Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Цель работы - рассмотреть историческое значение византийской культуры на мировую культуру.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность византийской культуры;
2. раскрыть особенности византийской литературы.
План:
Введение.
Глава 1. Искусство Византии.
Глава 2. Византийская литература.
Заключение.
Литература.
План:
Введение.
Глава 1. Искусство Византии.
Глава 2. Византийская литература.
Заключение.
Литература.
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности.
Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию. Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Все сказанное позволяет заметить, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями. Именно о них пойдет речь в данной работе.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность данного реферата.
Объект исследования – культура Византии.
Предмет исследования – византийское искусство и литература.
Цель работы - рассмотреть историческое значение византийской культуры на мировую культуру.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность византийской культуры;
2. раскрыть особенности византийской литературы.
Методологическую базу исследования составляют труды: Анисимова Л.В., Диль Ш., Крупина В.В. и др.
В первой части работы я рассмотрела особенности византийского искусства. Византийское искусство - историко-регионалъный тип искусства,
входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует достижения античного искусства Греции и Рима и эллинистического искусства Востока.
Во
второй главе своей работы я проанализировала
особенности византийской литературы.
Основными из них являются: тесная связь
с греческой античностью и христианством
и их влияние на развитие литературы Византии.
Глава 1. Искусство византии.
Византийское государство возникло на рубеже двух эпох – крушение поздней античности и рождение средневекового общества. В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы.
Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток. В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем.
Перенос императорской резиденции на границу Европы с Азией был вынужденной мерой: западные провинции истощались непрерывными войнами, а восточные процветали.
В средневековье Византия называлась Романеей, считалась официальной преемницей императорского Рима, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской.
В ранней период этнический состав населения Византийской империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.
Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды. Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой.
Также Византия стремилась утвердить влияние своей культуры во всем мире. Материальная сторона этой культуры — процветание византийской промышленности, активность ее торговли, блеск Константинополя и глубокое впечатление, производимое этой столицей на всех, кто ее посещал.
В художественном творчестве Византия дала миру высокие образы литературы и искусства, которые отличаются благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Задачей византийского искусства оказывалось не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Главными формами византийской живописи были мозаики, фрески, иконы и книжные миниатюры. Шедевром светской живописи являются мозаики полов Большого дворца: на них были изображены сцены сельской жизни и труда, борьба диких зверей, сцены охоты. Знамениты также мозаики Сан-Витале в Равенне, изображающие торжественную процессию Юстиниана и Феодоры. К 10 в. в византийском изобразительном искусстве, в частности, в живописи, окончательно складывается иконографический канон – строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неизменной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии, типы и сюжеты которой практически не изменялись в течение столетий. В отличие от Востока в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. В искусстве обратились к эллинизму, но после глубокой перерабоки его традиций с целью повышения духовного начала. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту. В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре голова как средоточие духовной жизни становится доминантой человеческой фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний. Тело не было лишено внимания, но всегда помнили о примате духовного над телесным, верха над низом. Тело вызывало внимание, поскольку своей грубостью подчеркивало возвышенность и духовность. Избиение святых, их мучения и казни нередко описываются с откровенной подробностью: хлещет кровь, из распоротого живота вываливаются внутренности, праведникам отрезают уши, выжигают глаза, отрубают руки и ноги. Или же художник прибегает к шаржированному, подчеркнуто юмористическому отношению к плоти: позы, пропорции, ситуация, в которой изображены нимфы, античные герои и боги, выглядят как буффонада.
В
изображении человеческого лица
на первый план выдвигалась его
Высокого уровня развития достигла торевтика (чеканка) – изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы. Предметы культа – реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образами святых, оклады икон и книг, множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства. Весьма распространены изделия из металлов были в быту знати: музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда наполняли их дворцы.
Расцвет прикладного искусства
был связан с торжеством
Наиболее великолепными были
произведения в технике
Одной из важнейших составляющих византийской культуры является литература, которая имеет свои истоки и определенный характер. Одной из особенностей византийской литературы является ее неоспоримая связь с греческой античностью.
Греческий язык был национальным языком Византийской империи. Поэтому произведения великих писателей Греции были доступны и понятны всем и вызывали всеобщее восхищение. Они хранились в больших библиотеках столицы в многочисленных списках. Патриарх Фотий подверг анализу 280 рукописей классических авторов, что составляет лишь часть его библиотеки. В библиотеке кардинала Виссариона из 500 рукописей было не менее 300 греческих. Монастырские библиотеки, как например в монастыре Патмоса или в греко-итальянском монастыре св. Николая в Казоле, наряду с религиозными трудами располагали также и произведениями классической Греции. Свида в X в., Пселл в XI, Тцецес в XII, Феодор Метохит в XIV в. читали всю греческую литературу, ораторов и поэтов, историков и философов, Гомера и Пиндара, трагиков и Аристофана, Демосфена и Исократа, Фукидида и Полибия, Аристотеля и Платона, Плутарха и Лукиана, Аполлония Родосского и Ликофрона. Женщины были не менее образованы. Анна Комнин читала всех великих классических писателей Греции, она знала историю Греции и мифологию и гордилась тем, что проникла «в самую глубину эллинизма». Немедленно по прибытии в Византию первой заботой жены Мануила Комнина, происходившей из Германии, было попросить Тцецеса комментировать для нее Илиаду и Одиссею; она заслужила похвалу этого великого грамматика, который назвал ее «женщиной, влюбленной в Гомера». В византийских школах в основу системы образования наряду с сочинениями отцов церкви были положены произведения классических писателей Греции. Гомер был настольной книгой, любимым чтением всех учеников. Константинопольский университет, основанный Феодосием II и восстановленный в IX в. кесарем Вардой, тщательно охранявшийся Константином Багрянородным и процветавший еще в эпоху Палеологов, был центром античной культуры. Профессора этого университета философов» и преподавали философию, особенно платоновскую, грамматику, под которой понимали все то, что мы теперь называется филологией. Некоторые из этих преподавателей оставили о себе славную и долговечную память. В XI в. Пселл, безгранично преклонявшийся перед Афинами, снова поднял на высоту изучение философии Платона и с большим энтузиазмом толковал классических авторов. В XII в. Евстафий Фессалоникийский комментировал Гомера и Пиндара, а преподаватели XIV и XV вв., великие ученые, образованные критики, большие знатоки греческой литературы, были подлинными предшественниками гуманистов эпохи Возрождения.