Живописный натюрморт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 03:41, реферат

Краткое описание

Живописи, как одному из профилирующих предметов, на художественно-графических факультетах педагогических институтов придается большое значение. Наряду с другими курсами изучение живописи способствует подготовке квалифицированных художников-педагогов способных вести обучение на высоком теоретическом и педагогическом уровне.

Файлы: 1 файл

Живописный натюрморт.docx

— 37.29 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Живописи, как одному из профилирующих предметов, на художественно-графических факультетах педагогических институтов придается большое значение. Наряду с другими курсами изучение живописи способствует подготовке квалифицированных художников-педагогов способных вести обучение на высоком теоретическом и педагогическом уровне.

Причем живопись как вид искусства является одним из эффективнейших средств эстетического воспитания. Реалистическая живопись, будучи особой образной формой познания и осмысления действительности, эмоционально воздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир. Вместе с тем постигаются особенности самой живописи как вида искусства.

Качество подготовки будущих художников-педагогов в значительной мере зависит от того, насколько глубоко и систематично студенты изучают литературу по искусству, теории, практике и методики преподавания изобразительного искусства. Сам процесс живописи способствует творческому подъему студентов, создает у них стремление писать самостоятельно, развивая индивидуальные особенности художественного языка.

В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Использование различных методов передачи натуры в живописи, приемов работы в различной технике, способствующих развитию продуманного подхода обучающихся к учебным задачам, ведет к углубленному усвоению знаний и эффективному приобретению профессиональных навыков в практической работе, развивает у студентов творческий интерес к вопросам искусства живописи.

Выполнение учебных постановок, например работая над натюрмортом, основывается на анализе и синтезе в их взаимосвязи при изображении группы предметов, находящихся в определенной световой среде.

 

 

Натюрморт является основным объектом обучения в живописи.

Натюрморт (фр. «nature morte» - мёртвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Базируясь на сравнениях и сопоставлениях, на установлении сходства и различия, художник путем выполнения той или иной живописной задачи определяет цветовую взаимосвязь предметов. Следовательно, он подходит к мысленному гармоничному объединению качеств по цветовому тону, насыщенности и светлоте в едином цветовом решении, т.е. колористическому обобщению. Однако в натюрморте такому обобщению должна способствовать цельность восприятия художника.

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения натюрморта как значительного направления в изобразительном искусстве. Значение этого жанра в обучении обуславливается целым рядом живописных задач и эстетических требований. Натюрморт, как один из интереснейших жанров искусства, предоставляет художнику большие возможности для творческой работы в этой области. Произведения натюрмортного жанра способны путем изображения окружающих нас в повседневном быту предметов передавать существенные черты мироощущения современного человека.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Создать идейно-образный замысел в жанре натюрморт, с помощью композиционных и колористических решений. Колористическое видение включает в себя образное начало, которое проявляется в видении натуры и ее изображения в определенном цветовом ключе, органически связанным с содержанием увиденного

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАТЮРМОРТА

 

    Рождение натюрморта  как самостоятельного жанра связано  с общим становлением европейского  искусства нового времени, выделением  станковой живописи и формированием  разветвленной системы жанров. Уже  в произведениях итальянских  и особенно нидерландских мастеров  эпохи Возрождения наблюдается  небывалое внимание к материальному  миру, привязанность к конкретно-чувственной  красоте вещей, образы которых  вместе с тем порой сохраняют  символическое значение, часто присущее  изображению предметов средневекового  искусства. Историю натюрморта как  жанра станковой живописи, и в  частности его типа "trompel'oeil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо  де Барбари (1504), в котором главное  внимание уделено иллюзионистически-точной  передаче предметов. Однако распространение  жанра натюрморта приходится  на 2-ю половину 16 - начало 17 вв., чему  способствовали характерные для  этой эпохи естественнонаучные  склонности, интерес искусства к  быту и частной жизни человека, а также саморазвитие методов    художественного  освоения  мира.  В  картинах нидерландца Питера  Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по  сюжету, большое место уделено  изображению кухонь и лавок  с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения  различных цветов, красота и разнообразие  их форм и расцветки занимают  фламандца Я. Брейгеля Бархатного  не меньше, чем их символика. 17 в. - эпоха расцвета натюрморта. Многообразие  его типов и форм в это  время связано с развитием  национальных школ живописи.

Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских художников. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира.

Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей,  интимность,  нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.

Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Голландский термин "Натюрморт" - "stilleven" (первоначальный смысл - "неподвижная модель") - возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности.

 Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется  размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).

В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) натюрморт. С конца 17 в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с натюрмортом цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового натюрморта. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров натюрморта - Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага.

В середине 18 в. возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие натюрморта. Композиционные штампы натюрморта изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы.

В 19 в. судьбы натюрморта определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие натюрморт в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к натюрморту). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в натюрморте крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного натюрморта 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompel'oeil". Подъём натюрморта связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности натюрморта вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в натюрморте француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие натюрморта (как и живописи в целом) в искусстве 20 в.

С начала 20 в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) натюрморта привлекают и мастеров более поздних течений - от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра натюрморта. Реалистические традиции натюрморта (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

 Новый расцвет жанра  наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией  творческих экспериментов, средством  выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное  место в творчестве постимпрессионистов  – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде  всего П. Сезанна. Монументальность  композиции, скупые линии, элементарные, жёсткие формы в картинах Сезанна  призваны выявить конструкцию, основу  вещи и напомнить о незыблемых  законах мироустройства. Художник  лепит форму цветом, подчёркивая  её материальность. В то же  время неуловимые переливы цветовых  оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение  воздуха и простора. Линию сезаннистского  натюрморта продолжили в России  мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив её с традициями русского  народного творчества. Художники  «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные  под старину композиции. Философскими  обобщениями проникнуты натюрморты  К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре  натюрморта решали свои творческие  задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами  этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров  и др.

 

                             ВИДЫ НАТЮРМОРТА

 

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета. Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

 

Существует несколько видов натюрмортов:

- сюжетно-тематический;

- учебный;

- учебно-творческий;

- творческий.

 

Натюрморты различают:

- по колориту (теплый, холодный);

- по цвету (сближенные, контрастные);

- по освещенности (прямое  освещение, боковое освещение, против  света);

- по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

- по времени исполнения (краткосрочный - «этюд» и долговременный - многочасовые постановки); - по постановке  учебной задачи (реалистичный, декоративный  и т.д.).

Информация о работе Живописный натюрморт