Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:01, доклад
Место и роль деловой журналистики (прессы) в обществе (экономике) не является константой. Особенности базовой экономической среды, уровня деловых отношений определяют структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. В итоге в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы.
§1. Деловая журналистика
как элемент экономической
Место и роль деловой
Из вышеупомянутого положения
следует, что изменения
Сразу сделаем две оговорки. Во-первых, изучать особенности развития деловой прессы (а также деловых масс-медиа в целом) мы в основном будем на примере американской медиасистемы и экономики – это позволит оценить роль деловой прессы в развитии крупнейшей экономики мира. Во-вторых, в данном параграфе мы не будем оценивать типологическую специфику деловой журналистики (этому посвящен первый параграф второй главы).
Поэтому в качестве рабочего
определения деловой прессы
как запросы общества изменяли структуру деловых масс-медиа.
Деловая журналистика – феномен, корни которого можно при
скрупулезном подходе найти в глубоком прошлом. Например, известный американский ученый Д. Форсит в своей книге об американской деловой журналистике 18-19 веков начинает описание истории деловой прессы с отсылки к временам пещерных людей, Древнего Вавилона и Египта. «История бизнес-коммуникаций следует за историей человеческих нужд. В смысле, что человек впервые заговорил (или написал) для того чтобы обеспечить экономические потребности в пище, воде и тепле. По мере того, как его нужды становились более комплексными, усложнялись и коммуникации. Все это воздействовало на все виды письменных коммерческих посланий.[8] Исходя из этой точки зрения, предшественниками современных деловых изданий вполне можно считать документы (например, деловую переписку) времен античности.
Мы близки к точке зрения, что родина деловых изданий, близких к
современному типу, – Европа на рубеже Нового времени (16-17 столетие).
Именно в это время в
Анализ и интерпретация фактов
практически полностью
Самыми известными «частными
информационными сетями»
организовали свои собственные сети репортеров, которые более или менее систематично снабжали их информацией о событиях, которые могли повлиять на состояние рынков, на которых эти бизнесмены имели коммерческие интересы. Например, в период с 1568 по 1604 год Фуггерам были отосланы сотни писем корреспондентов: информация, изложенная в них, использовалась при принятии решений о выдаче займов и их процентной ставке. Также в письмах содержались данные о ценах на продукты и услуги на определенном рынке[9]. Естественно, сети такого типа нельзя считать деловой прессой, но они представляют собой первый пример структуры, предназначенной для сбора и обработки экономической информации. «Что делает операции Фуггеров исторически важными – то, что они продемонстрировали, как специальная информация может давать предпринимателю конкурентное преимущество», – пишет исследователь
журналистики Э.Грюнвальд [10].
Примерно в то же время (16
столетие) стали развиваться первые
публичные издания, которые
Новым этапом в развитии
Этот этап – с 16 столетия до середины 18 столетия – можно считать начальным этапом в развитии современных деловых изданий. Именно тогда были заложены основы системы деловой прессы в ведущих экономических центрах (Лондон, Амстердам и т.п.). Основными элементами таких систем были «прейскуранты», торговые и бизнес-новости в прессе общего интереса и изолированные примеры эссеистской журналистики и журналистики мнений. Во второй половине 18 столетия – первой половине 19 века эта система деловой информации развивалась, преобразовывалась, появлялись новые типы изданий и т.п. Процесс этот происходил во многих странах и привел к тому, что к началу 19 века сложилась достаточно стройная структура деловых изданий.
Не пытаясь охватить
Несколько позже «прейскуранты»
Штатах фабрики началось издание «Нью-Йорк прайс каррент»[13], – пишет К.Роуш. Это издание просуществовало под разными названиями более 100 лет и поначалу включало, например, данные о стоимости акций и обменных курсах, сопровождаемые немногими редакционными статьями.
Успех «Нью-Йорк прайс каррент» сподвиг ее издателя на создание первой ежедневной газеты, посвященной бизнесу, – «Дейли айтемс фор мерчэнтс» (Daily Items for Merchants, издавалась с 1815 года). Она, кроме списка цен, включала информацию о страховых премиях, цене фрахта кораблей и т.п. Несмотря на то, что это издание просуществовало менее 2 лет, именно его опыт доказал, что ежедневные газеты, посвященные исключительно бизнесу, имеют право на существование. По мере становления обрабатывающей, добывающей промышленности и транспорта появились соответствующие специализированные издания. Многочисленные деловые масс-медиа сохранились с тех времен до конца 20 века. Более 90 деловых изданий (в основном, узкоспециализированных – А.В.) имеют более чем столетнюю историю (данные на конец 80-х гг)[14]. Среди них, например, «Нью-Ингленд джорнэл оф медсин» (New England Journal of Medecine), издаваемый с 1812 года.
С преодолением большей части сложностей, деловая пресса начала
стремительно развиваться:
к 1900 году было создано около 800 деловых
изданий (в основном, специализированных),
многие из которых обслуживали новые
отрасли, такие, как производство пищевых
продуктов, строительство, текстильную
промышленность и производство потребительских
товаров.
Как уже было отмечено, к 1900 году в США
существовало около 800 деловых изданий.
Но необходимо отметить, что подавляющее
большинство из них было узкоспециализированными,
сконцентрированными на одной отрасли
или сфере экономики. Первым деловым
журналом, предназначенным для сравнительно
широкой аудитории, заинтересованной
в получении бизнес-информации, стал «Форбс»
(Forbes), который начал издаваться в 1917 году
Берти Форбсом (подробнее об этом
ниже). Двумя годами спустя «Уолл-стрит
джорнэл» запустил «Бэрронс» (Barron’s), еженедельную
финансовую газету. В 1923 году вашингтонский
журналист У.М.Киплингер опубликовал первый
выпуск журнала «Киплингер Вашингтон
леттер» (Kiplinger Washington Letter).
Годы Великой депрессии для
развития деловой журналистики
также оказались небесплодными:
Кроме того, именно на Великую
депрессию пришлись первые
В первой половине 20 века уникальное место в системе деловых СМИ США и мира начала завоевывать газета «Уолл-стрит джорнэл». В 1940 году тираж этой газеты составил 32 000 экземпляров, в 1945 – уже 59 029. Скачок популярности наблюдался и в период 1950-1960 годов: если в 1950 году тираж был 65 000 экземпляров, то в 1955 году он достиг 360 000, а в 1960 –707 985. В 1960 году, «согласно результатам опросов журналистов, «Уолл-стрит джорнэл» вошла в число десяти крупнейших ежедневных
общеполитических газет страны, пользующихся большим влиянием»[28]. А в
1966 году тираж газеты превысил 1 млн. экземпляров.
Мотором для роста «Уолл-стрит джорнэл» стало быстрое увеличение числа частных инвесторов, кровно заинтересованных в качественной информации о финансовых рынках. Так, доля домовладений, имевших акции, выросла с 4% в 1950 году до 15% в 1970 году.
Во второй половине XX века роль
американской финансовой
Информация о работе Деловая журналистика как элемент экономической инфраструктуры