Деловая журналистика как элемент экономической инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:01, доклад

Краткое описание

Место и роль деловой журналистики (прессы) в обществе (экономике) не является константой. Особенности базовой экономической среды, уровня деловых отношений определяют структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. В итоге в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 26.94 Кб (Скачать)

§1.    Деловая журналистика как элемент экономической инфраструктуры

          Место и роль деловой журналистики (прессы) в обществе (экономике) не  является константой. Особенности  базовой экономической среды,  уровня деловых отношений определяют  структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. В итоге в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы.

          Из вышеупомянутого положения  следует, что изменения базовой  среды – экономики  – неизбежно  приводят к трансформации системы  деловой прессы  как  элемента  инфраструктуры,  обслуживающей   нужды экономической системы.  Для иллюстрации этого положения  проведем краткий анализ места  деловой журналистики в обществе  и экономике. Также проследим,  как изменялись особенности работы, роль и функции деловых СМИ  и их предшественников на протяжении  истории мировой экономики (основные  этапы). В итоге мы сможем оценить  значимость бизнес-СМИ как элемента экономической инфраструктуры не только в современном мире, но и на протяжении истории мировой экономики.

            Сразу сделаем две оговорки. Во-первых, изучать особенности развития  деловой прессы (а также деловых  масс-медиа в целом) мы в основном будем на примере американской медиасистемы и экономики – это позволит оценить роль деловой прессы в развитии крупнейшей экономики мира. Во-вторых, в данном параграфе мы не будем оценивать типологическую специфику деловой журналистики (этому посвящен первый параграф второй главы).

             Поэтому в качестве рабочего  определения деловой прессы предлагаем  принять следующую формулировку (ее теоретическое обоснование дано во второй главе нашего исследования):  «деловая пресса  – тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной  (управленческой)  либо  профессиональной  сфере деятельности». Представляется очевидным, что основная функция деловой журналистики  – предоставление  полезной  информации,  которая оптимизирует процесс принятия решений. Наша задача – понять, как это отражалось на развитии экономических отношений. И наряду с этим оценить,

как запросы общества изменяли структуру деловых масс-медиа.

                          Деловая журналистика  – феномен,  корни которого можно при

скрупулезном подходе найти в глубоком прошлом. Например, известный американский ученый Д. Форсит в своей книге об американской деловой журналистике 18-19 веков начинает описание истории деловой прессы с отсылки к временам пещерных людей, Древнего Вавилона и Египта. «История бизнес-коммуникаций следует за историей человеческих нужд. В смысле, что человек впервые заговорил (или написал) для того чтобы обеспечить экономические потребности в пище, воде и тепле. По мере того, как его нужды становились более комплексными, усложнялись и коммуникации. Все это воздействовало на все виды письменных коммерческих посланий.[8] Исходя из этой точки зрения, предшественниками современных деловых изданий вполне можно считать документы (например, деловую переписку) времен античности.

Мы близки к точке зрения, что родина деловых изданий, близких  к

современному типу, –  Европа на рубеже Нового времени (16-17 столетие).

                    Именно в это время в некоторых  европейских странах (Голландия,  впоследствии – Британия) стали  появляться предпосылки для промышленной  революции. Уже с середины 16 века  в городах, где концентрировался  капитал и велась активная деловая деятельность, начали развиваться два основных типа деловой информационной инфраструктуры: частные информационные сети, поддерживаемые влиятельными купцами и бизнесменами, и публичные издания, предоставляющие экономическую информацию. Оба типа «праизданий» характеризовались тем, что фиксировали самые заметные события в экономической жизни и давали лишь общую информацию о происходящем.

           Анализ и интерпретация фактов  практически полностью отсутствовали.  Например, в Лондоне лишь в  конце 17 века появились некоторые  издания, которые в какой-то  степени выражали мнения авторов  (в основном, это касалось торговых  договоров и ситуации на финансовых  рынках).

           Самыми известными «частными  информационными сетями» считаются  системы, созданные семейством  Фуггеров из Аугсбурга, Симоном Руизом из Медины и англичанином Томасом Гришэмом  III. Эти бизнесмены

организовали свои собственные  сети репортеров, которые более или  менее систематично снабжали их информацией  о событиях, которые могли повлиять на состояние рынков, на которых  эти бизнесмены имели коммерческие интересы. Например, в период с 1568 по 1604 год Фуггерам были отосланы сотни писем корреспондентов: информация, изложенная в них, использовалась при принятии решений о выдаче займов и их процентной ставке. Также в письмах содержались данные о ценах на продукты и услуги на определенном рынке[9]. Естественно, сети такого типа нельзя считать деловой прессой, но они представляют собой первый пример структуры, предназначенной для сбора и обработки экономической информации. «Что делает операции Фуггеров исторически важными – то, что они продемонстрировали, как специальная информация может давать предпринимателю конкурентное преимущество»,  – пишет исследователь

журналистики Э.Грюнвальд [10].

                        Примерно в то же время (16 столетие) стали развиваться первые  публичные издания, которые доставляли  потребителя экономическую информацию. Они создавались в таких городах,  как Венеция, Антверпен, Франкфурт,  Амстердам, а также в других  крупных торговых центрах. Эти  издания были очень похожи  друг на друга, предоставляя  в основном информацию о ходе  торговли товарами и данные  о ценах на товары на внутреннем и зарубежных рынках (примерами их могут служить британские «прейскуранты» «Ллойдс лист» (Lloyd’s List) и «Корс оф иксчейндж» (Courseof Exchange)). По мнению большинства исследователей, именно эти периодические издания можно считать первыми экономическими изданиями в мире.

                 Новым этапом в развитии деловых  изданий стало привнесение на  их страницы анализа. Его родиной  считается Лондон рубежа 17-18 столетий. В то время там существовали  издания, которые публиковали  только статистическую информацию (наподобие «прейскурантов») и  новости (основа содержания бюллетеней  частных информационных сетей  и прессы «общего интереса»). Однако  там также начали появляться  издания, которые предоставляли  на полосах место для того, чтобы выразить мнение по поводу  того или иного факта (точки  зрения на различные события,  формализация системы знаний  о торговле и сельском хозяйстве,  дебаты о теоретических идеях  и т.п.). Классическими примерами  таких изданий считаются«Меркури» (The Mercury) и «Коллекшн фор импрувмент оф хазбендри энд трейд» (A Collection for Improvement of Husbandry and Trade).  Также любопытны первые дебаты на экономические темы на страницах газет «Меркейтор» (Mercator) и «Бритиш мерчэнт» (British Merchant). Первыми дебатами на экономическую тему стал спор на страницах «Меркейтор» и «Бритиш мерчэнт», которые обсуждали британские торговые соглашения. Это было знаком того, что люди и институты, которые имели противоположные экономические интересы, были в курсе о потенциальной способности экономической прессы формировать мнение по тому или иному вопросу экономики. Статьи Генри Мартина в «Бритиш мерчэнт» и Даниэля Дефо в «Меркейторе» в каком-то смысле были предшественниками журналистики, защищавшей принципы свободной торговли, которая будет процветать в Европе в 19 веке.

                Этот этап  – с 16 столетия  до середины 18 столетия  – можно  считать начальным этапом в  развитии современных деловых  изданий. Именно тогда были заложены основы системы деловой прессы в ведущих экономических центрах (Лондон, Амстердам и т.п.). Основными элементами таких систем были «прейскуранты», торговые и бизнес-новости в прессе общего интереса и изолированные примеры эссеистской журналистики и журналистики мнений. Во второй половине 18 столетия  – первой половине 19 века эта система деловой информации развивалась, преобразовывалась, появлялись новые типы изданий и т.п. Процесс этот происходил во многих странах и привел к тому, что к началу 19 века сложилась достаточно стройная структура деловых изданий.

 
                 Не пытаясь охватить особенности  развития деловой журналистики  во всех странах, сосредоточимся  на развитии экономики и бизнес-прессы в Соединенных Штатах Америки. Во второй половине 17 века образчики прессы, предоставляющие деловую информацию,  начинают  появляться  в крупнейших североамериканских городах[12]. Однако особенно активно процесс развития деловой прессы в Соединенных Штатах пошел во второй половине 18 столетия. Классические «прейскуранты» начали издаваться в Соединенных Штатах в 1750-х (одним из первых считается «прейскурант», издаваемый в Новой Англии с 1752 года).

                 Несколько позже «прейскуранты»  стали предоставлять данные о  движении судов. «Четырьмя годами  после создания первой в Соединенных

Штатах фабрики началось издание «Нью-Йорк прайс каррент»[13], – пишет К.Роуш. Это издание просуществовало под разными названиями более 100 лет и поначалу включало, например, данные о стоимости акций и обменных курсах, сопровождаемые немногими редакционными статьями.

                 Успех «Нью-Йорк прайс каррент» сподвиг ее издателя на создание первой ежедневной газеты, посвященной бизнесу,  – «Дейли айтемс фор мерчэнтс» (Daily Items for Merchants, издавалась с 1815 года). Она, кроме списка цен, включала информацию о страховых премиях, цене фрахта кораблей и т.п. Несмотря на то, что это издание просуществовало менее 2 лет, именно его опыт доказал, что ежедневные газеты, посвященные исключительно бизнесу, имеют право на существование. По мере становления обрабатывающей, добывающей промышленности и транспорта появились соответствующие специализированные издания. Многочисленные деловые масс-медиа сохранились с тех времен до конца 20 века. Более 90 деловых изданий (в основном, узкоспециализированных  – А.В.) имеют более чем столетнюю историю (данные на конец 80-х гг)[14]. Среди них, например, «Нью-Ингленд джорнэл оф медсин» (New England Journal of Medecine), издаваемый с 1812 года.

                  С преодолением большей части  сложностей, деловая пресса начала 

стремительно развиваться: к 1900 году было создано около 800 деловых  изданий (в основном, специализированных), многие из которых обслуживали новые  отрасли, такие, как производство пищевых  продуктов, строительство, текстильную  промышленность и производство потребительских  товаров. 
Как уже было отмечено, к 1900 году в США существовало около 800 деловых изданий. Но необходимо отметить, что подавляющее большинство из них было узкоспециализированными, сконцентрированными на одной отрасли или сфере экономики.  Первым  деловым журналом, предназначенным для сравнительно широкой аудитории, заинтересованной в получении бизнес-информации, стал «Форбс» (Forbes), который начал издаваться в 1917 году Берти Форбсом (подробнее об этом ниже). Двумя годами спустя «Уолл-стрит джорнэл» запустил «Бэрронс» (Barron’s), еженедельную финансовую газету. В 1923 году вашингтонский журналист У.М.Киплингер опубликовал первый выпуск журнала «Киплингер Вашингтон леттер» (Kiplinger Washington Letter).

                    Годы Великой депрессии для  развития деловой журналистики  также оказались небесплодными:  именно они стимулировали развитие  «потребительской» прессы и изданий,  посвященных персональным финансам  – о  том,  как  приумножать   свой  капитал.  Первым  «потребительским»  изданием считается журнал «Консьюмер рипортс» (Consumer Reports), который начал выходить в 1936 году и был посвящен описанию качества потребительских товаров и услуг. Журнал пользовался огромной популярностью  – в результате тираж его к 1946 году достиг 100 000, а к 1950  – 400 000. Основой этого успеха был рост потребления в послевоенной стране  – например,  годовой прирост ВНП (валового национального продукта) в США в 1941-1955 годах составлял около 4,7%.

                    Кроме того, именно на Великую  депрессию пришлись первые годы  работы двух классических деловых  журналов  – «Бизнес уика» (BusinessWeek,  1929 год) и «Форчуна» (Fortune,  1930 год). Возникновение их было мотивировано исключительно благоприятной ситуацией в экономике США после Первой мировой войны. Например, в период 1917 – 1921 годов объем внутренней торговли составлял в среднем за год 100 млрд. долларов, внешней – около 10 млрд. долларов. Национальное богатство в неизменных ценах 1947-1949 годов выросло с 315 млрд. долларов в 1900 году до 778 млрд. долларов в 1929 году, то есть в 2,5 раза[27].Развитие потребительского и финансового рынка порождало  потребность в качественной и своевременной деловой информации.

               В первой половине 20 века уникальное место в системе деловых СМИ США и мира начала завоевывать газета «Уолл-стрит джорнэл». В 1940 году тираж этой газеты составил 32 000 экземпляров, в 1945 – уже 59 029. Скачок популярности наблюдался и в период 1950-1960 годов: если в 1950 году тираж был 65 000 экземпляров, то в 1955 году он достиг 360 000, а в 1960 –707 985. В 1960 году,  «согласно результатам опросов журналистов,  «Уолл-стрит джорнэл» вошла в число десяти крупнейших ежедневных

общеполитических газет  страны, пользующихся большим влиянием»[28]. А в 

1966 году тираж газеты  превысил 1 млн. экземпляров. 

              Мотором для роста «Уолл-стрит джорнэл» стало быстрое увеличение числа частных инвесторов, кровно заинтересованных в качественной информации о финансовых рынках. Так, доля домовладений, имевших акции, выросла с 4% в 1950 году до 15% в 1970 году. 

               Во второй половине XX века роль  американской финансовой системы  становится поистине глобальной. В 1944 на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) была принята одноименная система международного финансового регулирования. Функция мировых денег оставалась за золотом, однако масштабы его использования в международных валютных отношениях значительно снижались, а в качестве универсального платежного средства в международном обороте вводился доллар США. В результате национальная валюта Соединенных Штатов приобретала привилегированное по сравнению с остальными положение (свои долги Америка могла погашать не золотом, как остальные страны, а долларами). Подобная ситуация сохранялась до 1971 года, когда Бреттон-Вудская валютная система была отменена.

Информация о работе Деловая журналистика как элемент экономической инфраструктуры