Эволюция американской журналистики в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

В настоящее время СМИ являются очень мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, и, следовательно, на их поведение. Поэтому представляет интерес современное состояние прессы и её наиболее яркие и характерные тенденции в одной из ведущих стран мира - США. Но сначала обратимся к истории вопроса.

Файлы: 1 файл

Эволюция американской журналистики в 20 веке.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный  университет 

им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики 
 
 
 
 

Реферат по Зарубежной Журналистике

на тему:  

Эволюция  американской журналистики

в XX веке. 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                 ст. гр. 111

                                                 Захарова  А.А. 
 
 
 
 
 

Москва  – 2012 
Американская журналистика 

     В настоящее время СМИ являются очень мощным инструментом по влиянию  на подсознание людей, и, следовательно, на их поведение. Поэтому представляет интерес современное состояние  прессы и её наиболее яркие и характерные  тенденции в одной из ведущих стран мира - США. Но сначала обратимся к истории вопроса.

     До 90-х годов XIX века в американской прессе господствовала «персональная» журналистика. Её основным признаком являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы. Таким образом, позиция органа массовой информации целиком и полностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода вообще, была её неразвитость - основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К «новому» журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфа, с ростом объёмов поступающей информации, и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Процесс отхода от принципов примитивной «персональной» журналистики и появления «новой» происходил постепенно.

     Американская  пресса стала более явно, чем когда-либо в прошлом, добиваться повышения  своей роли как идеологического  оружия, ориентируясь на возрастающий интерес американцев к тому, что происходит в их стране и за ее пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, пресса США широко развернула кампанию по «защите интересов простого человека». На страницах газет стали приводиться примеры общественных разоблачений. Сенсационные факты коррупции в правительственных сферах и в высших органах партийной бюрократии стали основными темами. С небывалой для того времени активностью средства массовой информации начали включаться в президентские избирательные кампании, откликаться на другие крупные политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и иллюстраций также изменились в соответствии с задачей апеллирования к сознанию и разуму рядового читателя. Вышли из моды личные выпады главных редакторов друг против друга.

     Характерным признаком перехода американской прессы на новые методы работы явилось также и то, что фундаментальной функцией газеты становилось распространение информации. Преобладающее место в прессе стало принадлежать не прежней газете, содержавшей главным образом «viewspaper» (взгляды и мнения), а новой - являющейся газетой «новостей» («newspaper»). Конкретная политика газеты стала находить своё выражение не столько в редакционном мнении, сколько в тенденции отбора и обработки публикуемых газетой фактов. Таким образом, центральной фигурой в системе органа печати при "новом" журнализме становился репортёр. Поэтому к нему стали предъявляться всё более высокие и разносторонние требования. Характерно, что в этот период значительно усилилась тяга к журналистской профессии представительниц «слабого пола».  

     В начале XX века началась постепенная и неуклонная монополизация предприятий прессы. Это, наряду с другими явлениями, произошло под влиянием законов капиталистического развития. Тенденция монополизации выразилась не только в укрупнении масштабов газетного дела, но и в концентрации «производства информации», приведшей позднее к возникновению монополистических предприятий «информационной промышленности».

     Совместное  действие этих и ряда других факторов породило в прессе США наряду с  появлением новых газет процесс  ликвидации, слияния, трест-ирования различных изданий периодики, особенно ежедневных и еженедельных газет. Однако процесс консолидации прессы первое время ещё не приводил к общему падению числа газет и других периодических изданий (что стало характерным для более позднего периода). Наоборот, число их даже увеличивалось, как и их тираж. Изменения «населения» газетного мира до самого конца XIX века и в первом десятилетии XX века давали в общем положительный баланс, несмотря на гибель огромного числа газет-"неудачниц".

     Таким образом, значение проявления «нового» журнализма в 80-90-х годах прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высокоразвитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе, соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на мировую арену в качестве могучей державы. 

     С конца XIX века в государственных органах США началось создание подразделений по работе с прессой, и даже проведение аттестаций редакционных клерков для подготовки официальных докладов и пресс-релизов о деятельности правительства. Эти традиции были продолжены и в XX веке: при правительстве В. Вильсона в годы Первой мировой войны был создан Комитет общественной информации (так называемый «комитет Крила», так как возглавлял его журналист Д. Крил). Этот комитет известен тем, что не только умело работал непосредственно с журналистами, но и привлек к своей деятельности уже ставшими корифеями PR`а Айви Ли и Эдварда Бернайза. Годы Первой мировой войны и Великой депрессии стали толчком к развитию информационного взаимодействия органов власти с населением. Особенно яркую страницу внес Ф. Рузвельт, ставший первым крупным политическим деятелем, который в полной мере оценил возможности прессы и опирался на неё в своей политике. Он регулярно проводил пресс-конференции, устраивал неформальные интервью. Управляемая таким образом пресса во многом содействовала объединению нации, преодолению уныния, навеянного кризисом, помогла вернуть присущий американцам оптимизм.

     Во  второй половине XX века информационное обеспечение деятельности органов власти США приобретает характер системы, основанной на фундаментальных принципах. Главный принцип: правительство в демократической стране должно отчитываться перед гражданами о своей работе. Президент и Конгресс США со второй половины XX века придавали особое значение информированию мировой общественности, по сути – пропаганде американского образа жизни и превознесению успехов США во всех областях. В этих целях создано и активно работает информационное агентство США - своего рода «глобальная пресс-служба», которая является независимой внешнеполитической организацией, но подчиняется она непосредственно президенту США.

     Последние шесть лет двадцатого столетия в истории ежедневной прессы США характеризуются, прежде всего, как период небывалого экономического давления на печать, завершением растянувшихся более чем на четверть века процессов вытеснения информационных интересов финансовыми, и невиданного масштаба вторжения в работу американских газет электронных технологий. Начавшийся на рубеже 1960-1970-х годов новый этап концентрации, базовыми принципами которого стали переход от частного к акционерному капиталу и расширение интересов традиционных газетных корпораций в сфере визуальных, эфирных и кабельных медиа, после экономического кризиса начала 1990-х достиг новой стадии своего развития.

     Опыт этого кризиса продемонстрировал важность мультимедиатизации крупнейших предприятий отрасли как стабилизирующего финансового фактора в трудные времена, на которые наложились и события, связанные с начавшимся переходом к информационному обществу, пришедшимся на рассматриваемый период.

     Именно  это, а также бурный экономический  рост, увеличившиеся возможности  инвестиционных компаний и банковских структур вкупе с высокой доходностью газетной индустрии, породили новый виток активности на рынке информационно-коммуникационной собственности, масштабы и количество сделок на котором достигали невиданных ранее масштабов.

     Огромные  капиталовложения со стороны внеиндустриальных и новых отраслевых владельцев, многоуровневое укрупнение концернов, необходимость осваивать незнакомую и связанную с определенным новаторством область Интернета послужили причиной серьезных изменений в принципах работы с информацией, основных стандартах журналистского труда и рекламной деятельности. Газетная отрасль продолжала терять свою специфику, прежде воплощавшуюся в соблюдении определенного баланса между общественными и чисто экономическими функциями (под давлением акционеров, заинтересованных в прибыльности гораздо больше, чем в информационном влиянии), чаще действовала как классический промышленный сегмент, в котором понятие “читатель” может быть заменено на “потребитель”. Реклама, традиционно игравшая роль лишь источника доходов прессы, постепенно становится всё более важным продуктом, в то время как редакционные функции, превращающиеся во многом в дополнительные, коммерциализируются как в печатных изданиях, так и в их цифровых версиях. 

     Американская  модель СМИ вообще и газетной печати в частности в XX столетии во многом стала доминирующей в структуре мировых медиа. Она определяла пути их трансформации, направления технологического, финансового, порою даже творческого развития. Несмотря на защитную реакцию многих культурных этносов, в частности, европейских и азиатских, отстаивающих своё право на оригинальные концепции во многих сферах, среди которых можно назвать и журналистику, параллельно усиливающиеся процессы глобализации затрагивают и эту область. После второй мировой войны глобализация чаще всего ассоциируется с американизацией мировой культуры, и с этой точки зрения любые изменения, наблюдающиеся в прессе Соединенных Штатов, не могут не отразиться на национальных структурах информационного обмена (в том числе и российских, которые на современном этапе достаточно часто апеллируют к заокеанскому опыту). Таким образом, исследования прессы США и наблюдающихся в ней последние годы тенденций важны и актуальны с точки зрения перспектив СМИ в новом тысячелетии в условиях стремительного вторжения новых информационно-коммуникационных технологий в различные сферы действительности и повысившихся экономических требований. 

     Нельзя не обратить внимания на продолжающееся снижение разового ежедневного тиража, сокращающееся количество изданий и число рынков с конкурирующими газетами в системе газетной прессы последних лет XX столетия. Негативные изменения статистических показателей оказываются важны не только в качестве определяющих тенденций состояния печатного информационного обмена в американском обществе, но и как факторы, непосредственно воздействующие на политику собственников СМИ. Стагнация финансовых поступлений от распространения наряду с возросшим значением прибыльности газетного производства привела к повышенному влиянию рекламного бизнеса на отрасль. Значительное ежегодное увеличение поступлений от рекламы на протяжении рассматриваемого периода сопровождалось усилением основных и появлением новых конкурентов в сфере национальной и классифицированной рекламы, что влекло за собой рост рекламных площадей в газетах и даже изменения в редакционной политике и информационных моделях отдельных изданий.

     Бурный  прогресс экономики США в 1995-1999 годах  стимулировал невиданное увеличение денежной массы, задействованной в финансовых операциях современных медиа-структур: купле-продаже собственности, инвестиционных вложениях в котирующиеся на бирже акции газетных компаний и т.д.

     Традиционные  принципы капиталистической промышленности в конце 1990-х окончательно оформили свое доминирующее положение в газетной отрасли, способствуя дальнейшей ее интеграции в структуру развлекательной индустрии в большей степени, чем чисто информационной.

     Газетная  пресса и культивируемая ею журналистская  модель изначально испытывали на себе влияние двух важнейших факторов - экономического и технологического, однако их американский сегмент в 70-90-е годы прошлого столетия столкнулся с давлением уже новых масштабов.

     Продолжающийся  рост концентрации и оформление акционерной  формы собственности как доминирующей стимулировали невиданное прежде преобладание финансовых интересов над информационными, попытки повысить норму прибыли способами, нарушающими специфику индустрии, непосредственно влияющими на форму и содержание даже ведущих, элитных изданий. Миллиардные вложения в расширение предприятий, дизайнерские и маркетинговые проекты, кластеризация крупнейших медиа-образований приводили к уменьшению важнейшей статьи расходов - редакционного бюджета и сокращению штатов; действия не имеющего газетных корней менеджмента и корпоративного руководства поощряли стандартизацию, таблоидизацию информации, сегментацию аудитории и образование сервисной журналистики, размывание этических и профессиональных стандартов.

     Признавая недостаточно высокий уровень аудиовизуальных  СМИ, в сравнении с информационными стандартами ежедневной прессы, именно их модель многие издатели считали залогом возможного успеха и повышения доходности газетных предприятий. Телевизионные и кабельные подразделения вкупе с электронной отраслью в целом стали своеобразными ориентирами, способствовавшими развитию информационной модели, заимствованной у "USA Today" или "Star".

     Внедрение Интернета и появление печатных сайтов, пришедшееся как раз на рассматривавшийся период, добавляло  новые детали к перечисленным  процессам. Цифровая пресса в своем развитии тесно связывается с традиционной. Она образует своеобразный контекст существования традиционной, однако параллельно привносит и ряд самостоятельных, оригинальных проблем и достижений. В свете развития новых информационно-коммуникационных технологий начинает играть новую роль и возросшее значение экономического фактора. Он не просто причина снижения качества печати и уровня информационного обмена вообще – он поддерживает жизнеспособность прессы и даёт возможность выделять средства на развитие цифровых подразделений, обеспечивающих при больших финансовых потерях значительный мультимедийный и интерактивный потенциал.

Информация о работе Эволюция американской журналистики в XX веке