Креолизованный текст в изданиях таблоидного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводится к публикациям сенсационного и скандального характера.
Рассмотрим две формы креолизованного текста – газетные статьи и когнитивную метафору.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ………………………...………4
1.1 История креолизованного текста…………………….…4
1.2 Средства и формы креолизации………………………….6
1.3 Вербальный и невербальный компоненты в креолизованных текстах....7
Глава 2.ТАБЛОИД ………………………………………...……8
2.1 История возникновения массовых периодических изданий ………….…8
2.1.1 Массовые издания в Европе и Америке……………………………….....9
2.1.2 Становление массовой прессы в России.…………………..12
2.2 Черты таблоида………………………………………15
Глава 3.ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ………………………………………16
Глава 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Микулик.docx

— 51.21 Кб (Скачать)

Омский государсвенный университет имени Федора Михайловича Достоевского

ОмГУ

 

   

 

 

   

 

Курсовая работа

 

Факультета филологии и медиакоммуникаций

 

 «Креолизованный текст  в изданиях таблоидного типа»  

 

 

  

Студент: Микулик Валерия Руслановна  

 

Специальность: Журналистика 

 

Преподаватель: Шкайдерова Татьяна Викторовна  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

ОМСК 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Креолизованный текст………………………...………4

    1. История креолизованного текста…………………….…4
    2. Средства и формы  креолизации………………………….6
    3. Вербальный и невербальный компоненты в креолизованных текстах....7

 

Глава 2.ТАБЛОИД ………………………………………...……8

    1. История возникновения массовых периодических изданий ………….…8
      1. Массовые издания в Европе и Америке……………………………….....9
      2. Становление массовой прессы в России.…………………..12

2.2 Черты таблоида………………………………………15

 

Глава 3.ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК СТРЕДСВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ………………………………………16

Глава 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XXI век можно смело назвать  эпохой визуальной культуры, визуального мышлении. И этому есть объяснение. Ускоряющийся ритм жизни заставляет человека мгновенно ориентироваться в обилии информации, распространяемой на медиарынке. И визуальные образы – их наглядность, доходчивость, универсальность – помогают быстро ее усваивать.

Рост интереса к проблеме визуализации обусловлено самими требованиями современной коммуникации. Как справедливо отмечает В. М. Березин, "иллюстрирование ныне все шире становится элементом текстообразования. Уровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий весьма высок" [Березин 2003: 162].

СМИ не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии. Поэтому мы даже не всегда успеваем уследить за ее изменениями и новшествами. Я решила остановить это мгновенье и подробнее рассмотреть креолизованные тексты. А именно как они выражаются в изданиях таблоидного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Креолизованный текст

 

1.1 История  креолизованного текста

Для того чтобы создать читателю благоприятные условия для понимания текста, используется креолизованный текст. Креолизованный текст – это текст, который состоит из вербальной и невербальной (иконической) части. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект.

Чтобы лучше понять, что же это за текст, стоит заглянуть в историю. Ведь письменность генетически связана с изобразительным искусством.

Первоначально письмо имело "рисунчатый характер", было пиктографическим. "На ранней стадии (первобытное искусство, наскальные росписи) живопись оперировала контрастной линией и локальным цветом, в ней не было живописи в современном понимании, а была изобразительная речь" [Гашева Н. В. 1990, Герчук Ю.Я. 1986, Дмитриева Н. А. 1962].

Значительно позже, с изобретением книгопечатания, текст и изображение все чаще начинают сопутствуют друг другу. Происходит процесс взаимодействия и взаимообогащения искусств.

Наиболее показательной, по мнению исследователей, для синтеза этих двух искусств была эпоха средневековья. Синтез слова и изображения лег в основу целого ряда жанров и литературы, и изобразительного искусства. Причем оба компонента несли в равной мере смыслообразующую функцию - каждый своим языком, своими средствами. Особо выделяется традиция "городского романа" эпохи раннего барокко со своего рода графическим послесловием, несущим функцию комментирования и этической интерпретации содержания романа.

Начало научному осмыслению креолизованных текстов было положено в работах по семиотике, что было обусловлено исследованием изображения как особой знаковой системы, а также возможных контекстов ее применения.

"Неязыковые объекты  становятся по-настоящему значащими  лишь постольку, поскольку они  дублируются или ретранслируются  языком" [Р. Барт 1975: 114]. Действительно, значения зрительных образов  в кино, рекламе, комиксах, журнальной и газетной фотографии и т.д. обычно подкрепляются языковыми сообщениями. Нередко часть иконического (визуального) сообщения оказывается избыточной, дублирующей языковую составляющую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Средства  и формы креолизация

Итак, креолизованный текст–это "тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)" [Сорокин, Тарасов 1990: 180-181] 

К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, а также все технические моменты оформления текста, влияющие на его смысл. Среди них следует назвать: шрифт, цвет, фон текста(цветной или иллюстрированный), средства орфографии, пунктуации и словообразования, иконические печатные символы (пиктограммы, идеограммы и т. п.), графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и т. п.), кернинг, интерлиньяж.

Одна составляющая жить не может без другой, если убрать из них иллюстративную часть, то текст перестанет существовать. В лучшем случае он будет лишен каких-то эмоциональных окрасок, глубины содержания или иначе интерпретироваться. В худшем случае текст умрет, т. е. перестанет передавать информацию, не будет законченным высказыванием.

 

Креолизованный текст имеет несколько форм представления:

  • Комикс
  • Газетные статьи, включающие фотоснимки, иллюстрирующие тексты с помощью изображения
  • Когнитивная метафора
  • Художественный фильм
  • Лубок
  • Изобразительная реклама
  • Политическая карикатура
  • Англоязычная карикатура

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Вербальный и невербальный компоненты в креолизованных текстах

В центре внимания современных исследователей занимающихся изучением креолизованного текста, в первую очередь находится соотношение вербальной и иконической, визуальной знаковых систем, то есть невербальные, графические средства, сопровождающие письменную речь.

Данное положение требует ряда уточнений. Во-первых, настоящий подход, с нашей точки зрения, ограничивает само понятие "креолизованного текста", важно учитывать, что в зависимости от рассматриваемого материала, среди знаковых систем, оформляющих креолизованный текст, могут также использоваться звуковые, атрибутивные и иные знаковые системы. Но справедливости ради отметим, что данное ограничение обусловлено как традициями отечественной лингвистики, так и тем набором лингвистического "инструментария", который находится в распоряжении современного ученого.

Во-вторых, считаем необходимым отметить, что терминологически небесспорно при анализе креолизованных текстов в качестве эквивалентной, равнозначной замены обозначения изобразительного компонента использование термина "иконический компонент". Стоит согласиться с распространенным ныне суждением В.А. Виноградова, что "система (код) языка ориентируется на символичность, а текст - на иконичность" [Сигал 1997: 119].

Также сомнительной представляется практика замены обозначения "изобразительный компонент" на "визуальный", так как в письменной форме сообщения (текста) любого типа словесный ряд так же визуален, как любой другой, значимыми являются шрифт, цвет, стиль написания и т.д.. Поэтому считаем целесообразным различать вербальный и невербальный компоненты в креолизованных текстах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Таблоид

 

     2.1 История возникновения массовых периодических изданий

 

Креолизованный текст - это семиотическая доминанта такого вида массового издания – как таблоид.

 

Для того, чтобы лучше изучить явление изданий таблоидного формата, следует в первую очередь обратиться к понятию, без которого невозможно представить себе современное книжное дело – к понятию «масс-медиа».

По Дж. Гербнеру масс-медиа – это средства массовой информации, форма массового взаимодействия посредством информационных сообщений. «К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, а также сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи» [Князев, 2002, с. 103]. Все перечисленные средства обладают доступностью и обращены к очень широкой аудитории, которую принято называть массовой. Массовая аудитория – «это все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ – читатели газет, журналов и книг, радиослушатели и телезрители, пользователи Интернета и покупатели программ для компьютеров, посетители дискотек и покупатели пластинок, кассет и дисков с звуковыми и видеозаписями, посетители кинотеатров и т.д.»  [там же].

Одним из основных и широко используемых средств массовой информации на данном этапе является в первую очередь массовая пресса, феномен которой окончательно сформировался в начале XX-го века. Чтобы как можно точнее раскрыть это понятие, обратимся к истории его возникновения и становления.

 

      1. Массовые издания в Европе и Америке

 

Появление печати и, соответственно, печатной прессы связано с именем немецкого типографа Иоганна Гутенберга, который в XV веке изобрёл первый печатный станок. Ранее книги писали от руки (чаще всего служители церкви), и пользовались ими также представители церковной элиты. Однако с появлением печатного станка ситуация изменилась: книги (и далее – все остальные издания) стали более доступными другим, менее обеспеченным, слоям населения.

В Европе книгопечатание получило быстрое распространение. Как пишет Е.П. Немировский, "Примерно за 40 лет в 260 городах континента открылись не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз.» [Немировский, 1991]. Так произошла информационная революция, которая привела к появлению «типографского и индустриального человека» [Маклюэн, 1962].

Расширялись экономические связи, шло быстрое развитие городов, появлялись новые культурные контакты. Все это вело к необходимости более оперативного получения информации. Так начали выпускать информационные листки, рукописные газеты и печатные брошюры. Их периодичность, естественно, была крайне низкая, но уже могла отвечать запросам в получении точной и быстрой информации.

Первые еженедельные европейские и американские газеты вышли в свет в XVII веке. «1609 г. считается годом рождения европейской газетной периодики. Газета, начинавшаяся словами "Relation: Aller Furnemmen", появилась в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги» [Лучинский, 1996]. Газеты начали очень быстро распространяться по всей Европе, что было  связано, во-первых, с ростом городов, а во-вторых, с улучшением уровня типографского дела. На всю печатную продукцию того времени распространялась цензура. Газеты существовали ограниченный период времени и имели небольшой тираж. Развлекательную функцию в то время они не выполняли, а должны были только вовремя предоставлять читателю необходимую информацию новостного характера (о политических событиях, о различного рода происшествиях, таких, к примеру, как пожары, случаи пиратства, а также о судебных разбирательствах и т.п.).

Далее в Америке и странах Европы начался выпуск журнальной продукции, причем первые американские журналы во многом копировали британские образцы [там же].

В XIX веке тиражи периодических изданий заметно увеличиваются с появлением в 1846 г. ротационной машины. Именно этот век можно считать ключевым в развитии печати: газеты становятся более дешевыми, а издатели начинают учитывать интересы аудитории. Таким образом, можно сказать, что периодическая пресса становится частью бизнеса.

Одновременно с этим претерпевает изменения подача материала: в газетах появляются новости сенсационного характера (часто непроверенные), дополняемые иллюстрационным материалом. Теперь информация должна привлечь читателя и заставить его купить номер. Издатели стремятся получить финансовую выгоду от выпуска газет, как следствие – они ищут такую новость, которую можно напечатать быстрее, чем это удастся конкурентам.

Стоит также обратить внимание на такой феномен XIX века, как издания, продаваемые по низкой цене (соответственно, доступные даже малоимущим низшим слоям населения) и направленные на удовлетворение интересов как можно более широкой аудитории. Они получили название «penny press». Читательская аудитория данного рода продукции обладала невзыскательным вкусом, была в основе своей малограмотна и проживала в крупных городах. Для таких людей информацию нужно было подавать в упрощенной форме, написанную простым языком. Из-за появления паровой печатной машины выпуск такой дешевой периодики стал вполне выгоден издателям. Именно так начинается обращение периодической прессы в сторону массовости. «Penny press» становится очень популярной, растет конкуренция между производителями, которая вынуждает их увеличивать тиражи, делать информацию более разнообразной и привлекательной для своей целевой аудитории. «Основной задачей для подобного типа прессы стало получение так называемой scoop, то есть сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи окупали расходы» [Ли, 1917].

Информация о работе Креолизованный текст в изданиях таблоидного типа