Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – обозначить информационное пространство и поля ТулГУ.
Основные задачи:
Определить понятие информационного пространства и информационного поля.
Исследовать информационное пространство университета.
Установить, какими конкретными информационными ресурсами пользуются студенты в процессе обучения в вузе

Оглавление

Введение.
1. Информационное пространство: общая характеристика.
1.1. Интернет как элемент информационного пространства.
1.2. Библиотека как элемент информационного пространства.
2. Информационное поле: характеристика.
3 .Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

     Региональные  библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек  Урала и Сибири, наряду с двумя  национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного  экземпляра.

     Публичные библиотеки обеспечивают читателей  наиболее употребительными и популярными  изданиями.

     Специальные библиотеки собирают издания определённого  типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях  и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек  в ряде случаев вызывается особыми  условиями хранения изданий и  пользования ими, но по большей части  связана с невозможностью сосредоточить  слишком большое количество изданий  в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных  специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние  десятилетия особенно важную роль стала  играть Всероссийская Государственная  библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный  культурный центр.

     Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение  учащихся литературой, необходимой  для учебного процесса и по составу  фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных  библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и  конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских  библиотек обеспечивает свободный  доступ к своим фондам для всех желающих.

     Деятельность  библиотек по обслуживанию читателей  осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет  читателю право получить издание  из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться  с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках  работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы  обслуживания сочетаются, хотя не для  всех единиц хранения возможны обе.

     Другой  важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве  случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается  в открытом доступе и может  быть просмотрена читателем непосредственно  у книжной полки, тогда как  большинство изданий располагается  в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое  время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий  накладываются ограничения, требующие  от читателя специального запроса или  разрешения; в СССР эта практика использовалась особенно широко и вошла  в историю как спецхран.

  1. Информационное поле: характеристика
 

     Человек живет в обществе себе подобных, и многие задачи по обеспечению жизнедеятельности  этого общества он решает, черпая информацию из информационного поля, созданного этим обществом. Когда не было средств  массовой информации, информационное поле существовало, передача информации осуществлялась от человека к человеку. Информация передавалась от вождей к  соплеменникам в виде приказов, от соплеменников к вождю в виде донесений, и между членами общества в виде слухов. В отличие от насекомых, человек способен анализировать  получаемую информацию, и нельзя определенно  сказать, как он отреагирует на полученную информацию. Отличительная черта  человека в том, что он является личностью, способной к творческому процессу. Благодаря этому преимуществу, человеческое общество способно к самосовершенствованию.

     Информационное  поле – конкретная часть информационного пространства  каждого человека, те данные, которые он выделяет из общего количества доступной информации.

        Информационное поле газетного  дискурса формируется в значительной  мере за  счет информации новостей. Любое событие, любая ситуация, по той или иной причине  привлекшие внимание журналистов,  могут быть представлены на  страницах газеты. Наиболее существенная  информация, как правило, более  объемна и располагается на  первой полосе.

         Информационное поле прессы –  при ее нормальном положении  в обществе – должно адекватно,  всесторонне и полно отражать  действительность. Однако это не  значит, что в распространении  информации не существует никаких  ограничений. Напротив, эти ограничения  есть и будут при любой власти  в форме государственного устройства. 

  1. Информационное  пространство и информационные поля Тульского государственного университета
 

     Тульский  государственный университет (ТулГУ) — крупнейший государственный вуз Центральной России. С мая 2006 года коллектив университета работает под руководством ректора Михаила Васильевича Грязева, профессора, доктора технических наук. Сегодня в университете обучаются свыше 20000 студентов, 680 аспирантов и докторантов. В числе иностранных учащихся более 1200 граждан из 40 стран. В состав ТулГУ входят 8 факультетов, медицинский институт, институт высокоточных систем, политехнический институт, центр довузовской подготовки образования, региональный центр повышения квалификации и 73 кафедры.

     Обучение  в ТулГУ ведется по очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной (в  том числе по сокращенным программам и в экстернате) формам обучения.

     Научная библиотека университета насчитывает  более 1,5 млн книг. Имеются несколько  читальных залов, интернет-зал, электронная  библиотека. Введена в учебный  процесс лаборатория компьютерных технологий на 100 рабочих мест. В  учебном процессе широко используется научный и технический потенциал  российских НИИ и КБ, к совместной работе активно привлекаются главные  специалисты ведущих предприятий  региона, известного традициями оборонного производства. В ТулГУ создаются  электронные учебники, виртуальные  лабораторные работы, на всех этапах контроля знаний студентов используется тестирование.

     Самое серьёзное внимание в вузе уделяется  научной работе в различных её формах: выполнению работ по грантам  и хозяйственным договорам; подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру  и докторантуру; сотрудничеству с  институтами и научными центрами РАН; патентно-лицензионной работе; проведению и участию в научных конференциях и выставках различного уровня; научно-исследовательской  работе студентов; выпуску монографий и другой научной печатной продукции. Научная деятельность оказывает  положительное влияние на качество подготовки специалистов и является свидетельством плодотворной работы коллективов  кафедр. В ТулГУ работает 10 докторских и 4 кандидатских диссертационных советов  по 35 научным специальностям. Ежегодно в университете защищается 12-15 докторских и 75-85 кандидатских диссертаций.

     Основным  элементом информационного пространства в университете является Интернет. Интернет – это новое пространство, прежде всего, информационное, это новое средство информации, с одной стороны, – индивидуальной, с другой – массовой.

     По  результатам опроса, который я  проводила среди студентов 1 курса  строительного факультета, Интернет набрал 100% голосов в «борьбе» с  библиотекой. На вопрос «Пользуетесь ли вы Интернетом в учебных целях?»  и «Он помогает вам больше, чем  библиотека?» все студенты ответили утвердительно. Аргументами являлась оперативность, простота использования  и то, что Интернет невозможно просрочить как книги из библиотеки, соответственно, никаких штрафов за него платить  не надо.

     Самыми  часто посещаемыми сайтами являются www.tulgu-shop.ru, www.antigtu.ru и различные группы Вконтакте по своей специальности – там прошлые курсы хранят записи своих лекций, старые рефераты, доклады, курсовые работы, типовые расчеты и прочие полезные для студентов материалы.

     Самое большое информационное поле с учебной  точки зрения занимают лекции и семинары, которые проводят преподаватели. На занятиях выдается уже готовая к  углубленному изучению информация, которая  пригодится при подготовке к экзаменам. Интернет, конечно, тоже помогает при  подготовке, но там нет такого «фильтра»  информации, приходится просматривать  много ненужных сайтов, прежде чем  найдешь что – нибудь дельное.

     По  поводу библиотеки студенты говорят  следующее: она, конечно большая, но книг именно по своей специальности, особенно если она новая, ты там найдешь  с трудом. К тому же, студентам  просто лень брать иногда огромные книги, для того, чтобы выписать из нее лист или два. Поэтому они  опять прибегают к помощи Интернета. Еще один минус библиотеки – штрафы за просроченную книгу. Один день просрочки  равен 1 рублю. Таких дней может накопиться очень много, порой книг лежат  до 4-5 курса. Поэтому, чтобы лишний раз  не волноваться из – за того, что  ты кому – то что – то должен, студенты предпочитают с библиотекой  не «связываться».

     В библиотеку студенты чаще всего приходят в начале учебного года и воодушевленно  набирают учебники. Ответственные учащиеся потом ходят и продлевают свои книги, а забывчивые ждут, когда будет  день бесплатной сдачи. Такой день существует, но когда именно – никто не знает. Библиотекари об этом говорить отказываются.

     Еще одним источником информации в университете являются объявления студенческого  профкома. В каждом корпусе висит  стенд с ними. В 11 корпусе –  около входа, на первом этаже, в главном  – около самого профкома, в остальных  такая доска объявлений чаще всего  находится около деканата.  Стенд-то висит, только читает его очень малое  количество студентов: из 100 опрошенных только 8 знают, какие объявления там  висят. Некоторые даже не знают, где  этот стенд находится. Соответственно, эти люди не знают и о событиях и акциях, которые проводит профком.

     Похожая ситуация и с ЖК-мониторами, которые  висят в переходе между главным  и девятым корпусом. Только около 30 человек знают, что там показывают правила техники безопасности, например, как действовать при пожаре, землетрясении, при взрыве и прочих катастрофах, рекламу компьютерных комплектующих  или  сети магазинов «Алекс». На вопрос  «Что надо показывать на этих экранах, чтобы студенты обращали на них внимания?»  многие не стали отвечать, а самые  остроумные написали: «Мультики».

     Еще одним элементом информационного  пространства являются студенческие газеты и журналы. Их студенты знают, почти  все назвали такие издания, как  «Университетская газета» и «Импульс». Некоторые упомянули листовку, выпускаемую  гуманитарным факультетом - «Точка.Gym». В основном она освещает культурную жизнь университета, ее корреспонденты пишут о прошедших в ТулГУ концертах, фестивалях, выставках. «Университетская газета» - более серьезное и качественное издание, но и выпускается оно реже, ее выпуск чаще всего приурочен к какому – нибудь важному событию в университете. «Импульс» - первый молодежный студенческий журнал Тулы, как заявляют сами редакторы. Темы – разные, понятные молодежи: немного о культуре, немного о музыке, спорте и мероприятиях города и совсем чуть – чуть о жизни университета. Странно для журнала, называющим себя студенческим. Выходит он каждый месяц, в цветной обложке, яркий – студентам нравится. Но нравится, как они сказали, сам дизайн, интересного или полезного материала они там не находят.

     Совсем  немногие студенты писали в опросе, что для них главным источником информации в университете является преподаватель, но таких ответов  было немного, и их оспаривали тем, что  все лекции сейчас можно найти  в Интернете.

     Лидером по информативности стал Интернет. Он помогает студентам и в учебе, и при сдаче экзаменов, и во внеучебной жизни. Единственное пожелание  опрашиваемых касательно Интернета  – сделать в ТулГУ побольше бесплатных точек WI-FI.

     Информационные  поля университета используются неравномерно, хотя их и много. Это и Интернет, и библиотека, и лекции – семинары, и газеты, и объявления. Например, кафедра журналистики еще очень  молодая, и книг по этой специальности  в библиотеке крайне мало. Соответственно, информационное поле библиотеки для  студентов – журналистов сокращается,  в то время как, например, для студентов  технической направленности оно  имеет очень широкие границы. 

Информация о работе Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета