Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:33, реферат
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия  человеческого
организма  с  цветом  издревле  интересовали  исследователей  души.  Древние
эзотерики, средневековые  герметики  и  современные  парапсихологи  –  сотни
поколений ученых пытались разгадать  загадку  глубинного  влияния  цвета  на
внутреннюю  жизнь  человеческого  микрокосмоса.   Древние   индусы   считали
человека  «светоносным»,  подразумевая  под  этим  фундаментальное  единство
цветовых  энергий  и  «соков»  тела.  Согласно  доктринам  индийских  йогов,
человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций  звуков  и  цветов,
мелодий  и  световых  потоков,   динамика   которых   полностью   определяет
жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Введение.
                                        Стр.3
         Наития        древних        и        современные         открытия.
              Стр.5
         Феномен     цветопредпочтения.      Функциональная      психология.
Стр.8
         Психологическое воздействие цветов.
         Классификация   цветов   по   их   психологическому    воздействию.
Стр.18
         Иллюзии                         и                         ожидания.
                            Стр.23
         Цвет       поверхности,       создающий       радость        труда.
          Стр.25
         Характеристика      и       воздействие       красного       цвета.
          Стр.27
         Характеристика       и       воздействие       синего        цвета.
            Стр.33
         Характеристика       и       воздействие       желтого       цвета.
           Стр.35
         Характеристика      и       воздействие       зеленого       цвета.
           Стр.38
         Характеристика      и      воздействие      фиолетового      цвета.
       Стр.41
         Характеристика      и      воздействие      коричневого      цвета.
       Стр.43
         Характеристика       и       воздействие      белого        цвета.
            Стр.44
         Характеристика       и       воздействие       черного       цвета.
           Стр.46
         Характеристика       и       воздействие       серого        цвета.
             Стр.47
         Астральный                                                    план.
                               Стр.49
         Цветовые                                                      ауры.
                                 Стр.51
         Магическая                    символика                     цветов.
                     Стр.54
         Заключение.
                                             Стр.55
         Литература.
существования различий символических значений, связанных с одними и теми же
цветами в различных культурных традициях. Конечно, влияние культуральных
конструктов на цветовосприятие имеет место, когда глубоко укоренившиеся в
психике социальные конвенции и те или иные этнопсихологические особенности
налагаются на «физиологический» смысл цвета. К примеру, коммунистические
страны находились под превалирующим давлением красной гаммы цветов, а
страны фундаментального ислама отмечены предпочтением зеленого. Но к
раскрытию сущности процесса психологического воздействия цвета эта гипотеза
значения не имеет. Остается открытым вопрос о возникновении самих
символических значений. Они не могли появиться на основе «социального
договора», ибо фундаментом процесса «осмысления» и «означивания» цвета
является глубинная связь, существующая между особенностями тех или иных
световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой. Нужны иные
объяснения, которые и предложил М.Люшер.
         
Люшер разработал основы 
создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой
тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и
предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности
и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта
методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов,
психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении
особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов
и субкультурных объединений.
Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом
являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них – 73 цветных поля и
25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь
протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации,
вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По
нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного
равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический
тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и
соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение
для врача и психотерапевта. Тест представляет собой «систему раннего
предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных
заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного
тракта и при других соматических заболеваниях.
При первом знакомстве с цветотестом Люшера прежде всего поражает
явное несоответствие между предельной простотой методики и колоссальной
сложностью информации о процессах, протекающих в бессознательном
тестируемого Простотой эта методика обязана принципу ранжирования.
Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее
приятных до наиболее неприятных. Цвет, который ей нравится больше всех,
стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который
стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую
склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется
«функцией». В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное
предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона
индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.
         
Отдельные разряды 
Сильное предпочтение цвета: «+» (знак плюс);
Симпатия к цвету: «*» (знак умножения);
Безразличие к цвету: «=» (знак равенства);
Неприятие цвета: «-» (знак минус).
Функция (разрядное значение) цветов.
         
Первое место: решительно 
Оно обозначает «обращение к чему-либо» и обозначается знаком «+». Оно
показывает «тактический метод» человека, избираемый им, и средства, на
которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели.
Второе место: также помечается знаком «+», оно показывает истинную
цель.
Третье и четвертое места: оба характеризуются знаком «*». Цвета в
этих разрядах показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или
собственную диспозицию, самочувствие.
Пятое и шестое места: перед ними стоит знак индифферентности «=».
Цвета в этих разрядах не отвергаются, они соответствуют состоянию
избравшего их. Они определяют собой свойства, которые в настоящий момент
для него прекратили свое действие и сейчас более не действуют.
«Индифферентный» цвет – это, следовательно, свойство, не используемое
актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, «приостановлено»
в своем действии, но которое снова может быть быстро «отозвано из отставки»
и снова начать свое действие.
Седьмое и восьмое места: они имеют перед собой знак «-» и означают
«противонаправленность». Цвета, которые избирающий отвергает как
несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится
целесообразным преимуществом.
В зависимости от характера субъективного предпочтения, в
соответствии со специально разработанными таблицами интерпретаций
психодиагност может реально судить о структурной динамике психических
процессов. В основе теста лежат фундаментальные закономерности связи между
разнокачественными цветоэнергиями и определенными психическими процессами,
состояниями и явлениями.
Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической
системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с
определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с
окружением.
Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у
любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое
восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения
субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий
успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость
психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная
симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь
цвету.
Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о
психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них
перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в
настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и
специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.
Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика
его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от
состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое
значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не
зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального
предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на
любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой
биосистемы, будь то мышь или человек. Качественное своеобразие цвета очень
тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии
существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков.
Тонкая интуиция и кропотливый анализ накопленных человечеством
опытных данных позволили 
М.Люшеру точнейшим образом 
из четырех основных цветов и на основании этих исходных характеристик
сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения
Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были
подтверждены работами сотен исследователей цветопредпочтений людей,
изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.
В 1953 году Бекер обнаружил, что ветвь от нерва ведет от ядра в
сетчатке глаза прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на
гормональную регуляцию. Способность различать цвета, узнавать их,
обозначать и испытывать их эстетическое воздействие – это всегда функции
коры головного мозга. Можно ли пользоваться тестом Люшера при дальтонизме?
Проверку действительности теста Люшера при дальтонизме провел Л.Штайнке,
изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или
полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические
результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте
Люшера не играет никакой роли, то есть, что частичную слепоту к цвету можно
не принимать во внимание.
Гете писал: цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят
или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета – почему и как именно
влияет он на настроение и поведение человека. Почему человек столь чутко
откликается на всевозможные цветовые коды окружения?
Процессы мышления акцентируют моменты структурности,
организованности и информационности. Тогда эмоциональные состояния
символически представляют особого рода энергии психики, особый качественно-
Информация о работе Влияние цвета на жизнедеятельность человека