Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:43, доклад
Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Вы будете петь так же громко, как карась, которого вытянули из речки.
Вокальное дыхание.
Дыхание это основной жизнеобеспечивающий процесс для человека и животного мира.
Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Вы будете петь так же громко, как карась, которого вытянули из речки.
Дыхание-это фундамент на котором
формируется правильное пение.Если на
первых репетициях хормейстер обращает
внимание на то,куда взять дыхание и употребляет
при этом выражение «брать дыхание в живот»,то
в последующий момент внимание фиксируется,как
удержать дыхание,экономно расходуя его,обеспечивая
плавное и длительное звучание.Существуют
разные объяснения певческой опоры и у
каждого певца могут быть разные физиологические
ощущения,но основное правило для всех-это
мышечная задержка воздуха,для его постепенного
использования.Тогда опора обеспечивает
наилучшее качество певческого звука-энергичность,
Мечта каждого певца-создать
Механизм дыхания-это легкие с дыхательными путями(бронхами и трахеею) и мышцы осуществляющие процесс дыхания.Легкие совместно с бронхами и трахеею вмещают в себя 5-6 литров воздуха.Обычный вдох равен приблизительно 0,5 литра воздуха.Глубокий вдох дает возможность дополнительно вместить 1,5-1,8 литра воздуха.
Дыхание состоит из двух
Певческое дыхание отличается тем,что складывается из трех элементов: вдоха,мгновенной задержки вдоха и свободного продолжительного выдоха.Выдох должен быть спокойным без принудительного выталкивания воздуха.Отсутствие контроля за выдохом часто приводит к форсированию и детонации (т.е понижению)звука.
Во время вдоха мышцы
грудной клетки расширяются,
Диафрагма-дыхательны
мускул, способствует нижнереберно-
В пении принято различать три типа дыхания :
1.Ключичное- преобладают движения верхних ребер,ключиц и плечей;расширяются в основном верхушки легких,участие дмафрагмы незначительное,а в легкие попадает мало воздуха.Это дыхание верхнереберное.Ключичное дыхание используют дети и неопытные певцы.
2.Грудное дыхание-при этом типе дыхания, дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделе грудной клетки.
Недостатками такого дыхания является то, что при нём вдох напряжённый, плечи поднимаются и опускаются, участие диафрагмы слабое, нагрузка при вдохе ведёт к перебору воздуха, к недостаточной активизации брюшного пресса и более быстрому утомлению голоса певца.
3. Брюшное дыхание. При этом типе дыхания дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки при сильном опускании диафрагмы, которая при выдохе поднимается.
Преимущество такого дыхания - лёгкость и быстрота вдоха. Недостаток - ограниченность выдоха, его нединамичность: им трудно пользоваться во время движения на сцене. Пассивность средних и верхних отделов грудной клетки сказывается на качестве (тембре) звука, ведёт к его ухудшению.
Наиболее приемлемым для вокала является:
4.Смешанное полное дыхание, когда грудная клетка расширяется в продольном, поперечном (в стороны) и передне-заднем направлениях, а также при вдохе-выдохе принимают участие мышцы брюшного пресса и диафрагма.
Не следует думать, что при пении нужно набирать как можно больше воздуха, сначала максимально выпячивая живот, а потом максимально расширяя лёгкие. Это неправильно. Вдох должен быть умеренным и ненапряжённым.
Можно представлять при этом процессе, что вы вдыхаете чудный запах цветов перед самым началом пения.
Вдох должен быть бесшумным, производиться по возможности только через нос. При пении в быстром темпе допускается выполнять вдох через рот и нос одновременно. Но вдыхать только ртом недопустимо. Это отрицательно сказывается на состоянии голосовых связок, лёгких и здоровье в целом. (Впрочем некоторые певцы придерживаются прямопротивоположного мнения - они советуют делать вдох исключительно ртом.)
Воспитание певческого дыхания:
1.Развитие дыхательной мускулатуры без пения:
А)взять дыхание «в живот»,зафиксировать.Затем равномерно и беззвучно выдыхать воздух,многократно повторяя «ф» в умеренном темпе:
Б)почувствовать состояние безмолвного крика,при этом сосредоточиться на ощущениях диафрагмы.Чем сильнее воображаемый крик,тем ощутимее давление диафрагмы.
В) Гимнастика А.Н. Стрельниковой единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.)
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для студентов и школьников.
УРАЖНЕНИЯ:
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо,
согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите
ладони зрителю" - "поза экстрасенса".
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи
носом и одновременно сжимайте ладони
в кулаки (хватательные движения). Подряд
сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом
(то есть "шмыгните" 4 раза). Затем
руки опустите и отдохните 3- 4 секунды
- пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных
вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно
пассивный. Неслышный выдох через рот.
Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза
по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать
стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение.
Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока.
Если головокружение сильное, сядьте и
проделайте весь урок сидя, делая паузы
после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать
можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите
в кулаки и прижмите к животу на уровне
пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки
вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи
напряжены, руки прямые, тянутся к полу).
Затем кисти рук возвращаются в и.п. на
уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох
"ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте.
Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем
отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать
стоя, сидя и лежа.
"Насос" ("Накачивание
шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины
плеч, руки вдоль туловища (основная стойка
- о.с.). Сделайте легкий поклон (руками
тянуться к полу, но не касаться его) и
одновременно - шумный и короткий вдох
носом во второй половине поклона. Вдох
должен кончиться вместе с поклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться), и снова
поклон и короткий, шумный вдох "с пола".
Возьмите в руки свернутую газету или
палочку и представьте, что накачиваете
шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично
и легко, низко не кланяйтесь, достаточно
поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая,
голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно
в темпоритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать
стоя и сидя.
Эти упражнения самые эффективные для начала работы над дыханием.После усвоения их,можно добавить еще много разных упражнений из курса «Дытальной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
2.Развитие дыхательной мускулатуры на вокальных упражнениях:
А)петь звуки примарной зоны,удерживая из на дыхании,пр этом почувствовать зависимость динамики от напряжения диафрагмы.
Б)пение одного звука с изменением дыхания,главное при этом почувствовать зависимость динамики от напряжения диафрагмы.