Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:20, доклад
Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 веков. в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К. Слютера и живописцев братьев Лимбург.
Живопись Северного Ренессанса
Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 веков. в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К. Слютера и живописцев братьев Лимбург. В 15 в. главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись: Самостоятельное развитие получили в нидерландском искусстве Возрождения портрет, пейзаж, бытовой жанр . Своеобразным явлением стал романизм, мастера которого пытались соединить художественные приемы итальянского искусства с нидерландской традицией. В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е годы, а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны, началось на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530–1540-е годы.
Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения наиболее ярко проявился в живописных и карандашных портретах, в классически совершенной пластике, в непринужденной живописности и легкости архитектуры городских дворцов и домов, загородных замков. Своеобразное преломление черты Возрождения получили в искусстве Англии, где под влиянием работавшего в Лондоне Х. Хольбейна младшего сформировалась национальная школа портрета ,
и Испании, художники которой
использовали опыт итальянской живописи
для создания собственного, сурового
и выразительного стиля. Те или иные
черты, отдельные элементы или приемы
искусства Возрождения
Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель
Старший олицетворяют своим творчеством
ранний, средний и поздний этапы живописи
нидерландского Ренессанса.
Индивидуальное, авторское
творчество теперь приходит на смену
средневековой анонимности. Огромное
практическое значение получает теория
линейной и воздушной перспективы,
пропорций , проблемы анатомии и светотеневой
моделировки. Центром ренессансных
новаций, художественным «зеркалом
эпохи» явилась иллюзорно-
Окончательную самоценность
получает искусство печатной гравюры
на дереве и металле, в период Реформации
ставшее поистине массовым. Рисунок
из рабочего эскиза превращается в
отдельный вид творчества; индивидуальная
манера мазка, штриха, а также фактура
и эффект незаконченности (нон-финито)
начинают цениться как самостоятельные
художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится
и монументальная живопись, получающая
все большую зрительную независимость
от массива стены. Все виды изобразительного
искусства теперь так или иначе нарушают
монолитный средневековый синтез (где
главенствовала архитектура), обретая
сравнительную независимость. Формируются
типы абсолютно круглой, требующей специального
обхода статуи, конного монумента, складывается
совершенно новый тип торжественного
скульптурно-архитектурного надгробия.