриваться как неотъемлемая часть иллюстрации. Шрифт подписи должен заметно отличаться от шрифта текста статей, саму подпись следует отделять от остальных материалов на странице. [24]

 

Типичный недостаток многих газет - искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два-три крошечных снимка или рисунка. [25]

 

Таким образом, иллюстрация - важнейшее выразительное средство печатных СМИ, она привлекает внимание читателей и обладает особой силой воздействия. Выделяют две основных разновидности иллюстраций - фотографические и нефотографические. При использовании иллюстраций необходимо учитывать их особенности, такие как наличие "силовой линии", форма, размер, возможность различной интерпретации при отсутствии подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

 

Предметом нашего исследования является ежедневная газета таблоидного типа «Твой день»

 

Объем издания: 16 полос формата А3, из них 13-14 полос это цветные иллюстрации (фотографии). Иными словами, 90% исследуемого издания представляет собой визуализированный контент. Именно он явился объектом нашего исследования. Анализа отобранного практического материалы проводился по двум параметрам: 1) тематика/проблематика, 2) форма креолизации

 

Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводится к публикациям сенсационного и скандального характера.

Я решила рассмотреть две формы креолизованного текста – газетные статьи и когнитивную метафору.

Начнем с пикантного.

Так сложилось, что таблоид не может существовать без эротики. Поэтому без эротики не смогла и газета «Твой день». На первый взгляд все просто – обнаженная женщина и публикация. Поэтому вполне очевидно, что это обычная газетная статья. Но фотография совершенно не взаимосвязана с текстом статьи. Но она взаимосвязана по тематике, а для этого существует свой термин – креолизованная метафора.

«Этот термин позволяет подчеркнуть сложную внутреннюю структуру образа, основанного не только на взаимодействии различных знаковых единиц, но и на взаимодействии нескольких образов. Это не простой синтез двух элементов, а их совместное развитие, прочтение, результаты которого более точно и глубоки». [М.Б. Ворошилова.2012].

Поэтому фотография здесь не просто так, автор хочет, чтобы мы более глубинно подумали зачем она, как она связана со статьей.

 

А теперь поговорим о креолизованном тексте, как о виде газетной статьи.  Стоит обратить внимание на заголовок, лид. Посмотреть фотографии. Здесь все работает по простому – картинка/текст.

 

Список использованных источников

 

1 .Чернышев, В.А. Большой толковый словарь / В.А. Чернышев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов А.А. Техника и технология СМИ. / под ред.В. В. Тулупова. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 318 с.

Информация о работе Креолизованный текст в изданиях таблоидного типа