Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:41, реферат
Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах.
Считаю это важным еще и потому,
что доступное арендное жилье - это
важное условие роста территориальной
мобильности наших граждан, экономической
конкуренции городов и
Для людей с невысокими доходами
будем создавать программы
В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.
Среда обитания
Особая, больная проблема для нашей страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.
Данные из многих регионов свидетельствуют: проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг. В неумении - или нежелании местной власти выстроить конкурентные условия на этом рынке. Неподготовленные люди (а больше всего страдают пожилые люди с невысокими доходами) часто оказываются оставлены один на один с фирмой-монополистом.
Региональные и местные органы
власти должны организовать снабжение
людей качественными
Общими усилиями нам необходимо
навести порядок в жилищно-
Первое. Необходимо широкое обучение
граждан основам
Второе. Перейдем к установлению социальной
нормы потребления коммунальных
ресурсов, что позволит сделать их
оплату более справедливой. При этом
важно разработать
Третье. Только за счет средств бюджета
и платежей граждан за коммунальные
услуги осуществить модернизацию ЖКХ
не удастся. Ключом к решению задач
по модернизации коммунального хозяйства
является создание благоприятных условий
для привлечения частных
Сбережение России
На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.
Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения - население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом - историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.
Первое. Поддержка многодетных
семей. Выше я уже сказал о мерах
по преодолению временной
В дополнение к этому должна быть
реализована специальная
Будут предложены дополнительные решения
по содействию занятости женщин с
детьми. Они дадут возможность
успешно сочетать материнство и
профессиональную деятельность - гибкий
трудовой график, дистанционная занятость,
детские сады и ясли. Женщина, выходящая
на работу после декретного отпуска,
должна получить новые возможности
по дополнительному
Второе. Для решения демографических
проблем объективно потребуется
«умная» миграционная политика, построенная
на четких требованиях и критериях,
исключающая потенциальные
У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину.
Я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, ключевым условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть, сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Значительно упростить путь к получению вида на жительство и затем - гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности.
Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.
* * * * *
Ключевая проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают.
В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы.
ТЕМА
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ВЫБОРА. БАЗОВЫЕПОНЯТИЯ
Предмет и метод теории общественного
выбора. Становление и основные этапы
развития новой политической экономии.
Роль классического либерализма в становлении
и развитии теории общественного выбора.
Предшественники современной теории общественного
выбора (Ж. А. Кондорсэ, Т. А. Лаплас, Ч. Доджсон).
Роль политической философии (Т. Гоббс,
Б. Спиноза) и политических исследований
(Дж. Медисон, А. де Токвиль) в становлении
теории. Основные этапы ее развития. Единство
и различия старого и нового институционализма.
Полемика между К. Эрроу и Дж. Бьюкененом.
Теории рационального выбора – общее
и особенное. Соотношение теорий коллективного,
социального и общественного выбора.
Предпосылки моделирования в теории общественного
выбора. Классификация моделей. Теория
игр и особенности её применения в теории
общественного выбора.
Литература
Основная
Макарычев А. Принципы и параметры общественного
выбора. - Полис,1995, М 4, с. 184-186.
Швери Р. Теория рационального выбора:
универсальное средство или экономический
империализм? - Вопросы экономики, 1997, №7,
с. 35-51.
Эггертссон Т. Экономическое поведение
и институты. М., Дело, 2001, гл. 1, с. 17-46.
FurubotnE., RichterR.Institutions and Economic Theory. The Contribution
of the New Institutional Economics. TheUniversityofMichiganPress, 2000,
ch. 9, p. 413-434.
Дополнительная
Грин Д., Шапиро И. Объяснение политики
теории рационального выбора: почему так
мало удалось узнать? - Полис, 1994, № 3, с.
59-74.
Мильчакова Я. Игра по правилам: "общественный
договор" Джеймса Быокенена. - Вопросы
экономики,1994, М б, с. 114-121.
Buchanan J. Justification of the Compound Republic: The Calculus in
Retrospect. -The Cato Journal, 1987, vol. 7(2), p. 305-312.
Harbaugh W. If people vote because they like to, then why do so many
of them lie? - Public Choice, vol. 89, Issue 1/2, October 1996, p. 63-76.
Kasper W. Streit M. Institutional Economics. Social Order and Public
Policy. Edward Elgar. 1999, ch. 1-3, p. 1-69.
A New institutional approach to economic development. Ed. by Kahkonen
S., Olson M. New Delhi: Vistaar Publications, 2000.