Вокальное дыхание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:43, доклад

Краткое описание

Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Вы будете петь так же громко, как карась, которого вытянули из речки.

Файлы: 1 файл

Вокальное дыхание.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

  Вокальное дыхание.

 

Дыхание это  основной жизнеобеспечивающий процесс  для человека и животного мира.

 

    Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Вы будете петь так же громко, как карась, которого вытянули из речки.

    Дыхание-это фундамент на котором формируется правильное пение.Если на первых репетициях хормейстер обращает внимание на то,куда взять дыхание и употребляет при этом выражение «брать дыхание в живот»,то в последующий момент внимание фиксируется,как удержать дыхание,экономно расходуя его,обеспечивая плавное и длительное звучание.Существуют разные объяснения певческой опоры и у каждого певца могут быть разные физиологические ощущения,но основное правило для всех-это мышечная задержка воздуха,для его постепенного использования.Тогда опора обеспечивает наилучшее качество певческого звука-энергичность,собранность,упругость.

    Мечта каждого певца-создать объем  звука.Это осуществляется с помощью  дыхания с созданием носоглоточной  полоски купола(ощущение зевка)  и культурой пения.

    Механизм дыхания-это легкие с дыхательными путями(бронхами и трахеею) и мышцы осуществляющие процесс дыхания.Легкие совместно с бронхами и трахеею вмещают в себя 5-6 литров воздуха.Обычный вдох равен приблизительно 0,5 литра воздуха.Глубокий вдох дает возможность дополнительно вместить 1,5-1,8 литра воздуха.

    Дыхание состоит из двух действий-вдыхание  и выдыхание (происходит рефлекторно).Дыхание  физиологическое называется малое,а  необходимое для пения-большое.

    Певческое дыхание отличается тем,что складывается  из трех элементов: вдоха,мгновенной задержки вдоха и свободного продолжительного выдоха.Выдох должен быть спокойным без принудительного выталкивания воздуха.Отсутствие контроля за выдохом часто приводит к форсированию и детонации (т.е понижению)звука.

   Во время вдоха мышцы  грудной клетки расширяются,диафрагма  опускается и воздух под воздействием  атмосферного давления попадает  в легкие.

   Диафрагма-дыхательны  мускул, способствует нижнереберно-диафрагматическому  типу дыхания.Такой тип дыхания наблюдается больше у мужчин,чем у женщин( у не обучавшихся пению).У женщин расширение грудной клетки совершается работой различных мышц,расположенных в верхней части груди,при этом диафрагма и брюшной пресс работают чрезвычайно мало (как бы отраженно).Кроме дыхательной функции диафрагма играет роль грудобрюшной преграды.Диафрагма образуется широким мышечным пластом и делит организм на две половины: грудную полость и брюшную полость.

                    В пении принято различать три типа дыхания :

 

1.Ключичное- преобладают движения верхних ребер,ключиц и плечей;расширяются в основном верхушки легких,участие дмафрагмы незначительное,а в легкие попадает мало воздуха.Это дыхание верхнереберное.Ключичное дыхание используют дети и неопытные певцы.

2.Грудное дыхание-при этом типе дыхания, дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделе грудной клетки.

Недостатками такого дыхания является то, что при нём вдох напряжённый, плечи поднимаются и опускаются, участие диафрагмы слабое, нагрузка при вдохе ведёт к перебору воздуха, к недостаточной активизации брюшного пресса и более быстрому утомлению голоса певца.

3. Брюшное дыхание. При этом типе дыхания дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки при сильном опускании диафрагмы, которая при выдохе поднимается.

Преимущество  такого дыхания - лёгкость и быстрота вдоха. Недостаток - ограниченность выдоха, его нединамичность: им трудно пользоваться во время движения на сцене. Пассивность  средних и верхних отделов  грудной клетки сказывается на качестве (тембре) звука, ведёт к его ухудшению.

Наиболее приемлемым для вокала является:

4.Смешанное полное дыхание, когда грудная клетка расширяется в продольном, поперечном (в стороны) и передне-заднем направлениях, а также при вдохе-выдохе принимают участие мышцы брюшного пресса и диафрагма.

Не следует думать, что при  пении нужно набирать как можно  больше воздуха, сначала максимально  выпячивая живот, а потом максимально расширяя лёгкие. Это неправильно. Вдох должен быть умеренным и ненапряжённым.

Можно представлять при этом процессе, что вы вдыхаете чудный запах цветов перед самым началом пения.

Вдох должен быть бесшумным, производиться по возможности только через нос. При пении в быстром темпе допускается выполнять вдох через рот и нос одновременно. Но вдыхать только ртом недопустимо. Это отрицательно сказывается на состоянии голосовых связок, лёгких и здоровье в целом. (Впрочем некоторые певцы придерживаются прямопротивоположного мнения - они советуют делать вдох исключительно ртом.)

Воспитание певческого дыхания:

1.Развитие дыхательной мускулатуры без пения:

А)взять дыхание «в живот»,зафиксировать.Затем равномерно и беззвучно выдыхать воздух,многократно повторяя «ф» в умеренном темпе:

Б)почувствовать состояние безмолвного крика,при этом сосредоточиться на ощущениях диафрагмы.Чем сильнее воображаемый крик,тем ощутимее давление диафрагмы.

В) Гимнастика А.Н. Стрельниковой единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох  носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.  Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.)

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для студентов и школьников.

УРАЖНЕНИЯ:

"Ладошки"  
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. 
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! 
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха. 
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа. 
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).  
  "Погончики"  
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений. 
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа. 
   "Насос" ("Накачивание шины")  
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. 
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага. 
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.

Эти упражнения самые эффективные для начала работы над дыханием.После усвоения их,можно добавить еще много разных упражнений из курса «Дытальной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

2.Развитие дыхательной мускулатуры на вокальных упражнениях:

А)петь звуки примарной зоны,удерживая из на дыхании,пр  этом почувствовать зависимость динамики от напряжения диафрагмы.

Б)пение одного звука с изменением дыхания,главное при этом почувствовать зависимость динамики от напряжения диафрагмы.


Информация о работе Вокальное дыхание