Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:53, курсовая работа
Данная работа посвящена значение цветовых и тональных контрастов при решении композиционных задач.
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических основ композиции, рассмотрении цветовых и тональных контрастов, и в заключение закрепить определением роли всего выше перечисленного в композиционных задачах.
Предлагаю же приступить к рассмотрению таких вопросов как: понятие Композиции; цветовые и тональные контрасты.
Введение
О понятии Композиции
Цветовые и тональные контрасты
Значение цветовых и тональных контрастов при решении композиционных задач
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт искусства и дизайна
Кафедра живописи
Специальность 050100 «Педагогическое образование»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КОМПОЗИЦИИ
Тема: Значение цветовых и тональных контрастов
при решении композиционных задач.
Выполнил:
Студент 3 курса
Группа ОБ-050100-31
Созыкин А.А.
Руководитель: старший преподаватель Виноградов С.Н.
Оценка «_________________»
«______»_________________2014 г.
_________________________
Ижевск 2014
Содержание
Введение
Введение.
Данная работа посвящена значение цветовых и тональных контрастов при решении композиционных задач.
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических основ композиции, рассмотрении цветовых и тональных контрастов, и в заключение закрепить определением роли всего выше перечисленного в композиционных задачах.
Предлагаю же приступить к рассмотрению таких вопросов как: понятие Композиции; цветовые и тональные контрасты.
О понятии Композиции.
«Композиция» в переводе с латинского
compositio обозначает сочинение, составление,
расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение
элементов в определенном порядке, их
взаимосвязь, переходящую в гармонию целого,
мы наблюдаем в растительном и животном
мире. Например, каждое растение состоит
из частей, вместе они образуют форму,
которая представляет собой некое гармоническое
целое.
В природе наиболее характерными и часто
встречающимися композиционными закономерностями
являются целостность, симметрия и ритм.
Целостность проявляется в гармоничности,
законченности строения или конструкции
предмета, симметрия — в равновесии, похожести
левой и правой частей объекта, ритм —
в повторяемости одного или нескольких
элементов через определенные интервалы.
Для симметрии характерно относительное
спокойствие, уравновешенность частей,
ритму свойственна большая или меньшая
степень движения.
Композиционные начала (целостность, симметрия,
ритм), присущие миру природы, в искусстве
присутствуют в особом, специфическом
виде.
Человек, создавая различные предметы
и образы предметов, явлений, опирается
на формы, созданные природой, учится у
природы и в какой-то степени подражает
ей. При этом он изучает природу, познает
сущность предметов и явлений, их закономерности.
Природа несет в себе бесконечное разнообразие
предметов и явлений. Но чувства человека
во взаимодействии с логическим мышлением
дают возможность ему настолько познать
природу и ее закономерности, что позволяют
создавать новое и в науке, и в технике,
и в искусстве. Поскольку человек творит
по законам красоты, он старается делать
вещи красивыми, привлекательными. Таким
образом, в своей созидательной деятельности
человек стремится сочетать утилитарное
с эстетическим.
Поэтому, подражая природе, он не только
придерживается принципов строения органической
и неорганической природы, но творчески
переосмысливает их, производит отбор
наиболее выразительного для данного
предмета или явления. С помощью композиции,
созданной на основе такого отбора, творения
рук человеческих влияют на чувства людей,
внушают им определенные идеи и представления.
Композиция присуща всем видам искусства.
Композиционные начала лежат в основе
архитектурных построек, музыкальных
и литературных произведений, скульптур
и картин, театральных постановок и кинофильмов.
Принципы единства или членения, симметрии
и ритма проявляются в различных видах
искусства по-разному. Но наличие одних
и тех же общих закономерностей позволяет
достигать синтеза искусств, их органического
сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном
ансамбле, в театральной постановке, в
оформлении интерьера и т. д. Яркий пример
композиционного синтеза являет собой
театр, где сочетаются драматургия, мастерство
актеров и режиссера, декорационная живопись,
музыка. От взаимодействия всех слагаемых
спектакля зависит сила его эмоционального
воздействия на зрителя.
Что касается определения понятия
«композиция» в изобразительном искусстве,
то здесь еще немало неясностей. Существуют
различные варианты определения. Связано
это с тем, что теория композиции в изобразительном
искусстве находится лишь в стадии становления.
Причем многие к этой проблеме в изобразительном
искусстве относятся скептически. Как
справедливо писал известный искусствовед,
психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению,
еще необходимо защищать идею такой теории
от софизмов ее недоброжелателей». А теория
такая нужна, так как специально и глубоко
проблемами композиции в изобразительном
искусстве не занимается ни общая эстетика,
ни история искусства, ни теоретическое
искусствоведение.
Только теория композиции, как часть теоретического
искусствоведения, может непосредственно
исследовать проблемы композиции в изобразительном
искусстве, только она, глубоко занимаясь
предметом композиции, через анализ способна
установить четкие термины и определения.
Определения понятия «композиция» в изобразительном
искусстве мы можем найти в энциклопедических
словарях и искусствоведческой литературе.
Например, в энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона композиция определяется
как перенесение в картину или рисунок
тех линий, форм и образов, которые еще
смутно рисуются в воображении художника,
и составление из них, при помощи различных
средств и технических приемов, свойственных
той или иной отрасли искусства, органического
целого, определенно выражающего задуманное
художником содержание. Далее говорится
о невозможности установить точные правила
композиции, так как представление о характере
композиции изменяется исторически, зависит
от социального строя, от задач, стоящих
перед искусством. В словаре Брокгауза
и Ефрона указываются лишь некоторые правила,
которые выведены на основе анализа лучших
произведений искусства. В этом определении
уже отмечается главный признак, присущий
композиции, признак целого. Кроме того,
здесь указывается, что это «целое» в композиции
определенно выражает задуманное художником
содержание. Это очень важно для определения
композиции, как будет видно ниже.
В Большой советской энциклопедии композиция
рассматривается как «построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением и во многом
определяющее его восприятие. Композиция
— важнейший, организующий компонент
художественной формы, придающий произведению
единство и цельность, соподчиняющий его
элементы друг другу и целому. Законы композиции,
складывающиеся в процессе художественной
практики, эстетического познания действительности,
являются в той или иной мере отражением
и обобщением объективных закономерностей
и взаимосвязей, явлений реального мира.
Эти закономерности и взаимосвязи выступают
в художественно претворенном виде, причем
степень и характер их претворения и обобщения
связаны с видом искусства, идеей и материалом
произведения и др. В пластических искусствах
композиция объединяет частные моменты
построения художественной формы (реальное
или иллюзорное формирование пространства
и объема, симметрия и асимметрия, масштаб,
ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива,
группировка, цветовое решение и т.д.).
Композиция организует как внутреннее
построение произведения, так и его соотношение
с окружающей средой и зрителем».
Это определение показывает,
что композиция рассматривается, с одной
стороны, как «построение художественного
произведения», т. е. как процесс построения,
создания, что является справедливым,
с другой стороны, композиция определяется
как важнейший, организующий компонент
художественной формы, придающий произведению
единство и целостность, соподчиняющий
его элементы друг другу и целому.
То, что композиция отмечается как важнейший
компонент художественной формы, в принципе
правильно, хотя и не совсем точно, так
как, во-первых, композиция не компонент
формы, а сама форма, и даже главная форма,
и, во-вторых, композиция не придает единство
и целостность произведению, а она закладывает
своей сущностью эту целостность. Как
видно, здесь также в определении присутствует
признак целого в композиции. Указывается
и на зависимость характера композиции
от содержания, назначения, т. е. от замысла.
Такое определение позволяет также сделать
вывод о признании советским искусствоведением
существования объективных и всеобщих
композиционных законов, являющихся в
той или иной мере отражением и обобщением
объективных закономерностей и взаимосвязей,
явлений реального мира.
Приведем еще несколько примеров определения
композиции.
В. А. Фаворский писал: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное… Приведение к цельности зрительного образа будет композицией…». Фаворский выделяет главным в композиции цельность, а также такие композиционные факторы, как пространство и время.
К. Ф. Юон представляет композицию в живописи как конструкцию, которая своими частями распределяется на плоскости, и как структуру, которую образуют также плоскостные факторы. Как известно, и конструкция, и структура являются родственными понятиями и представляют собой целое, но обе они не обязательно могут быть завершенными, замкнутыми.
Искусствоведы Л. Ф. Жегин и Б. А. Успенский считают, что центральной проблемой композиции произведений искусства самых различных жанров и видов является проблема «точки зрения». «… В живописи… проблема точки зрения выступает, прежде всего, как проблема перспективы». Они утверждают, что наиболее совершенны в композиционном отношении произведения с множеством точек зрения (русская икона, произведения современной западной живописи), а построение пространства с одной точки зрения (прямая центральная перспектива) несет в себе признак композиционной аморфности. Такая позиция Л. Ф. Жегина и Б. А. Успенского является отражением эстетической концепции 20-х годов.
Продолжая разговор об определении понятия «композиция», приведем еще одно очень интересное и важное определение композиции.
Н. Н. Волков композицию определил так: «… композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла». Определение композиции Н. Н. Волковым применительно к произведению искусства является попыткой возвести понятие «композиция» в термин, включив в него существенные свойства, связи и отношения в композиции произведения.
Поскольку «композиция» обозначает соединение, составление частей в целое, то главный смысл, который вкладывается в это понятие, — это стремление к достижению целого, целостности. Поэтому справедливо отметил Волков, что целостность есть основной или, как он назвал, «родовой признак» композиции в изобразительном искусстве. Такое осознание целостности принципиально важно для действительно правильного, подлинно научного понимания сущности явления композиции.
Определяя композицию как структуру, Волков, очевидно, справедливо стремился сделать формулировку максимум лаконичной и ясной. Однако при этом понятие «целостность» оказалось скрытым в понятии «структура». И открыто в определении композиции ее главный признак — целостность — «не звучит».
Подводя итоги анализа различных определений понятия «композиция», приведенных выше, следует отметить, что почти все они правильно ориентированы в главном, а именно в объяснении композиции как явления, призванного создавать целостность произведения искусства. Но ни одно определение не является полным, соответствующим современному уровню развития искусства и науки. Наиболее полным, безусловно, следует считать определение, данное Волковым.
Цветовые и тональные контрасты.
Одним из основных часто используемых средств композиции является контраст. Другими словами резко выраженная противоположность цвета, объема. С помощью контраста можно подчеркнуть, усилить выразительность. Подчиненный интересам композиции, контраст активизирует необходимый элемент. А при его отсутствии изображение может оказаться маловыразительным и скучным. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия в целом. Усиливая, подчеркивая различие между цветовыми пятнами, объемами, контраст объединяет их в одном — изображение в целом получается напряженным и броским. Связь частей композиции становится более доступной в понимании, если в ней находится главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Центр композиции — это главное, все остальные части должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по ритму деталей или по асимметричности композиции. Введение главного композиционного элемента и соподчиненность остальных частей ему усиливает внутреннюю связь частей между собой и повышает общую выразительность.
Цветовой контраст (пятно, фон)
широко применяется в изобразительном
искусстве. Но очень сильный контраст
может зрительно разрушить композиционный
строй. Поэтому степень применяемого контраста
ограничивается требованиями сохранения
цельности впечатления. Выбор степени
контраста определяется художественной
интуицией и зависит от решаемых задач.
Если контраст несет в себе явно выраженную
противоположность, то нюанс несет в себе
едва заметный переход, оттенок. Но принципы
у них общие — подчеркнуть и выделить
отдельные детали, улучшить всю композицию.
Нюанс — еще один способ выразительности.
Он представляет собой как бы градацию
отношений однородных частей. В живописной
технике нюанс — это разнообразная гамма
вариантов в тончайших оттенках цвета.
К нюансу прибегают, как правило, на завершающей
стадии работы. Нюансировка — главное,
что делает произведение более совершенным,
элегантным. Нюанс едва заметен, акцент
звучит жестче, ярче. Задача акцента заострить,
привлечь внимание определенной деталью.
Тональный контраст заключает в себе отношения цвета и света.
Объективную основу отношений в живописи составляют многие физические и психофизиологические закономерности — как, например, явление цветовой и темновой адаптации, светлотный и цветовой контрасты, законы оптического смешения цветов. Тональные контрасты, прежде всего, выражают взаимодействие света и цвета в натуре, независимо от того, работает ли художник непосредственно с натуры или пишет по представлению. Поскольку реальные явления света и цвета передаются в живописи через окрашенную плоскость, под светом следует понимать ахроматическую шкалу окрашенных плоскостей, а под цветом — хроматический ряд. В первом случае мы будем иметь отношения по светлоте, во втором — прежде всего по цвету. Но если взглянуть в суть дела более пристально, то нетрудно будет заметить относительность их самостоятельности.
Не только в природе, но и в пространственной предметной среде, созданной человеком, почти никогда не бывает пестроты. Светлотные и цветовые отношения натуры представляются всегда нашему глазу в их цельности и гармоничности. Это легко объясняется тем, что в пространственной среде свет, окружающий предметы, представляет собой взаимосвязанную совокупность рефлексов, которые, действуя друг на друга, и образуют единство цветового тона. Если художник не разберется в этой игре рефлексов, его картина и будет, что называется, пестрой. Совокупностью плоских цветовых пятен художник должен передать пространственную игру рефлексов. Работа художника над цветовыми контрастами главным образом в том и состоит, чтобы увидеть и выразить действие и взаимодействие рефлексов. В данном случае понятие рефлекса несколько шире, чем то, о котором мы говорили при разборке светотени. Рефлекс не обязательно является принадлежностью тени; он может действовать и в свету. Тот же шар, голубой или синий, будет иметь в тени рефлекс от находящегося рядом с ним какого-либо цветного предмета, но если стена комнаты окрашена в какой-либо яркий цвет, то это непременно отразится на цветовом тоне шара в свету.
Информация о работе Значение цветовых и тональных контрастов при решении композиционных задач