Влияние цвета на жизнедеятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:33, реферат

Краткое описание

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого
организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние
эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи – сотни
поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на
внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса. Древние индусы считали
человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство
цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов,
человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов,
мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет
жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Оглавление

Введение.
Стр.3
Наития древних и современные открытия.
Стр.5
Феномен цветопредпочтения. Функциональная психология.
Стр.8
Психологическое воздействие цветов.
Классификация цветов по их психологическому воздействию.
Стр.18
Иллюзии и ожидания.
Стр.23
Цвет поверхности, создающий радость труда.
Стр.25
Характеристика и воздействие красного цвета.
Стр.27
Характеристика и воздействие синего цвета.
Стр.33
Характеристика и воздействие желтого цвета.
Стр.35
Характеристика и воздействие зеленого цвета.
Стр.38
Характеристика и воздействие фиолетового цвета.
Стр.41
Характеристика и воздействие коричневого цвета.
Стр.43
Характеристика и воздействие белого цвета.
Стр.44
Характеристика и воздействие черного цвета.
Стр.46
Характеристика и воздействие серого цвета.
Стр.47
Астральный план.
Стр.49
Цветовые ауры.
Стр.51
Магическая символика цветов.
Стр.54
Заключение.
Стр.55
Литература.

Файлы: 1 файл

Влияние цвета на жизнедеятельность человека.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

существования различий символических значений, связанных  с одними и теми  же

цветами в различных  культурных  традициях.  Конечно,  влияние  культуральных

конструктов на цветовосприятие  имеет место, когда  глубоко  укоренившиеся  в

психике социальные конвенции и те или иные  этнопсихологические  особенности

налагаются на «физиологический» смысл  цвета.  К  примеру,  коммунистические

страны находились  под  превалирующим  давлением  красной  гаммы  цветов,  а

страны  фундаментального  ислама  отмечены  предпочтением  зеленого.  Но   к

раскрытию сущности процесса психологического воздействия  цвета эта  гипотеза

значения  не  имеет.  Остается  открытым  вопрос   о   возникновении   самих

символических значений.  Они  не  могли  появиться  на  основе  «социального

договора», ибо  фундаментом  процесса  «осмысления»  и  «означивания»  цвета

является глубинная  связь, существующая  между  особенностями  тех  или  иных

световых  вибраций  и  неосознаваемой  психической  динамикой.  Нужны   иные

объяснения, которые  и предложил М.Люшер.

         Люшер разработал основы функциональной  психологии цветовосприятия и

создал на ее базе широко  известный в практике  психодиагностики  цветовой

тест,   относящийся   к   высокоэффективным    проективным    методикам    и

предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния  личности

и  ее  адаптации  к  различным  социально-психологическим   ситуациям.   Эта

методика почти  полвека  успешно  используется  десятками  тысяч  педагогов,

психиатров и  психологов во всех странах мира.  Она  применяется  в  изучении

особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек,  этносов

и субкультурных  объединений.

         Клинический тест Люшера,  из  которого  лишь  небольшим   фрагментом

являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них  – 73 цветных  поля  и

25 различных красок, среди них следует  выбрать  43 различных цвета.  Весь

протокол теста  длится от семи до десяти минут,  содержит  объем  информации,

вскрывающий осознанную и неосознанную  психические  структуры  личности.  По

нему можно прочитать  различные  области  психического  состояния,  душевного

равновесия, тенденции  к неврозам, характер и степень  нарушений.  Клинический

тест  Люшера,  кроме  того,  дает   много   физиологической   информации   и

соответствующие прямые терапевтические  указания,  имеющие  важное  значение

для  врача  и  психотерапевта.  Тест  представляет  собой  «систему  раннего

предостережения»  при  возникновении  нарушений,  например,  при   сердечных

заболеваниях, нарушениях  кровоснабжения  мозга,  расстройствах  желудочного

тракта и при  других соматических заболеваниях.

         При первом знакомстве с цветотестом Люшера  прежде  всего поражает

явное несоответствие между  предельной  простотой  методики  и  колоссальной

сложностью   информации   о   процессах,   протекающих   в   бессознательном

тестируемого  Простотой  эта   методика   обязана   принципу   ранжирования.

Подопытная  личность  избирает  цвета  в  последовательности   от   наиболее

приятных до наиболее неприятных. Цвет,  который  ей  нравится  больше  всех,

стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним,  и который

стоит на восьмом  месте, она испытывает наибольшее неприятие  или  наименьшую

склонность. Разрядное  положение, которое цвет занимает  в  ряду,  называется

«функцией». В начале ряда мы находим  цвета,  которым  отдается  решительное

предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем  зона

индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые  цвета.

         Отдельные разряды обозначаются  следующими характеризующими знаками:

         Сильное предпочтение цвета:  «+» (знак плюс);

         Симпатия к цвету:  «*» (знак  умножения);

         Безразличие к цвету:  «=» (знак  равенства);

         Неприятие цвета:  «-» (знак  минус).

         Функция (разрядное значение) цветов.

         Первое место: решительно предпочитаемый (наиболее  приятный)  цвет.

Оно обозначает «обращение  к  чему-либо»  и  обозначается  знаком  «+».  Оно

показывает «тактический метод»  человека,  избираемый  им,  и  средства,  на

которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели.

         Второе место: также помечается знаком «+», оно показывает  истинную

цель.

         Третье и четвертое места: оба  характеризуются знаком «*».  Цвета   в

этих  разрядах  показывают  состояние,  в  котором  мы  себя  ощущаем,   или

собственную диспозицию, самочувствие.

         Пятое и шестое места: перед  ними стоит знак  индифферентности  «=».

Цвета  в  этих  разрядах  не  отвергаются,   они   соответствуют   состоянию

избравшего их. Они определяют собой свойства,  которые  в  настоящий  момент

для  него  прекратили  свое  действие   и   сейчас   более   не   действуют.

«Индифферентный»  цвет  –  это,  следовательно,  свойство,  не  используемое

актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим,  «приостановлено»

в своем действии, но которое снова может быть быстро «отозвано из  отставки»

и снова начать свое действие.

         Седьмое и восьмое места: они  имеют перед собой знак «-»  и  означают

«противонаправленность».   Цвета,   которые   избирающий    отвергает    как

несимпатичные, представляют собой ту самую потребность,  которая  тормозится

целесообразным  преимуществом.

           В  зависимости  от  характера   субъективного   предпочтения,   в

соответствии   со   специально   разработанными   таблицами    интерпретаций

психодиагност  может  реально  судить  о  структурной  динамике  психических

процессов. В основе теста лежат фундаментальные  закономерности  связи  между

разнокачественными  цветоэнергиями и определенными  психическими  процессами,

состояниями и  явлениями.

         Исходной  точкой  построения  цветопсихологической  диагностической

системы явилась  интуитивно  созданная  концепция  связи  основных  цветов  с

определенными настроениями и специфическим характером отношений  человека  с

окружением.

         Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает  у

любого  человека,  у  любого  культурного  слоя  не  только  то   же   самое

восприятие, но и  точно  такое  же  впечатление,  независимо  от  настроения

субъекта. К  примеру,  красный  цвет  возбуждает  и  активизирует,  а  синий

успокаивает и  затормаживает. В  этом  заключена  объективная  общезначимость

психологии  цвета.  Индивидуально   различной   является,   однако,   личная

симпатия, равнодушие или антипатия человека  по  отношению  к  какому-нибудь

цвету.

         Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении  данные  о

психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого  из  них

перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма  (в  самочувствии,  в

настроении, в характере  понимания). Заметим, что действия  каждого  цвета  и

специфика его  внутреннего значения не зависит  от отношения человека к  нему.

Цвет может нравиться  или не нравиться, но характер  его  влияния,  специфика

его  воздействия  на  психику  остаются  неизменными,  вне зависимости   от

состояния организма  в  момент  воздействия.  Таким  образом,  символическое

значение цвета, его «психологический  код»  действительно  объективны  и  не

зависят  от  положения  того  или  иного  цвета   в   ряду   индивидуального

предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то  же  действие  на

любой организм,  вызывает  вполне  определенный  сдвиг  в  состоянии  всякой

биосистемы, будь то мышь или человек. Качественное своеобразие  цвета  очень

тонко и четко  дифференцировано.  Любой  чистый  цвет  в  своем  воздействии

существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале  спектра оттенков.

         Тонкая интуиция  и  кропотливый   анализ  накопленных  человечеством

опытных данных позволили  М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать  каждый

из четырех основных  цветов  и  на  основании  этих  исходных  характеристик

сформулировать  значения  многочисленных  оттенков  и  тонов.  Предположения

Люшера о характере  действия  этих  цветов  на  психику  в  дальнейшем  были

подтверждены  работами   сотен   исследователей   цветопредпочтений   людей,

изучавших цветовосприятие  в самых различных условиях и  ситуациях.

         В 1953 году Бекер обнаружил,  что ветвь от нерва  ведет   от  ядра  в

сетчатке глаза  прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на

гормональную  регуляцию.   Способность   различать   цвета,   узнавать   их,

обозначать и  испытывать их эстетическое воздействие  –  это  всегда  функции

коры головного  мозга. Можно ли пользоваться тестом Люшера  при  дальтонизме?

Проверку действительности теста Люшера  при  дальтонизме  провел  Л.Штайнке,

изучавший нормальную контрольную группу  и  лиц,  страдавших  частичной  или

полной слепотой к красному и зеленому цветам.  Его  обширные  статистические

результаты  показывают,  что неполноценность узнавания цветов  при тесте

Люшера не играет никакой роли, то есть, что частичную  слепоту к цвету  можно

не принимать  во внимание.

         Гете писал: цвета действуют  на душу: они  могут  вызывать  чувства,

пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они  печалят

или радуют». До сих  пор не разрешена загадка цвета  –  почему  и  как  именно

влияет он на настроение и поведение человека.  Почему  человек  столь  чутко

откликается на всевозможные цветовые коды окружения?

         Процессы    мышления     акцентируют     моменты     структурности,

организованности   и   информационности.   Тогда   эмоциональные   состояния

символически представляют особого рода энергии психики, особый  качественно-

Информация о работе Влияние цвета на жизнедеятельность человека