Византийская культура и литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть историческое значение византийской культуры на мировую культуру.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность византийской культуры;
2. раскрыть особенности византийской литературы.

Оглавление

План:
Введение.
Глава 1. Искусство Византии.
Глава 2. Византийская литература.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Византийская культура и лит.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 

     План:

     Введение.

     Глава 1. Искусство Византии.

     Глава 2. Византийская литература.

     Заключение.

     Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение.

     В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном творчестве  Византия  дала    миру   высокие  образы литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы. Прямая  наследница  греко-римского мира  и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.

     Византия  оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности.

     Восприятие  феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию. Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

    Все сказанное позволяет заметить, что  культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями. Именно о них пойдет речь в данной работе.

    Все вышеизложенное обусловливает актуальность данного реферата.

    Объект  исследования – культура Византии.

    Предмет исследования – византийское искусство и литература.

    Цель  работы - рассмотреть историческое значение византийской культуры на мировую культуру.

    В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть сущность византийской культуры;

      2. раскрыть особенности византийской литературы.

    Методологическую  базу исследования составляют труды: Анисимова Л.В., Диль Ш., Крупина В.В. и др.

    В первой части работы я рассмотрела особенности византийского искусства. Византийское искусство - историко-регионалъный  тип  искусства,

входящий  в исторический тип средневекового искусства.  Наследует  достижения античного искусства Греции и  Рима  и  эллинистического  искусства  Востока.

    Во  второй главе своей работы я проанализировала особенности византийской литературы. Основными из них являются: тесная связь с греческой античностью и христианством и их влияние на развитие литературы Византии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Глава 1. Искусство византии.

     Византийское государство возникло на рубеже двух эпох – крушение поздней античности и рождение средневекового общества. В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы.

     Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток. В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем.

     Перенос  императорской  резиденции  на  границу  Европы  с  Азией  был вынужденной мерой: западные провинции  истощались  непрерывными  войнами,  а восточные   процветали. 

     В средневековье Византия  называлась  Романеей,  считалась официальной преемницей императорского Рима, сами  византийцы  называли  себя ромеями, а свою культуру – ромейской.

     В ранней период этнический состав населения  Византийской империи отличался  большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.

     Со  времен  основания  до   второй   половины   12   века   это   было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы.  Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в  Европе,  Азии  и  Африке,  - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет,  часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в  Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км,  население  - 30-35 млн. жителей.  Ее  императоры  пытались  выступать  в  роли  верховных сюзеренов  христианского  мира.  О  богатстве   и   пышности   византийского императорского двора ходили легенды.  Византия  с  момента  своего  рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным  населением)  и  великой морской и торговой державой.

       Также Византия стремилась утвердить влияние своей культуры во всем мире. Материальная сторона этой культуры — процветание византийской промышленности, активность ее торговли, блеск Константинополя и глубокое впечатление, производимое этой столицей на всех, кто ее посещал.

     В  художественном  творчестве  Византия  дала  миру высокие образы литературы и искусства, которые отличаются  благородным изяществом  форм,  образным  видением  мысли,  утонченностью   эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского  мира и   эллинистического   Востока,   по   силе   выразительности   и   глубокой одухотворенности  Византия  многие  столетия  стояла  впереди   всех   стран средневековой Европы.

     Задачей византийского искусства оказывалось не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Главными формами византийской живописи были мозаики, фрески, иконы и книжные миниатюры. Шедевром светской живописи являются мозаики полов Большого дворца: на них были изображены сцены сельской жизни и труда, борьба диких зверей, сцены охоты. Знамениты также мозаики Сан-Витале в Равенне, изображающие торжественную процессию Юстиниана и Феодоры. К 10 в. в византийском изобразительном искусстве, в частности, в живописи, окончательно складывается иконографический канон – строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неизменной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии, типы и сюжеты которой практически не изменялись в течение столетий. В отличие от Востока в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. В искусстве обратились к эллинизму, но после глубокой перерабоки его традиций с целью повышения духовного начала. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту. В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре голова как средоточие духовной жизни становится доминантой человеческой фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний. Тело не было лишено внимания, но всегда помнили о примате духовного над телесным, верха над низом. Тело вызывало внимание, поскольку своей грубостью подчеркивало возвышенность и духовность. Избиение святых, их мучения и казни нередко описываются с откровенной подробностью: хлещет кровь, из распоротого живота вываливаются внутренности, праведникам отрезают уши, выжигают глаза, отрубают руки и ноги. Или же художник прибегает к шаржированному, подчеркнуто юмористическому отношению к плоти: позы, пропорции, ситуация, в которой изображены нимфы, античные герои и боги, выглядят как буффонада.

     В изображении человеческого лица на первый план выдвигалась его одухотворенность, самоуглубленная созерцательность, внутреннее величие, глубина душевных переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками, пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие, лишенные чувственности губы – характерные черты портрета в византийском искусстве классического средневековья. Впечатление замкнутости художественных образов достигалось применением строгой фронтальности изображений и особой колористической гаммы: господствовали пурпурные, лиловые, синие, оливково-зеленые и белые тона. В ранней Византии была популярна светская портретная скульптура: имелась целая скульптурная галерея императоров от Константина до Ираклия, портреты высших чиновников империи. Но позже из художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство, прославлявшее телесную, а не духовную красоту. Ее сменил плоский рельеф. Художественное творчество в Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Искусство в конечном счете предназначено служить той цели, которой вообще подчинял свою жизнь человек средневековья – спасению. Поэтому искусство по самой сущности своей должно было быть душеполезным: оно не просто показывает, оно научает. Оно всегда дидактично, всегда содержит в себе этическую оценку, всегда различает добро и зло.

     Высокого  уровня развития достигла торевтика (чеканка) – изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы. Предметы культа – реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образами святых, оклады икон и книг, множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства. Весьма распространены изделия из металлов были в быту знати: музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда наполняли их дворцы.

       Расцвет прикладного искусства  был связан с торжеством эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий, торжественная культовая обрядность рождали эстетику света, блеска, красоты. Великолепные произведения прикладного искусства были в то же время орудием политики и дипломатии – раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп правителей иностранных государств и их послов, снабжение культовой утварью христианских церквей в различных странах поднимало престиж Византийской империи.

       Наиболее великолепными были  произведения в технике перегородчастой  эмали, для которой характерны  утонченность, полихромность, блестящий  золотой фон, чистота и яркость  локальных цветов, богатая цветовая  гамма. В соборе св. Марка в Венеции хранится запрестольный образ из 83 эмалевых золотых пластин: в центре изображение Христа, на других эмалях – воспроизведение библейских и светских сюжетов. Популярны были камеи и геммы, ожерелья из них, церковная утварь, выполненные в технике глиптики – резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Глава 2. Византийская литература.

     Одной из важнейших составляющих византийской культуры является литература, которая имеет свои истоки и определенный характер. Одной из особенностей византийской литературы является ее неоспоримая связь с  греческой античностью.

     Греческий язык был национальным языком Византийской империи. Поэтому произведения великих  писателей Греции были доступны и понятны всем и вызывали всеобщее восхищение. Они хранились в больших библиотеках столицы в многочисленных списках. Патриарх Фотий подверг анализу 280 рукописей классических авторов, что составляет лишь часть его библиотеки. В библиотеке кардинала Виссариона из 500 рукописей было не менее 300 греческих. Монастырские библиотеки, как например в монастыре Патмоса или в греко-итальянском монастыре св. Николая в Казоле, наряду с религиозными трудами располагали также и произведениями классической Греции. Свида в X в., Пселл в XI, Тцецес в XII, Феодор Метохит в XIV в. читали всю греческую литературу, ораторов и поэтов, историков и философов, Гомера и Пиндара, трагиков и Аристофана, Демосфена и Исократа, Фукидида и Полибия, Аристотеля и Платона, Плутарха и Лукиана, Аполлония Родосского и Ликофрона. Женщины были не менее образованы. Анна Комнин читала всех великих классических писателей Греции, она знала историю Греции и мифологию и гордилась тем, что проникла «в самую глубину эллинизма». Немедленно по прибытии в Византию первой заботой жены Мануила Комнина, происходившей из Германии, было попросить Тцецеса комментировать для нее Илиаду и Одиссею; она заслужила похвалу этого великого грамматика, который назвал ее «женщиной, влюбленной в Гомера». В византийских школах в основу системы образования наряду с сочинениями отцов церкви были положены произведения классических писателей Греции. Гомер был настольной книгой, любимым чтением всех учеников. Константинопольский университет, основанный Феодосием II и восстановленный в IX в. кесарем Вардой, тщательно охранявшийся Константином Багрянородным и процветавший еще в эпоху Палеологов, был центром античной культуры. Профессора этого университета философов» и преподавали философию, особенно платоновскую, грамматику, под которой понимали все то, что мы теперь называется филологией. Некоторые из этих преподавателей оставили о себе славную и долговечную память. В XI в. Пселл, безгранично преклонявшийся перед Афинами, снова поднял на высоту изучение философии Платона и с большим энтузиазмом толковал классических авторов. В XII в. Евстафий Фессалоникийский комментировал Гомера и Пиндара, а преподаватели XIV и XV вв., великие ученые, образованные критики, большие знатоки греческой литературы, были подлинными предшественниками гуманистов эпохи Возрождения.

Информация о работе Византийская культура и литература