Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – обозначить информационное пространство и поля ТулГУ.
Основные задачи:
Определить понятие информационного пространства и информационного поля.
Исследовать информационное пространство университета.
Установить, какими конкретными информационными ресурсами пользуются студенты в процессе обучения в вузе

Оглавление

Введение.
1. Информационное пространство: общая характеристика.
1.1. Интернет как элемент информационного пространства.
1.2. Библиотека как элемент информационного пространства.
2. Информационное поле: характеристика.
3 .Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Тульский  государственный университет

Кафедра журналистики 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Основы журналистики»

Направление 030600 – журналистика

«Информационное пространство

  и информационные поля

Тульского государственного университета» 

Студент группы 821301                                                      Панина А.Д.

Руководитель  работы                                                       Ермаков А.Г.

Заведующий  кафедрой                                                        Играев Б.А. 
 
 
 

Тула 2011 

Содержание:

Введение.

1. Информационное пространство: общая характеристика.

1.1. Интернет как элемент информационного пространства.

1.2. Библиотека как элемент информационного пространства.

2. Информационное поле: характеристика.

3 .Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета.

    Заключение.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     В данной работе я бы хотела рассмотреть  информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета. Актуальность моей работы обусловлена  тем, что современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. И если 10 лет назад в образовательном процессе в основном доминировало изучение информатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенно стали выходить информационные технологии, представляющие собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в образовательном процессе.

     Информационно-образовательное  пространство университета я определяю как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий.

     Строго  говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть точно определено. Чаще всего, этот термин понимают, как  логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру. Поэтому в своей работе я бы хотела точнее определить это понятие, объяснить его на конкретных примерах.

     Цель  моей работы – обозначить информационное пространство и поля ТулГУ.

     Основные  задачи:

  1. Определить понятие информационного пространства и информационного поля.
  2. Исследовать информационное пространство университета.
  3. Установить, какими конкретными информационными ресурсами пользуются студенты в процессе обучения в вузе

     Основные  методы исследования – анализ имеющихся  материалов и опрос студентов  разных специальностей.

 

  1. Информационное  пространство: общая  характеристика
 

     Единое  информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и  использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в  формировании единого информационного  пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая  позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств  связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией  в режимах передачи данных и электронной  почты.

       Иными словами единое информационное  пространство складывается из  следующих главных компонентов:

          ·   информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

     ·   организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого  информационного пространства, в  частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

     ·    средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические  средства и организационно-нормативные  документы. 

     Основным  политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного  пространства России является преодоление  информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая  поддержка открытости государственных  информационных ресурсов является необходимой  предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым  информационным пространством.

     Целями  формирования и развития единого  информационного пространства России являются:

     · обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

     ·  создание и поддержание необходимого для устойчивого развития

     · предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

     · повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами  возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно - политической информацией, а также информационными фондами  сфер образования, культуры и т.д.

     Формирование  и развитие единого информационного  пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые  информационные ресурсы, включаемые в  единое информационное пространство, должны быть на законном основании  доступны органам управления государственной  власти, хозяйствующим субъектами гражданам. 

     Действующие и разрабатываемые в настоящее  время информационно-управляющие  системы должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения  информации и организации доступа  к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными  и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и  пр. 

     Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному  включению ее в мировое информационное сообщество. В России развиваются  отдельные составляющие единого  информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных  программ, программ субъектов федерации  и органов местного самоуправления.

     Формирование  информационного пространства России в интересах органов государственной  власти должно быть направлено на объединение  и развитие существующих информационно-аналитических  ресурсов, предназначенных для обеспечения  их эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно -телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области  безопасности личности, общества, государства.

    1. Интернет как элемент информационного пространства

     Интерне́т (англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть». В обиходе иногда говорят «Инет».

     В настоящее время, когда слово  «Интернет» употребляется в обиходе, чаще всего имеется в виду Всемирная  паутина и доступная в ней  информация, а не сама физическая сеть.

     К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило  около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли). Вместе с подключенными к нему компьютерами, Интернет служит основой для развития «информационного общества».

     Новые информационные технологии в образовании—неотъемлемая часть учебного процесса во всем мире. В России только делаются первые шаги. В настоящее время многие российские школы и вузы уже включили специальные  дисциплины, предусматривающие использование  Интернета в учебном процессе. Принимаются и государственные  программы, направленные на развитие информационных технологий  в образовании.

     Информационное  общество создает новые условия  для развития образования, обращение  к Интернет-ресурсам открывает большие  возможности преподователю, ставя перед ним новые задачи. Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернета.

     Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) во всем мире признаны ключевыми технологиями XXI века. На ближайшие десятилетия  они станут основными двигателями  научно-технического прогресса. Это  залог развития экономики страны, условия обеспечения ее технологической  независимости и безопасности, полноправного  участия в жизни мирового сообщества. Роль информационных технологий во всех сферах  жизнедеятельности человека и общества быстро возрастает, в  силу чего модернизация сферы образования  напрямую связана с ИКТ. 
 
 

 

    1. Библиотека  как элемент информационного  пространства

     Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).

     Библиотеки  впервые появились на древнем  Востоке. Обычно первой библиотекой  называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное  в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства  Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная  библиотека — собрание клинописных  табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую  информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век  до н. э.).

     Библиотеки  бывают разных видов. Например, национальная библиотека. Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

Информация о работе Информационное пространство и информационные поля Тульского государственного университета