Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:14, курсовая работа
Информационная безопасность государства является неотъемлемой составляющей обеспечения государственной независимости и суверенитета. В данной работе не будут исследованы такие специфические нюансы обеспечения информационной безопасности, как режим сохранения государственной тайны, технические аспекты функционирования закрытых видов спецсвязи, которые действуют по линии силовых ведомств и спецслужб, хотя они также являются важнейшими условиями обеспечения государственного суверенитета.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ГАРАНТИЙ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Информационная безопасность государства является неотъемлемой составляющей обеспечения государственной независимости и суверенитета. В данной работе не будут исследованы такие специфические нюансы обеспечения информационной безопасности, как режим сохранения государственной тайны, технические аспекты функционирования закрытых видов спецсвязи, которые действуют по линии силовых ведомств и спецслужб, хотя они также являются важнейшими условиями обеспечения государственного суверенитета.
"Понятие "информационная безопасность" включает в себя очень многое. Это и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от преднамеренных или непреднамеренных воздействий в той или иной форме (информационная блокада, информационная интервенция, информационная война, дезинформация и т.п.). Существо информационной безопасности - обеспечение сохранности информационных ресурсов государства, защищенность законных прав личности и общества в сфере информации".[1]
"Под информационными ресурсами государства понимается информация по всем направлениям ее жизнедеятельности, организованная в форме документов и массивов документов (библиотек, архивов, фондов), программ для ЭВМ, баз данных, баз знаний, а также другие формы организации информации. Объектами информационной безопасности являются информационные ресурсы, система их формирования, распространение и использование, информационная инфраструктура, организационные и экономические механизмы обеспечения функционирования системы, воздействие на которое наносит ущерб личности, обществу и государству".[2]
"Источники угроз информационной безопасности разделяются на две группы: внешние и внутренние. К внешним относятся: деятельность иностранных разведывательных и специальных служб; недружественная политика иностранных государств, конкурирующих экономических структур; в области распространения информации, например, через СМИ; стихийные бедствия и катастрофы. К внутренним источникам угроз следует отнести: деятельность политических и экономических структур, преступных групп и формирований, направленная против интересов граждан, государства и общества в целом; нарушения персоналом информационных систем установленных регламентом, технологий и процедур; отказы технических средств связи и обработки информации, сбои программного обеспечения".[3]
Виды угроз информационной безопасности подразделяются на информационные, программно-систематические, физические и радиоэлектронные. К информационным причисляются: нарушения регламента информационного обмена, незаконные сбор и использование информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, манипулирование форинмацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), незаконное копирование данных в информационных системах, хищение информации из баз и банков данных.
Тема информационной безопасности достаточно нова и именно в последние годы, в период значительных общественно-политических и социальных трансформаций на постсоветском пространстве и в мире стала необычайно актуальной. Основной причиной повышения значимости информационной безопасности для любого государства является научно-технический прогресс, внедрение новейших технологий, которые еще совсем недавно казались людям фантастикой. Общество сталкивается с неведомыми ранее явлениями, тенденциями в информационной сфере.
Поскольку проблемы информационной безопасности стали особо актуальными сравнительно недавно, то в библиотеках имеется не много трудов исследователей по данной тематике. Основная часть материалов фактически дублирует друг друга, разъясняет одни и те же явления с одной и той же точки зрения. Данная работа - попытка рассмотреть некоторые аспекты проблем информационной безопасности нашей республики.
Глава 1. Информационная безопасность: история, развитие, современность.
§ 1. Исторические предпосылки типологического изменения характера периодической печати.
Переход от единого партийного субъекта управления средствами массовой информации (СМИ) в годы советской власти к многосубъектности в их управлении в годы рыночных реформ существенно расширил типологические характеристики прессы. Вместо однородной партийно-советской печати, которая имела различия в основном по своему иерархическому строению, но почти не отличалась по своему содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества.
Печать разделилась:
- на качественную, так называемую прессу мнений для интеллектуальной части общества, и на массовую, обслуживающую остальное население;
- на государственную, датируемую из казны, и коммерческую, самостоятельно добывающую деньги на свое существование;
- на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива;
- на правящую, ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линий властных структур и оппозиционную, критикующую существующий режим и выдвигающую собственный альтернативные проекты развития общества;
- на политизированную, сосредоточенную в основном на отражении политической борьбы, самостоятельно ведущую эту борьбу на стороне какой-либо партии или движения, и де политизированную, содержание которой не затрагивает политических вопросов и баталий;
- на деловую, экономическую, обслуживающую новый класс бизнесменов и предпринимателей, и на развлекательную, рассчитанную на досуг читателя;
- на легитимную, официально зарегистрированную в Министерстве печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и не легитимную, не признающую над собой властных структур;
- на национальную, издающуюся в пределах республики и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья.[4]
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Она представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Беларуси.
Национальная безопасность страны в значительной степени зависит от обеспечения информационной безопасности. В ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
“Под информационной безопасностью республики понимают: состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства “- такое определение дает первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь С.Н. Князев.[5]
Интересы, личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Теперь не модно цитировать К. Маркса, но некоторые его взгляды актуальны и в наше время. " Задача печати - писал К. Маркс - превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело..." В революционные периоды общественность привлекали проблемы свободы печати, защита ее от светского или религиозного вмешательства. Она, например, была зафиксирована, наряду с другими правами: на свободу слова и вероисповедания, на собраниях и петиции, в двух важнейших документах 18 века - Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в1789 г и Билле о правах (поправках к Конституции США, принятой в 1791 г).
§ 2. Условия преобразования информационного пространства.
Интересы общества в информационной сфере состоят из обеспечения интересов личности в этой сфере, упрочения демократии, создания правового социального государства, достижения и поддержания общественного согласия, духовного обновления Беларуси.
Интересы государства в информационной сфере С.Князев формулирует как : “создание условий для гармоничного развития белорусской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности республики, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества”.[6]
На основе национальных интересов Беларуси в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
С. Князев выделил четыре, основные составляющие национальных интересов Беларуси в информационной сфере.
Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользование ею, обеспечение духовного обновления Беларуси, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
По мнению С. Князева, для достижения этого необходимо:
“повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации общества, духовного возрождения народа Республики Беларусь;
усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Республики Беларусь;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести;
укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен республиканским законодательством “.[7]
Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики Республики Беларусь, связанное с доведением до белорусской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Беларуси, ее официальной позиции по социально значимым событиям белорусской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Для достижения этого требуется:
“укреплять средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до белорусских и иностранных граждан;
интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования”.[8]
Третья составляющая включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Беларусь должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.