Возвратить музыке ее истинное предназначение- пробуждать человеческий дух

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:13, статья

Краткое описание

К концу ХХ века в современном массовом сознании произошла печальная трансформация в понимании значения искусства в жизни обычного человека. Искусство утратило свое основное предназначение – пробуждать человеческий дух. В массовой культуре изобразительное искусство востребовано как дизайн и реклама, музыка и танец стали ассоциироваться с шоу-бизнесом, проза – с легкими жанрами, а о поэзии вообще говорить не приходится. Для современного ребенка хип-хоп и рэп – это уже поэзия! Увы, в такой «культурной» атмосфере живут наши дети. К школьному возрасту, дети зачастую вообще не имеют опыта общения с произведениями настоящего искусства. К прочим проблемам современной жизни ребенка добавляется «клиповое мышление», навязанное массовой культурой, неумение погружаться в предмет восприятия и изучения. Эти «особенности» современной жизни педагог искусства, прежде всего как мудрый человек, должен принять как факт, как первоначальные условия задачи воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

возвратить музыке ее истинное предназначение.doc

— 47.50 Кб (Скачать)


                                           

«Возвратить музыке ее основное предназначение – пробуждать человеческий дух…»
   К концу ХХ века в современном массовом сознании  произошла печальная  трансформация  в понимании значения искусства в жизни обычного человека. Искусство утратило свое основное предназначение – пробуждать человеческий дух. В массовой культуре изобразительное искусство востребовано как дизайн и реклама, музыка и танец стали ассоциироваться с шоу-бизнесом, проза – с легкими жанрами, а о поэзии вообще говорить не приходится. Для современного ребенка хип-хоп и рэп – это уже поэзия! Увы, в такой «культурной» атмосфере живут наши дети. К школьному возрасту, дети зачастую вообще  не имеют опыта общения с произведениями настоящего искусства. К прочим проблемам современной жизни ребенка  добавляется «клиповое мышление», навязанное массовой культурой, неумение погружаться в предмет восприятия и изучения. Эти «особенности» современной жизни педагог искусства, прежде всего как мудрый человек, должен принять как факт, как первоначальные условия задачи воспитания и обучения.

          Итак, помочь современному ребенку обрести новое измерение в познании себя и жизни и возвратить искусству, в частности музыке, его истинное значение, становится главной целью на пути педагога. Здесь мы опираемся на представление о неразрывной связи художественного (музыкального) и психологического развития личности. Имеется в виду прямая зависимость повышения уровня художественного сознания личности с развитием ее самосознания как носителя опыта мировой культуры.

          С этой целью в школе был создан факультатив с многозначительным названием «Homo musicus» (человек музыкальный). Такое название  отражает  и один из главных принципов преподавания музыки: опора на индивидуальность ребенка. У каждого человека выстраиваются свои взаимоотношения с музыкой, у каждого – «своя» музыкальность. Построение программы факультатива учитывает это и не имеет жестко фиксированных тем и набора информации, которую должен усвоить ребенок. Картина знаний, направление интеллектуального поиска, создание собственного языка общения с музыкой  происходит индивидуально.

        В преодолении «клипового мышления» мы видим еще один непременный фактор для создания особых условий, особого построения занятия. Традиционный урок музыки в школе зачастую представляет собой скоротечную смену разных видов музыкальной деятельности, в то время как острый дефицит «погружения» в предмет восприятия и изучения - одна из главных педагогических проблем.  Поэтому центральным моментом занятия становится достижение целостного восприятия-переживания музыки, где задействованы различные аспекты психики ребенка (включая бессознательные содержания, и их актуализацию). В достижении такого восприятия, основным принципом является: опора на смыслообразующие структуры  культуры и психики – архетипы, на основании которых оформляется личностный миф воспринимаемого в музыке.   

             На каждом занятии, при слушании музыки разными способами, мы пытаемся найти  в себе  содержания резонирующие содержанию музыки и  наоборот. Для создания тому способствующей, особой атмосферы мы используем различные методы.  Традиционные методы восприятия, (такие, например, как  движение под музыку, игра) безусловно, нами используются. Но подробнее хотелось бы остановиться на описании нескольких методов, представляющих  собой некие варианты известных, традиционных:  

       метод медитативный. Смысл этого метода заключается в том, чтобы ребенок сосредоточился на впечатлениях (образах, эмоциях, ощущениях) от звучания музыки. Как этого достичь? Во-первых, предложите, детям услышать, как много звуков нас окружает: кто-то ходит за дверью, кто-то стучит под столом ногами или качается на стуле…Сейчас зазвучит музыка, но она смешается с этими звуками! Наши впечатления от музыки смешаются с  впечатлениями обыденными. Если бы мы сравнили музыку с едой, то это было бы похоже на то,  что кто-то посолил, поперчил  компот (что совсем не абсурдно, ведь мы «принимаем» музыку внутрь себя, так же как пищу). Поэтому, настройте  слушателей не «добавлять» лишних звуков. Желательно, чтобы дети, уменьшили, а, по возможности, прекратили двигательную активность. Для того, чтобы дать новым впечатлениям от музыки проявиться, необходимо подготовить также наши мысли и чувства.  Предложите детям игру–настройку, например, такого характера: «Закройте глаза.  Представьте светящуюся точку и, когда зазвучит музыка, внимательно наблюдайте за ней. Поток музыки направлен на точку, он все больше ее наполняет. Точка будто приближается и готова раскрыться в целый мир! Что вы там увидите?» Или, например: « Вы стоите перед закрытой дверью. Что за ней? Зазвучала музыка, дверь открывается, и вы видите…»

Эффективно предлагать детям различные варианты настройки на выбор. Со временем, каждый ребенок выбирает (придумывает сам) одну-две настройки, с которой ярче и легче проявляется его фантазия.

После прослушивания детские впечатления и образы необходимо обобщить, выделив в них повторяющиеся элементы. Это, как правило, и есть самое главное содержание музыкального произведения, его образное ядро, архетип.

       метод драматизации, особенностью которого является то, что музыкальные смыслы постигаются сообща, «история» пишется «здесь и сейчас», где каждый ребенок, выбирая роль, «видит» музыку сквозь ее призму, но также перед его глазами разворачивается общая музыкальная картина. 

 

       Метод телесного восприятия-резонанса, который отличается от метода простого движения под музыку, главным образом, предварительной настройкой. Мы не начинаем двигаться с первых тактов музыки, а пытаемся «впустить» ее в наше тело, внимательно прислушаться к ощущениям, почувствовать, какая часть тела «желает» двигаться. Как вариант, возможен и противоположный подход к предварительной настройке – «войти» в пространство музыки (а не «впускать» ее). В данном случае этот метод, как правило, сближается с методом драматизации и часто включает в себя элементы игры. Одним из простейших примеров включения телесного резонанса можно привести «рисование воображаемыми красками». Я называю это «музыкально-живописными партитурами». Дети «рисуют» руками, как кисточками, непосредственно во время звучания музыки. Эта работа происходит также без предварительных пояснений.

 

В дальнейшем мы намереваемся найти еще какие-либо способы «слышать» музыку и           пополним наш список методов.                             

Полноценное восприятие музыки подразумевает яркое эмоциональное переживание, ответ-резонанс тела и, как следствие, интенсивный интеллектуальный отклик, поэтому, следующая задача формирования интеллектуальной потребности общения с музыкой  становится естественно достижимой. Это потребность осознать, разобраться, т. е. рационализировать, прояснить свое переживание музыки. Поэтому здесь мы «открываем» (изучаем) элементы музыкального языка, законы музыкальной драматургии, знакомимся с инструментами и т. д. 

         Хочется заметить, что конкретные знания о музыке ребенок усваивает в непосредственной связи с собственным переживанием. «Какими средствами композитор рисует образ, меня затронувший?» «Какие инструменты звучат?» «Как удалось композитору достичь такого эффекта? Педагогу очень важно поощрять детей задавать как можно больше вопросов и, при этом, ответы  пытаться найти самостоятельно. В распоряжении детей всегда под рукой 3 энциклопедии и интернет. Помимо изучения музыкального языка, мы также нацелены на расширение кругозора ребенка, повышение его общего культурного уровня. Личность автора, жизненные обстоятельства во время написания произведения, история, люди, которые его окружали, культурная атмосфера, стили, знаменитости  -  все это вопросы нас интересующие. На первый взгляд задача кажется из серии «объять необъятное», но мы должны помнить, что для оживления культурно-исторического контекста, необходимо всего лишь два-три ярких факта, одна «необыкновенная» история, одно очень известное имя, одно - два произведения литературы и живописи.

        Таким образом, у ребенка возникает некая «живая» картина изучаемого, свое «ощущение», понимание, чувствование культурного пространства и времени. В центре темы – шедевр, «звезда», аккумулирующая в себе всю энергию и информацию об эпохе, людях, стилях, культуре и сознании человека в целом.

        Очень важным, на мой взгляд, видом работы на этих занятиях является создание персональной «карты знаний», которая представляет собой и «процесс», и «результат». Карта создается постепенно, включая в себя темы и вопросы, интересующие ребенка. Например, для Ксюши в теме «Моцарт» главным музыкальным шедевром, более всего затронувшем ее стал номер из Реквиема «Rextremende», и направление поиска информации касалось происхождения мессы.  Также много вопросов возникло о стиле «классицизм» с его риторикой. Здесь Ксюша соприкоснулась с претворением этого стиля в архитектуре и попыталась сравнить с его проявлением в музыке. Культурно-исторический контекст для нее интересен был, в первую очередь, выяснением того, какими научными знаниями обладал человек XVIII  века.

            «Карта» Любы в корне отличалась от «карты» Ксюши. Главная «музыкальная звезда» - 1 часть 25 симфонии Моцарта. А сфера интересующих ее вопросов касалась личности композитора, его жизни и смерти.  Люба подробно  вникала во все версии смерти Моцарта, познакомившись и со знаменитым фильмом М. Формана, и с версией Э. Радзинского, а также исследованиями Б. Кушнира и другими источниками. Результатом этой работы возникла ее собственная версия последних дней жизни композитора и его смерти. Но, надо сказать, что в результате составления Любиной «карты знаний» мы обнаружили ее слабые стороны. Люба совершенно пропустила мимо своего внимания  огромную часть информации, описывающую время, людей, нравы, стиль. Поэтому мы поставили задачу в этой информации пока еще «затененной» найти «ее интересы», ее личные способы «прояснить», «узнать». Это нам удалось. Литературный герой Фигаро, ставший легендой XVIII  века, его характер, поступки и неимоверная любовь публики к нему буквально рассеяли сумрак ощущения эпохи.

       Игнат, в отличие от девочек,  человек более эмоциональный, и музыку он переживает бурно. В его восприятии всегда присутствует отчетливый телесный резонанс (мурашки, постукивания рукой и т. д.). А еще Игнат всегда нас поражает необыкновенно яркими образами и историями, возникающими у него в процессе слушания музыки. И Конечно «карта знаний» у Игната была особая. Написание сценария видеоклипа по прослушанной музыки, стало центром его карты. Музыка, вдохновившая Игната - II часть 21 концерта Моцарта.

       «Карта знаний» может иметь вид  карты, нарисованной вручную. Это может быть и таблица, и даже рисунок, изображающий «Древо познания», на «ветках» которого мы помещаем информацию. Мы же использовали программу Power Point, в которой, оказалось, очень удобно разместить всю необходимую информацию: текст, музыкальные файлы, наши рисунки, репродукции картин, фотографии архитектурных и скульптурных памятников. Кроме того, эта программа позволяет нам видоизменять, дополнять нашу «карту», перемещать акценты.

        Хочется сказать несколько слов о том, как построена программа. Мы не придерживаемся хронологического, стилевого, жанрового или другого обобщающего принципа. Главный структурирующий момент программы – принцип «ассоциации». Дети сами формируют наиболее естественный для себя процесс ознакомления с мировой культурой, изучая какую-либо тему, двигаясь от нее в различных, интересных для них направлениях, добавляя и изменяя свои «карты». Например, тема Моцартовского «Фигаро» повлекла за собой знакомство с творчеством Дж. Россини («Севильский цирюльник»). А так как Россини - представитель XIX   века – времени Наполеона, то не  «заглянуть» в Россию того времени мы не могли. Россия первой половины XIX века – время Пушкина, Глинки, время зарождения русской классики.

      Таким образом, в процессе прохождения программы курса «Homo musicus» у детей постепенно  формируется обобщенная картина развития  Европейского и Русского искусства 17 – 20 веков в неразрывной связи с историей и развитием сознания человека.

     Как видно из вышесказанного, вся работа факультатива апеллирует к индивидуальности ребенка, его неповторимым особенностям.  Ребенок на наших занятиях чувствует себя не учеником, но полноценной личностью, способной сделать свой выбор в собственном образовании и развитии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Возвратить музыке ее истинное предназначение- пробуждать человеческий дух