Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 03:41, реферат
Живописи, как одному из профилирующих предметов, на художественно-графических факультетах педагогических институтов придается большое значение. Наряду с другими курсами изучение живописи способствует подготовке квалифицированных художников-педагогов способных вести обучение на высоком теоретическом и педагогическом уровне.
ВВЕДЕНИЕ
Живописи, как одному из профилирующих предметов, на художественно-графических факультетах педагогических институтов придается большое значение. Наряду с другими курсами изучение живописи способствует подготовке квалифицированных художников-педагогов способных вести обучение на высоком теоретическом и педагогическом уровне.
Причем живопись как вид искусства является одним из эффективнейших средств эстетического воспитания. Реалистическая живопись, будучи особой образной формой познания и осмысления действительности, эмоционально воздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир. Вместе с тем постигаются особенности самой живописи как вида искусства.
Качество подготовки будущих художников-педагогов в значительной мере зависит от того, насколько глубоко и систематично студенты изучают литературу по искусству, теории, практике и методики преподавания изобразительного искусства. Сам процесс живописи способствует творческому подъему студентов, создает у них стремление писать самостоятельно, развивая индивидуальные особенности художественного языка.
В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Использование различных методов передачи натуры в живописи, приемов работы в различной технике, способствующих развитию продуманного подхода обучающихся к учебным задачам, ведет к углубленному усвоению знаний и эффективному приобретению профессиональных навыков в практической работе, развивает у студентов творческий интерес к вопросам искусства живописи.
Выполнение учебных постановок, например работая над натюрмортом, основывается на анализе и синтезе в их взаимосвязи при изображении группы предметов, находящихся в определенной световой среде.
Натюрморт является основным объектом обучения в живописи.
Натюрморт (фр. «nature morte» - мёртвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.
Базируясь на сравнениях и сопоставлениях, на установлении сходства и различия, художник путем выполнения той или иной живописной задачи определяет цветовую взаимосвязь предметов. Следовательно, он подходит к мысленному гармоничному объединению качеств по цветовому тону, насыщенности и светлоте в едином цветовом решении, т.е. колористическому обобщению. Однако в натюрморте такому обобщению должна способствовать цельность восприятия художника.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения натюрморта как значительного направления в изобразительном искусстве. Значение этого жанра в обучении обуславливается целым рядом живописных задач и эстетических требований. Натюрморт, как один из интереснейших жанров искусства, предоставляет художнику большие возможности для творческой работы в этой области. Произведения натюрмортного жанра способны путем изображения окружающих нас в повседневном быту предметов передавать существенные черты мироощущения современного человека.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Создать идейно-образный замысел в жанре натюрморт, с помощью композиционных и колористических решений. Колористическое видение включает в себя образное начало, которое проявляется в видении натуры и ее изображения в определенном цветовом ключе, органически связанным с содержанием увиденного
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАТЮРМОРТА
Рождение натюрморта
как самостоятельного жанра
Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских художников. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира.
Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.
Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Голландский термин "Натюрморт" - "stilleven" (первоначальный смысл - "неподвижная модель") - возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности.
Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).
В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) натюрморт. С конца 17 в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с натюрмортом цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового натюрморта. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров натюрморта - Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага.
В середине 18 в. возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие натюрморта. Композиционные штампы натюрморта изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы.
В 19 в. судьбы натюрморта определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие натюрморт в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к натюрморту). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в натюрморте крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного натюрморта 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompel'oeil". Подъём натюрморта связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности натюрморта вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в натюрморте француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие натюрморта (как и живописи в целом) в искусстве 20 в.
С начала 20 в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) натюрморта привлекают и мастеров более поздних течений - от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра натюрморта. Реалистические традиции натюрморта (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.
Новый расцвет жанра
наступает в кон. 19 – нач. 20 в.,
когда натюрморт становится
ВИДЫ НАТЮРМОРТА
В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета. Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов:
- сюжетно-тематический;
- учебный;
- учебно-творческий;
- творческий.
Натюрморты различают:
- по колориту (теплый, холодный);
- по цвету (сближенные, контрастные);
- по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
- по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
- по времени исполнения (краткосрочный - «этюд» и долговременный - многочасовые постановки); - по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).