Авторская статья В.В. Путина 2012

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах.

Файлы: 1 файл

авторская статья путина 2012 г..docx

— 54.11 Кб (Скачать)

 

Шанс для молодой бизнес-элиты  в наступившем десятилетии - это  управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и  сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального  хозяина - и тем самым устойчивы  к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами. 

 

На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается  разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов  соответствует США и существенно  выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов  естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому  важнейшая задача - уменьшение материального  неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень  доходов. 

 

Нефтегазовые доходы «протекают»  внутрь экономики неравномерно. Увеличивать  перераспределительные мощности государства  уже некуда. Уверен - только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где  каждый зарабатывает своим трудом и  талантом. 

 

Но тем, кто не может зарабатывать - или еще не работает, - государство  будет адресно помогать. 

 

Пенсии и социальная помощь 

 

Предоставляемыми государством выплатами  и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось существенно поднять  уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась  ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми. 

 

Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и  последующих детей. Эти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. Рождаемость повышается, и это  радует. Но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет  возможности работать, а детям  трудно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными  детьми у своих родителей. Да и  при одном ребенке молодая  семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще  как следует утвердиться в  своей профессии и вынуждены  снимать жилье. 

 

Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани  бедности. Полностью исключить такую  ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года. Сегодня размеры большей  части пособий на детей устанавливаются  регионами, и во многих субъектах  Федерации они, прямо скажем, постыдно малы. 

 

В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго  ребенка, включая и материнский  капитал, который постоянно индексируется. Практика применения этих мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг  вперед. Предлагаю ввести в субъектах  Федерации, в которых сохраняются  негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при  рождении третьего и последующих  детей, до достижения ими трехлетнего  возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет  означать прибавку около 7000 рублей в  месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку  регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением  собственных средств региона  до 50% к 2018 году. Это начало - давайте  посмотрим, насколько полезной такая  программа окажется. Если дело пойдет хорошо и экономические условия  будут благоприятны - будем искать возможность поддержать и другие регионы. Хочу напомнить - те или иные меры поддержки отдельных групп  регионов применялись и в советское  время - например, для Дальнего Востока.  

 

Ожидаю, что регионы с хорошей  бюджетной обеспеченностью внесут существенный вклад в эту инициативу, взяв на себя большую долю расходов или увеличивая сумму помощи семьям.  

 

Конечно, такие пособия не должны получать семьи, где родители имеют  высокие доходы. Будет правильно  ввести заявительный принцип предоставления пособий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход  на человека, например, не выше, чем  средний по региону. Пособие будет  предоставляться без долгих предварительных  проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обращая особое внимание, например, на владельцев дорогой  недвижимости. Думаю, что схожим образом  надо будет со временем поступать  и с другими выплатами, призванными  помогать нуждающимся. 

 

Мы не можем останавливаться  и в совершенствовании пенсионной системы. 

 

Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой  для нашей страны. Достаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного  правительства». 

 

Из-за краха экономики в 90-х годах  у нас практически не было выбора - мы обязаны были вытащить стариков из нищеты. Напомню - в первый же год  после начала реформ, в 1992 г., реальный размер пенсии опустился наполовину от уровня предыдущего года, потом  после слабых попыток его поднять  на основе всевозможных индексаций и  доплат наступил кризисный 1998 г., который  спровоцировал новое обрушение  пенсий. На такой основе просто нельзя было жить. 

 

На восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет. Если заработная плата и общий уровень доходов  восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановления размера  пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным  пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера. Долги нужно отдавать. Российское правительство этот долг отдало. 

 

Часто говорят - зачем Правительство  подняло пенсии в 2009 году, практически  сразу после выборов Президента? Сделай власть это сегодня, сейчас - и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят  на выборы. Отвечу. Мы сделали это, как  только смогли, как только появилась  первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно.  

 

Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного  возраста. В то же время необходимо учитывать интересы тех, кто намерен  продолжить работу по достижении пенсионного  возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое  ближайшее время надо предусмотреть  такую возможность. 

 

Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл  ее в том, чтобы предоставить людям  наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих  жизненных проблем. Решения, которое  достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства. 

 

Это предполагает в первую очередь  развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. Между  тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вряд ли удастся уменьшить  неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство может и обязано  предоставить каждому гражданину в  старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую  зарплату, привык не стеснять себя в  тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы  государство сохранило ему привычный  уровень жизни после ухода  на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно  только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности  работающих и пенсионеров в предстоящий  период значительно снизится. 

 

В то же время надеяться только на обычные сбережения, очевидно, невозможно. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность  пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами. 

 

Образование и культура  

 

Наша система образования и  воспитания должна отвечать вызовам  нового времени. При этом мы не будем  отказываться от своего главного достижения - доступности образования. Но мы испытываем серьезные проблемы с качеством  образования. 

 

В качестве первоочередных национальных задач вижу следующие. 

 

Первое. В течение ближайших  четырех лет ликвидировать очереди  в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных  детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов  негосударственных детских садов  в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных  бюджетов. 

 

Второе. Обеспечить социальное равенство  в получении образования. Мы уже  привыкли к тому, что отбор детей  в престижные школы (и соответствующая  конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в  ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими  результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями  в обучении, с неродным русским  языком, с девиантным поведением. Школа  перестает выполнять функцию  социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.  

 

Дети не должны быть заложниками  социального или культурного  статуса своих семей. Если школы  работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и  лицеи, работающие, как правило, с  благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую. 

 

Третье. За последние десятилетия  система дополнительного образования  детей потеряла значительную часть  своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации - детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой  спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей. 

 

Необходимо вернуть систему  дополнительного образования в  сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при  необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного  образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы  искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной  школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе. 

 

Четвертое. Предстоит серьезное  обновление программы и методов  работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые стандарты  старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих  склонностям и жизненным планам подростков. 

 

Надо развивать наши сильные  стороны. У нас в стране - традиционно  сильные математические школы в  университетах и РАН. Мы можем  поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через  десять лет лучшим в мире. Это  даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества. 

 

Пятое. Пора навести порядок в  стипендиальном обеспечении. Стипендия  для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний  день это означает прибавку к стипендии  в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время  должен уделять учебе, а не отвлекаться  на подработки. За всем этим должны следить  сами студенческие коллективы - студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками. При этом мы безусловно продолжим  практику выделения именных стипендий  и спецгрантов для тех, кто  показывает выдающиеся результаты в  учебе и научной работе. 

 

Шестое. Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто  критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений  и при этом - сохранить его несомненные  достоинства, рациональное зерно. Имею в виду - принцип независимой оценки качества образования детей и  работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах. 

 

Седьмое. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает снизить прием  в вузы, чтобы большинство молодых  людей ограничивались обучением  в техникумах или в системе  профобразования. Эти предложения  не учитывают настроя молодежи, причем настроя конструктивного, ценного  для общества. Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда  выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю  подготовки и идет работать туда, где  ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. Абитуриенты  видят это несоответствие - поэтому  на «избыточные» бюджетные места  поступают те, кто не собирается работать по специальности - а часто  и не имеет для этого минимальной  подготовки. Когда больше половины студентов очного обучения, начиная  с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей  профессией работают где-то практически  на полную ставку - это значит, что  мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направляемых в  высшее образование - больше 100 миллиардов рублей в год. 

Информация о работе Авторская статья В.В. Путина 2012