Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 03:41, реферат
Живописи, как одному из профилирующих предметов, на художественно-графических факультетах педагогических институтов придается большое значение. Наряду с другими курсами изучение живописи способствует подготовке квалифицированных художников-педагогов способных вести обучение на высоком теоретическом и педагогическом уровне.
Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.
Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели.
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».
Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у художника чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции, используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.
Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.
Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.
К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя. Характер пространственного решения связан также с количеством относительно свободного места слева справа.
Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.
Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.
Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.
Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии.
ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАТЮРМОРТА
Натюрморт – именно тот жанр, с которым должны знакомиться дети в процессе обучения. Натюрморт способствует росту творческого потенциала, развитию мышления, техники, способности передавать форму, цвет, объем, материал изображаемых предметов и дает возможность выражать свои чувства и настроение. Рисуя натюрморт, учащимся приходится осваивать ряд задач от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают у рисующего способность размышлять, сопоставлять, анализировать.
Преподавание натюрморта в школах началось с XVIIIв. В учебную программу школ натюрморт вошел в 20-е гг. XXв. В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повлекли за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы.
В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Формалистические трюкачества не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. [ 5, c. 70] В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. В 1970-е переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.
ОБОСНОВАННОСТЬ МАТЕРИАЛА
В процессе обучения живописи студенты выполняют натюрморты маслом. Ввиду возможностей этой техники сам процесс построения колорита основан на более плотных и насыщенных по сравнению, например с акварелью, что позволяет студенту добиваться качественной характеристики изображенных предметов, предоставляя возможность более углубленно подойти к сюжетной стороне этого жанра в творческой работе
Для написания данной творческой работы использовались следующие материалы:
-грунтованный холст на картоне
- мягкие материалы для
построения и пастель для
- масляные краски
- деревянная палитра
-тройник
-масленка
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНЕНИЯ
Постановка задач
Главным этапом начала курсовой работы является выбор темы.
Была выбрана тема натюрморта « Окно в мастерской». Большое значение в натюрмортных постановках является фон. Замысел данной работы заключается в натюрморте, находящимся против света «контражур». Различный по окраске фон в силу одновременного контраста по-разному влияет на восприятие всей группы предметов, на их силуэтность. Поэтому в качестве фона выбран вид из окна.
Приступая к работе над натюрмортом, сначала выполняют небольшие цветовые эскизы, на котором определяют композицию изображения в соответствии с форматом холста и устанавливают общее цветовое построение постановки, ее колорит.
Затем найденное решение переноситься на холст. Выполняется построение натюрморта
После того как рисунок натюрморта построен, можно переходить к работе с красками. Прописываем большие участки, выявляя основные цветовые отношения. В натюрморте имеется наиболее темный предмет, который является камертоном- глиняный кувшин, то лучше с него и начать, как с самого темного. Определяем отношения этого темного предмета с соседними, более светлыми предметами и фоном.
Затем проложив цветом основные теневые участки натюрморта переходим к полутонам и рефлексам.
В процессе живописи нельзя долго останавливаться на изображении одного предмета. Поэтому одновременно пишем вид из окна. Фон будет светлее по отношению к предметам на подоконнике.
Затем уточняем цветовые отношения, прописывание холста слоями и выразительное выявление форм предметов, их характерного облика. В процессе работы не обособленно выписываем предметы, а одновременно, путем постоянного сравнения конкретизируем соотношения всех частей, передавая сложные взаимоотношения холодных и теплых тонов. Также учитываем что в масляной живописи густой пастозный мазок несколько приближает изображаемый участок натуры к зрителю. Поэтому прописываем передний план пастозно, а задний план списываем, делаем мягче.
Завершающий этап работы состоит в основном из детализации и обобщения. Обобщаем и приводим к целостному живописному решению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы была выполнена цель создать идейно-образный замысел в жанре натюрморт, с помощью композиционных и колористических решений. Также были выявлены формы предметов, определены отношения теплых и холодных тонов и приведена работа к целостному живописному решению.
В натюрморте работа часто вначале идет легко и хорошо, а затем, при выявлении формы осложняется. Ближе к завершению обнаруживаются ошибки. Нередко незавершенная работа выглядит привлекательной. Однако останавливаться на этом нельзя. Натура выглядит в этюде правдиво тогда, когда она не только передана в общих чертах , но и выявлены ее индивидуальные, характерные качества.В реалистической живописи важно уметь выражать состояние общей освещенности. Главное решить в какой гамме красок следует строить цветовые отношения.
Натюрморт, как один из интереснейших жанров искусства, предоставляет художнику большие возможности для творческой работы в этой области. Произведения натюрмортного жанра способны путем изображения окружающих нас в повседневном быту предметов передавать существенные черты мироощущения современного человека.
Наличие педагогической грамотности определяет успех не только педагогической, но и творческой работы учителя изобразительного искусства. Художник создает произведения средствами правдивого воспроизведения натуры, изображением ее конструктивных, объемных, пространственных качеств, колористического состояния освещенности.
Качество подготовки будущих художников-педагогов в значительной мере зависит от того, насколько глубоко и систематично студенты изучают литературу по искусству, теории, практике и методики преподавания изобразительного искусства. Сам процесс живописи способствует творческому подъему студентов, создает у них стремление писать самостоятельно, развивая индивидуальные особенности художественного языка