К одному из основных факторов, обеспечивающих
активность детей на занятиях, относятся
строгие морально-этические нормы,
которые имеют большое воспитательное
воздействие. Открытые отношения между
детьми, педагогом и учениками, наличие
здорового мнения в коллективе и
активного творческого процесса
побуждает детей соотносить интересы
личные с групповыми, коллективными. У
них воспитывается чувство ответственности
за других, дисциплинированность, если
у каждого есть определенная обязанность
и они знают, что ее никто не выполнит.
Это приносит детям большое удовлетворение
и, естественно, их активная позиция в
коллективе становится выразительнее.
В коллективе возникают неформальные
объединения детей. В силу определенных
обстоятельств они могут разделиться
на группы.
Если это произошло, не надо пытаться
разобщать эти группы, противопоставлять
их друг другу. Нужно умело использовать
эти неформальные объединения для
улучшения художественного, нравственно-эстетического
воспитания. Через группу можно воздействовать
на каждого ребенка, формируя его
интерес, вкус, поведение. Каждая группа
- это часть коллектива, и от того,
насколько правильно складываются
отношения, зависит общая нравственная
атмосфера.
Воспитательный процесс и активность
детей обогащаются присутствием
традиций в коллективе - посвящения
в хореографы, празднования дня рождения,
проведения выходных дней, оформления
стенгазет, проведения вечеров 8 марта
и 23 февраля, новогодних утренников и
вечеров, выпускного вечера старших
учеников в форме капустника или
выпуска балетного спектакля, проведения
торжественных концертов в честь
коллектива, торжественного перехода
из младшей группы в старшую, передачи
лучших номеров программы следующему
поколению. Эти традиции делают перспективной
жизнь коллектива, помогают сплотить детей.
У каждого ребенка появляется чувство
причастности к важной деятельности, которая
поощряется окружающими. Организация,
развитие и осуществление традиций - дело
педагога-руководителя, всех детей и актива
в коллективе. Если они поддерживаются
и передаются из поколения в поколение,
проводятся систематически - это позволяет
оценить социальную значимость деятельности
коллектива, важность той роли, которую
он играет в городе, районе или области.
Для придания стабильности, общей
значимости коллектива необходимо его
включение в более широкий
круг общения с другими коллективами,
обращение к иным жанрам и направлениям
в искусстве. Это поможет детям
в творческом и человеческом общении.
У них укрепляется сознание общественной
роли своего творчества, своего авторитета,
осознаннее становятся мотивы поведения.
Этому поможет установление постоянных
и прочных творческих связей между
педагогами не только внутри учреждения,
но и в городе.
У каждого преподавателя свой стиль
работы, своя методика и система
требований. От их характера, последовательности
и содержания зависит развитие коллектива,
его нравственных основ. Практика показывает,
что чем выше и обоснованнее требования
преподавателя, тем выше организация
его работы, нравственный настрой
детей. И, наоборот, чем ниже уровень
требований, тем ниже показатели в
коллективе. Но в любом случае, если
педагог правильно формирует
свои требования и они отвечают определенным
условиям, он должен помнить, что они
должны быть: последовательны, понятны,
оправданы, посильны для выполнения
[7, с. 39].
Одним из первых требований преподавателя
является соблюдение дисциплины. Дисциплина
- это фактор качества организации
художественного и учебно-воспитательного
процесса. Насколько умело руководитель
использует весь комплекс своих профессиональных
и педагогических знаний, настолько
зависит организация всей воспитательной
работы с детьми, их активность на занятиях
и других мероприятиях. В коллективе
должен быть порядок, которому подчиняются
все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее
развитие коллектива, - всегда препятствие
для творчества. «...Существует одно
средство - железная дисциплина. Она
необходима при всяком коллективном
творчестве» - писал К.С. Станиславский
[16, с. 345]. Там, где обучение поставлено
на профессиональную основу, дисциплина
приносит большую пользу в нравственном
и моральном воспитании. Педагогу
необходимо проявить предельную строгость
к самому себе, к своей дисциплинированности,
к своей внешности, к своему душевному
состоянию перед встречей с детьми в классе.
Для хорошей организации занятий
педагог ведет журнал посещаемости.
Это другая сторона воспитания, которая
дисциплинирует и очень хорошо влияет
на детей психологически. При возможных
недоразумениях с родителями, кстати,
ответом будет журнал посещаемости
и успеваемости детей. Журнал поможет
педагогу ничего не забыть и разрешить
конфликтные ситуации, возникающие
из-за пропусков занятий и оценок
учеников. Существуют индивидуальные
карты детей, в которых ежегодно
оценивается успеваемость, дается характеристика
профессиональных успехов ребенка,
развитие его психофизических возможностей.
Это трудоемкая работа преподавателя,
но ее результаты в последствии представляют
интерес. При анализе записей можно проследить
успехи и недочеты детей на занятиях. Может
оказаться, что леность и инертность ученика
при начальном этапе обучения перерастает
в профессиональный интерес, что происходит
активное развитие профессиональных данных,
изменение в характере ребенка в процессе
занятий. Тщательный анализ этих записей
поможет преподавателю совершенствовать
методы своей работы, придать целенаправленность
и определенную перспективу педагогическому
воспитательному процессу в коллективе.
Заключение
Подводя итоги о проведенном
исследовании особенностей воспитания
детей искусством хореографии, в
соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями
обучения детей следует сделать
следующие выводы:
- начиная занятия с детьми, педагог-хореограф,
прежде всего, стремиться заинтересовать
детей, научить их любить и
понимать искусство танца, которое
расширяет сферу их интересов,
обогащает их новыми впечатлениями.
Приобретение правильных и точных
танцевальных навыков, участие
в исполнении танцев, творческое
отношение к созданию в них
образа, беседы педагога с детьми
- все это развивает эстетическое
восприятие, воспитывает эмоциональное
отношение к произведениям искусства,
учит правильным суждениям в
области хореографии.
- исходя из многолетнего практического
опыта работы с детьми, можно сделать вывод
о том, что как важно дать детям грамотную
и систематическую подготовку в хореографическом
классе. Овладев необходимыми знаниями,
навыками и умениями, научившись понимать
и осмысливать содержание изучаемого
хореографического материала, выразительно
его исполнять, дети по-новому, более активно
и сознательно начинают относиться к занятиям.
В результате активного эмоционального
знакомства с хореографией формируется
художественный вкус детей, они начинают
подмечать и воспринимать прекрасное
не только в искусстве, но и в жизни.
Так же можно прийти к заключению,
что занятия в хореографическом
классе имеют большое значение для
физического развития детей. Они
приобретают стройную осанку, начинают
легко, свободно и грациозно двигаться,
избавляются от таких физических
недостатков, как сутулость, «косолапость»,
лишний вес и т.д. У них улучшается
координация движений. На занятиях
в хореографических классах полезные
навыки приобретаются естественно.
Дети начинают чувствовать эстетику
поведения в быту; подтянутость и
вежливость становятся нормой поведения.
Они следят за своей внешностью,
за чистотой, аккуратностью, изяществом
своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей
в хореографическом коллективе зависит
от преподавателя, который либо обладает
профессиональными знаниями и умело
применяет их в учебно-тренировочной
работе, либо допускает ошибки, которые
отрицательно влияют на детей. Преподавателям
хореографии важно знать особенности
методики работы с детьми разных возрастов,
разбираться в причинах наиболее
распространенных ошибок, встречающихся
в практике.
Нельзя не сказать о том, что
важной чертой педагога в воспитании
активности детей является умение анализировать
и учитывать педагогическую ситуацию,
пути и возможности исправления
допущенных ошибок. Важно иметь психологическую
интуицию, умение чувствовать обстановку.
Эта способность педагога-руководителя
имеет огромное значение для использования
благоприятных ситуаций в воспитательных
целях, для создания устойчивой положительной
атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие,
репетиция или концерт изменяют
интересы и возможности детей. Нельзя
сбрасывать со счетов даже самые незначительные
характерные черты, проявляющиеся
в процессе обучения. Активность детей
на занятиях в хореографическом коллективе
зависит от творческой инициативы педагога,
стремления вести своих учеников
к совершенствованию исполнительского
мастерства и здоровому духовному
развитию.
Список использованных
источников
- Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
- Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
- Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
- Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
- Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
- Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
- Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
- Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
- Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
- Станиславский КС. Этика. М., 1981.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
- Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.
- Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
- Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
- Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
- Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.
- Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
- Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
- Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.