Информационная война

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.Почему надо защищать информационную систему от информации? Потому что любая поступающая на вход системы информация неизбежно изменяет систему. Целенаправленное же, умышленное информационное воздействие может привести систему к необратимым изменениям и к самоуничтожению.

Файлы: 1 файл

информационная война.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Достаточно  эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.

Третий  метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".

Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и  быстро сменяющие друг друга кампании.

Во всех случаях  воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании человека заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации. Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна.

Эффективен  метод, когда отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать  для многомиллионной аудитории впечатление о событии, по сути, противоположном реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих негативных и даже очень редких кадрах.

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с  помощью информационного воздействия  становится возможным лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

В развитых странах  происходит непрерывный зондаж общественного мнения. Существует целая система опросов, велика активность общения депутатов различных уровней с избирателями, большое внимание уделяется выяснению умонастроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить коррективы в пропаганду, устранить возникающие рассогласования официальной идеологии и общественного сознания.

Отмечено, что  параллельно каналам массовой информации, действующим на "мнения лидера", функционируют межличностные неформальные каналы информации.

Помимо вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.

Сегодня осуществляется информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия наиболее развитых государств, что ведет к трансформации культуры, традиций и духовных ценностей в остальном мире. Остро встал вопрос о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по открытым мировым информационным сетям. Многие системы управления в различных областях человеческой деятельности уже сейчас стали информационно-зависимыми. Нарушения нормального функционирования компьютеров и телекоммуникационных средств могут нанести существенный урон в энергетической, финансовой областях и в Вооруженных Силах. Эксперты считают, что действительно национальной проблемой являются не случайные сбои, а опасность целенаправленного воздействия на информационные ресурсы извне. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие должны быть в центре внимания 

3. Институты информационной войны

 
  Непременное условие успешности любых акций информационных войн — институализация данного рода коммуникаций. Причем каждый политический актор использует для этого собственные возможности. Наилучшее положение в этом смысле у государства, в распоряжении которого находится разветвленная система институтов, способных организовать и поддержать кампании в формате информационных войн. К таким институтам можно отнести: 

    • руководящие и координирующие структуры (различные го 
      сударственные органы, агентства национальной безопасно 
      сти, силовые структуры);
    • информационные агентства, контролируемые государством и 
      используемые им для продвижения своих информационных 
      целей как внутри страны, так и на международной арене;
    • сеть источников постоянного информирования на определен 
      ной территории (резидентура или другие постоянно находя 
      щиеся за пределами страны источники информирования);
    • отдельные СМИ, находящиеся под контролем правитель 
      ства и участвующие в обеспечении его информационных 
      целей;
    • отечественные и зарубежные группы интересов;
    • агенты влияния;
    • научные конференции, используемые как механизм выра 
      жения мнений экспертного сообщества для защиты интере 
      сов государства;
    • отдельные международные организации, находящиеся под 
      контролем отдельного национального государства5.

 
4. Типы и формы информационных войн

 
  Слаженная и скоординированная работа такого типа институтов обеспечивает высокую эффективность достижения политических целей государства, их информационное обеспечение. 
Колоссальное количество политических целей, проектов, замыслов обусловливает столь же широкое разнообразие информационных войн. Однако можно определенным образом систематизировать и типологизировать эту разновидность информационных кампаний. Американский ученый М. Либики выделяет следующие типы информационных войн: войны, ведущиеся против каналов связи противника; информационная разведка; действия, предпринимаемые против электронных компаний; психологическая война; акции, организуемые хакерами; информационно-экономическая блокада; кибервойны (представляющие собой действия по обману электронных датчиков), симуляционные войны, или моделирование действий. 
 С точки зрения технических свойств, используемых для информационного давления на противника, можно выделить радиоэлектронную информационную войну, интернет-войны (сетевые войны), а также кампании, ведущиеся при помощи средств прямого телевещания. 
В этом плане весьма показательно действие системы «Эшелон», которая была создана по инициативе агентства национальной безопасности США, впоследствии подключившего к ней союзников из Англии, Новой Зеландии, Австралии и Канады. Эта глобальная сеть, формируемая несколькими спутниками и шестью станциями прослушивания, способна перехватывать 3 млрд сообщений в день. Почти 80% получаемой информации использовалось союзниками в целях экономического шпионажа, и прежде всего против компаний стран-партнеров по Европейскому союзу6. Это не раз служило поводом для многократных протестов Франции, Германии и других стран, чьи компании не получали выгодных предложений из-за того, что конфиденциальная информация становилась известной конкурентам. Как считают специалисты, аналогичная система имеется и у России, правда, ее мощности либо не используются, либо используются частично, в разведывательных целях. 
 Примером организации войн в виртуальном пространстве служит деятельность различных электронных механизмов. Например, 
созданный в 1998 г. сайт «Коготь» предназначался для инициации политических скандалов и атак на конкурентов. Первоначально (до появления «Когтя-2, 3» и т.д.) этот сайт держался в сети около полутора суток, что было использовано для отслеживания проникновения интернет-компромата в большую прессу и на телевидение, оценки реакции общественности на сенсационные материалы. 
Еще один тип информационных войн — психотронный. В ходе такой войны систематически используются средства информационного соперничества, в том числе приемы, направленные на получение контроля за мотивационной и мыслительной системами человека. 
 Как свидетельствуют специалисты, в СССР в 1989 г. во исполнение закрытого постановления ЦК КПСС от 1986 г. создали аппаратуру, которая после ее выведения на околоземную орбиту могла корректировать поведение людей на территории, равной Красноярскому краю. К 1991 г. такими разработками в стране занимались 20 научно-исследовательских институтов, деятельность которых координировал Центр нетрадиционных технологий при ГКНТ СССР. Опыты велись в том числе и на людях, которые, впрочем, не давали на это согласия. Приборы и принципы зомбирования человеческого сознания впоследствии применялись для разгипнотизирования членов «Белого братства», жертв секты «Аум Синрике». Вероятно, разработка этого так называемого пси-оружия продолжается, однако информация об этом отсутствует. 
 В настоящее время повседневные политические практики дают множество примеров ведения самых разнообразных информационных войн как в демократических государствах, так и в переходных политических системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любое оружие обладает определенной точностью попадания  в цель. Точность информационного  оружия - это "расстояние" между  тем, что происходит на самом деле, и тем, о чем мечталось применяющей оружие системе. Причем здесь речь идет не только о дне сегодняшнем, но в первую очередь о дне завтрашнем.

Применяя информационное оружие по противнику, агрессор тем  самым применяет его и по самому себе. И кто из них раньше разрушится - это не простой вопрос, не всегда имеющий однозначный ответ. Ответ во многом определяется базовой устойчивостью системы и ее способностью вовремя и адекватно реагировать на те или иные входные данные.

Структура любой  системы отражает в себе знания этой системы. Информационные воздействия изменяют знания, а значит неизбежно приводят к структурным преобразованиям пораженного информацией объекта.

Критерий возможности  прогнозирования повеления информационной системы должен включать в себя знания: о целях системы (желаемое будущее), ее опыте (прошлое, как набор известных системе приемов) и текущем состоянии.

Перефразируя  известную пословицу к проблеме прогнозирования поведения самообучающихся  систем, учитывая, что знания системы  как способствуют формированию цели, так и сами определяются целью, наверное, можно утверждать: “Скажи мне, что ты знаешь, и я скажу, что с тобой будет”.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. infwar. ru
    2. http: // lib. ru/SECURITY/kvn/corner. txt перевод Владимира Казенова
    3. http: // www. agentura. ru/equipment/psih/info/war/
    4. Лисичкин В.А., Шелепин П.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. // М.: Институт социально-политических исследований АСН, 2000.
    5. Почепцов Г.Г. Психологические войны.М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”, 2000 г
    6. Крысько В.Г. Cекреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - М.: “Харвест”, 1999
    7. http: // psyfactor. org/lib/zelinski-02. htm
    8. Дмитрий Ландэ. Как организовать оборону: 12 шагов противодействия//Технологии и бизнес. – 2009 - №6. – 46-51с.
    9. Соловьев А.И. Политические коммуникации. Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др. ]; под ред. А. И. Соловь-ева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.

 

 

 

 

 

 

1 Расторгуев С.П. Информационная война. – М., 1999.

2 Дмитрий Ландэ. Как организовать оборону: 12 шагов противодействия//Технологии и бизнес. – 2009 - №6. – 46-51с.

3 http: // www. agentura. ru/equipment/psih/info/war/

4 Лисичкин В.А., Шелепин П.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. // М.: Институт социально-политических исследований АСН, 2000.

5 Соловьев А.И. Политические коммуникации. Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др. ]; под ред. А. И. Соловь-ева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.

6 Соловьев А.И. Политические коммуникации. Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др. ]; под ред. А. И. Соловь-ева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.




Информация о работе Информационная война