Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Цель работы - рассмотреть историческое значение византийской культуры на мировую культуру.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность византийской культуры;
2. раскрыть особенности византийской литературы.
План:
Введение.
Глава 1. Искусство Византии.
Глава 2. Византийская литература.
Заключение.
Литература.
Поэтому византийская литература испытала на себе мощное влияние античности. Византийские писатели часто брали за образец классических авторов и стремились подражать им. В соприкосновении с классиками они создают ученый язык, несколько искусственный, иногда вычурный, сильно отличающийся от обиходной речи того времени; они гордились сознанием, что воспроизводят строгую грацию аттицизма. Подобно тому, как в своем стиле они подражают античной форме, так и в мышлении они подражают классическим идеям. Они находятся под впечатлением греческой истории и мифологии; упоминая о варварских народах — болгарах, русских, венграх, — они называют их античными именами. Это почти суеверное преклонение перед греческой классической традицией привело к весьма важным для развития литературы последствиям.
В византийской литературе длительно время сохранялись традиционные античные жанры: речи, письма, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть. В 10-11 вв. на основе народных эпических сказаний о борьбе с арабами (сарацинами) складывается эпос о Дигенисе Акрите, где прославляются подвиги знатного феодала и его любовь к прекрасной девушке Евдокии. Но с упрочением позиций христианства появляются новые литературные формы – церковная поэзия (гимнограграфия), назидательные чтения религиозного характера для широких масс, так называемые жития святых (агиография), где переплетались реальные события и живые бытовые детали с чудесами о мученичестве святых. Задачи творчества четко ограничивались поучительностью, дидактичностью литературы: цель писателя – не осмысление природы и бытия, а просвещение и спасение тех, кто бродит во тьме невежества. Для него нет необходимости обладать собственным видением мира. Распространение получает суровая аскетическая эстетика монашества, проповедуется превосходство духовной красоты над телесной, отказ от земных благ, прославляются аскетизм и мученичество, борьба с тремя главными пороками человечества: сластолюбием, сребролюбием и славолюбием.
Византийская литература
Историю Византии описывало
Сильный отпечаток на литературу наложило христианство. Известно, какое большое место занимала религия в Византии, как торжественны были церковные церемонии, какое влияние оказала церковь на умы византийцев. Известно, какой интерес вызывали богословские дискуссии, какую страсть возбуждали догматические споры, каким уважением были окружены монахи, как щедро сыпались приношения в пользу церквей и монастырей. Писания отцов церкви — Василия Великого, Григория Назианзского, Григория Нисского, Иоанна Хрисостома (Златоуста) вызывали всеобщее восхищение. Их изучали в византийских школах, и писатели охотно брали их за образец. Богословие составляет половину всего того, что произвела византийская литература, и в Византии встречается мало писателей, даже светских, которые так или иначе не соприкасались бы с богословием. Это уважение к христианской традиции и авторитет отцов церкви тоже имели важное значение для литературы.
Под этим двойным влиянием и развилась византийская литература, что придало ей характер разнообразия. Византийцы всегда очень любили историю, и с VI до XV в., начиная от Прокопия, Агафия и Менандра до Франдзи, Дуки и Критовула, литература Византии богата именами выдающихся историков. По своему умственному развитию и нередко по своему таланту они значительно превосходили современных им западных авторов; некоторые из них могли бы занять почетное место в любой литературе. Например, Пселл по своему таланту, наблюдательности, живописной точности изображаемых им картин быта, тонкой психологии портретов, остроумию и юмору может быть поставлен в один ряд с самыми великими историками, и далеко не он один заслуживает подобной оценки.
Наряду с историей, наукой, глубоко интересовавшей византийскую мысль, было богословие. Византийская богословская литература была иного качества, чем такая же европейская литература. Сюда относятся: обширные комментарии к священному писанию, мистическая литература, создававшаяся в монастырях, произведения религиозного красноречия, агиографическая литература.
Но и помимо истории и богословия развитие византийской идеологии
отличалось удивительным разнообразием. Философия, особенно платоновская, выдвинутая на почетное место Пселлом и его последователями, занимает значительное место в византийской литературе. Большую роль играют также самые разнообразные формы ораторского искусства, как-то: хвалебные и надгробные речи, торжественные речи, произносимые в праздничные дни в императорском дворце и в патриархии, небольшие отрывки, посвященные описанию пейзажа или произведений искусства.
В Византии встречаются и поэты. Имеются и небольшие произведения: «Филопатрис» в X в., «Тимарион» в XII в., «Мазарис» в XIV в., талантливые этюды Феодора Метохита и Мануила Палеолога. Но в византийской литературе особенно выдаются два явления оригинального, творческого характера. Это, прежде всего, религиозная поэзия, в которой на заре VI в. прославился Роман Сладкопевец, «царь мелодий». Религиозные гимны с их страстным вдохновением, искренним чувством, глубокой драматической мощью представляют одно из самых выдающихся явлений византийской литературы.
Далее, это византийский эпос, напоминающий во многих отношениях французские героические поэмы и создавший в XI в. великую поэму о национальном герое Дигенисе Акрите. В этом эпосе, как и в религиозной поэзии, уже нет следов античного влияния. Это именно та часть византийской литературы, в которой нашли свое выражение глубины народного духа.
Византийцы питали безграничный интерес к прошлому. Они ревниво охраняли предания и традиции старины. X век — век исторических, военных, сельскохозяйственных, медицинских, агиографических энциклопедий, составленных по распоряжению Константина Багрянородного. В этих энциклопедиях собрано из прошлого все, что могло служить целям преподавания или практическим задачам. Византийцы — образованные компиляторы и ученые; характерный пример — Константин Багрянородный; его «Книга церемоний» и трактат «Об управлении империей» построены на богатой документации и носят печать неутомимой любознательности. Вслед за императором многие писатели составляют трактаты по самым разнообразным предметам — по тактике, государственному праву, дипломатии, сельскому хозяйству, воспитанию. В этих трактатах писатели стремятся путем тщательного изучения старых авторов разрешить многие трудные вопросы. Практический характер многих дошедших до нас произведений является характерной чертой византийской литературы.
Византийская литература оказала большое влияние на литературу других народов. В то время как Византия вместе с религией несла народам восточной Европы принципы новой общественной организации, ее литература несла им элементы новой духовной культуры. Многие произведения, особенно исторические хроники и труды отцов церкви, переводились на болгарский, сербский, русский, грузинский, армянский языки. В Болгарии царь Симеон, создавая двор по образцу императорского, приказал перевести на болгарский язык хронику Малалы и произведения отцов церкви — Василия, Афанасия, Иоанна Дамаскина. Сам он показал пример, составив сборник извлечений из Иоанна Хрисостома (Златоуста), и придворные льстецы сравнивали его с «трудолюбивой пчелой, которая собирает с цветов мед». В России, в школах Киева, совершалась подобная же работа; таким образом, во всей восточной Европе национальные литературы возникали под влиянием Византии.
Византийская
литература во второй половине XIV в. и
в течение всего XV в. накладывала
свой отпечаток и на Запад. Гемист
Плифон и Виссарион воспитывали
там вкус к греческой античности
и воскрешали славу философии
Платона. По примеру Константинопольского
университета, в Венеции и Флоренции преподавали
античную литературу, и гуманисты Возрождения
знакомились со знаменитыми писателями
Греции. Таким образом византийская литература
способствовала распространению влияния
Византии во всем мире.
Заключение.
Византийская цивилизация
на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.
Культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.
Культурное влияние Византии, как известно,
пережило саму империю. Поэтому византийская
цивилизация вызывает живой интерес у
людей современной эпохи.
Литература.
1.
Анисимова Л.В. Культура
2.
Диль Ш. Основные проблемы
3. История Византии. Том II. М., Наука 1967 г..
4. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.
5. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк).М. 1986.
6. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV в.в. Л., 1981 г.
7. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986 г.
8. Удальцова В.И. Византийская культура. М., 1991.
9. Фрейберг Л.А. Античность и Византия. М., 1975 г.