Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:32, реферат
Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистки, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана),
Валентин Серов
- прославленный русский
Академию художеств, куда Серов поступил
в 1880 году, он без сожаления покинул в 1885,
попросив об отпуске "по состоянию здоровья
и не вернувшись обратно. Как вспоминал
один из мемуаристов, Серову в Академии
попросту "надоело. - Что надоело? - Стены
вот, коридоры..." Целью Серова при поступлении
в Академию было попасть в класс профессора
Павла Чистякова, через руки которого
прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель.
Чистяковская педагогическая манера была
весьма жестокой: он воочию умудрялся
доказать ученикам их бессилие перед натурой,
заставлял рисовать детские кубики, подвергая
насмешливой беспощадной критике каждый
неточный штрих. Серов беспрекословно
подчинялся Чистякову - его мнение было
для него даже дороже репинского. Но и
Чистяков любил Серова и гордился им. Он
был первым, кто открыл Серову сокровища
Эрмитажа и начал говорить о необходимости
изучения старых мастеров. Влиянию Чистякова
Серов обязан и своей "вдумчивой"
манере письма: Чистяков не терпел легкости
и приблизительности в запечатлении натуры.
В дальнейшем серовская чересчур медленная
и кропотливая работа порой вызывала удивление.
"Иначе писать не умею, - говорил он на
это, - виноват, не столько не умею, сколько
не люблю".
Круг друзей Серова сложился помимо Академии.
С семьей Мамонтовых он познакомился еще
в 1875 году, когда Валентина Семеновна гостила
в Абрамцеве знаменитого мецената, а к
моменту выхода из Академии Серов уже
был одним из метельных участников абрамцевских
предприятий, всеми любимым "Антошей"
(это домашнее прозвище стало вторым именем
Серова - близкие друзья его иначе и не
называли). В Абрамцеве процветал культ
театрального искусства; в домашних спектаклях
Мамонтовых Серов был неподражаем: он
обладал незаурядным дарованием комического
актера и обожал изображать всяческих
зверей, - глядя на его "льва" или "игрушечного
зайчика", публика покатывалась от хохота,
сам же Серов оставался невозмутим. Среди
увлечений художников абрамцевского кружка
было увлечение народными ремеслами, в
частности керамикой. Своего рода памятный
знак этих пристрастий - поливное блюдо,
изображенное в Девочке с персиками. Чуть
позже была организована гончарная мастерская,
где Врубель исполнял свои знаменитые
майоликовые скульптуры. Что касается
Серова, то от него осталось лишь одно
произведение в этом роде - ваза Черт, вылезающий
из корчаги. Памятник, выразительный именно
этой своей единственностью, целиком в
духе серовского тонко иронического ума
- словно это однажды вскользь брошенная
реплика по поводу "фольклорных"
забав взрослых детей: "Чертовщина все
это". Благодаря Савве Мамонтову, устраивавшему
Серову заказы на портреты, художник писал
оперных знаменитостей-гастролеров, и
один из этих портретов, экспонированный
на выставке Московского общества любителей
художеств в 1886 году первой выставке с
участием Серова, - был замечен и одобрен.
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было создано несколько сотен портретов. Начиная с ранних шедевров "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей. Серов любил говорить: "Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой". Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Серов первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценного произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др.) Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи. Серову в равной степени удавались пейзажи, анималистка, картины на исторические и мифологические темы. Восхищавшийся талантом художника поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".
Первые уроки
рисования юный Валентин Серов брал
у заезжего немецкого художника
Арнольда Кемпинга. Однажды мать Серова,
Валентина Семеновна, показала рисунки
сына знаменитому художнику Репину,
и вскоре он начал регулярно заниматься
с Серовым. Первое время - в культурной
столице Европы Париже, а затем
в Абрамцеве и Москве. Видя несомненное
дарование Серова, Репин в 1880 году
направляет его в Академию художеств,
на курсы к знаменитому
Друзья художника, его современники, близкие и родные, коллеги по "рукомеслу", и даже редкие недруги - все, как одни - отмечали драгоценные человеческие качества его характера, редкостную честность, открытость и прямоту. Важную роль в становлении художественных и творческих взглядов юного художника имело его пребывание в усадьбе Абрамцеве и деревне Домотканое. Русская природа средней полосы, с ее березовыми и осиновыми рощами, грустными полянами, заброшенными оврагами, перелесками, околицами печальных деревень полюбилась художнику с юных лет, а мамонтовский дом, в котором над своими работами трудились Коровин и Врубель, где с успехом шли представления частной оперы, вдохновил художника на решительные творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет юный Валентин Серов создает произведения, которые стали классикой русского искусства. В Абрамцеве он пишет легендарный портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, Государственная Третьяковская Галерея), в котором художнику, как он писал своей невесте, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". В Домотканое был создан другой знаменитый портрет - двоюродной сестры Марии Яковлевны Симонович - "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ).
В конце XIX века Серов становится едва ли не лучшим портретистом России, превосходя в этом даже своего великого учителя Репина. После картин Серова репинские портреты кажутся уже чересчур грубыми, подчас даже "животными", варварскими по исполнению. Живописное и колористическое мастерство, совершенство и точность серовского рисунка не обыкновенны. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Его портреты - не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек. Неожиданная смерть художника потрясла его современников. Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... Упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет... Восхищавшийся талантом мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
Надо
заметить, что при сопоставлении
первых шедевров Серова – Девочки с персиками
или Девушки, освещенной солнцем - с поздними,
последними работами (портретом Иды Рубинштейн)
или Похищением Европы может показаться,
что работы, которые разделяет менее четверти
века, написаны разными художниками, или,
точнее, художниками из разных эпох. Но,
в сущности, так оно и было. Если собственная
биография Серова небогата событиями,
то само время было ими столь богато, что
многие даты жизни художника ознаменованы
"поворотами" или "переломами"
в художественном мире и в собственном
серовском творчестве. В 1887 году, когда
была написана "Девочка с персиками",
умер Крамской, крупнейший портретист,
чье творчество долгие годы было знаменем
передвижнического реализма. В расцвете
сил и славы тогда были Суриков, Репин,
Поленов. На передвижной выставке 1887 года
экспонировались "Боярыня Морозова"
Сурикова и "Христос и грешница" Поленова,
а Репин годом позже завершил "Не ждали".
Это было время высшего расцвета передвижничества,
но одновременно и начало того перелома,
который Игорь Грабарь назвал "поворотом
от идейного реализма к реализму художественному".
О том, что такое "идейный реализм",
с тонким юмором писал Константин Коровин,
ближайший друг Серова, вспоминая годы
ученичества в Московском училище живописи:
"Ученики спорили, жанристы говорили:
"важно, что писать", а мы отвечали
– "нет, важно, как написать". Но большинство
было на стороне "что написать": нужны
картины "с оттенком гражданской скорби"...
Ученики Училища живописи были юноши без
радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали
их головы. Прекрасную жизнь в юности не
видели. Им хотелось все исправлять, направлять,
влиять... Я помню, что один товарищ по Школе,
художник Яковлев, был очень задумчив,
печален, вроде как болен меланхолией...
Мы допытывались, что с ним случилось.
"Сюжеты все вышли", - отвечал он нам
со вздохом отчаяния". Серов с самого
начала оказался на стороне "как написать".
"Правда ли, что вы не признаете картин
с содержанием?" - спросил его как-то
критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества.
"Не признаю, - ответил Серов, - я признаю
картины, художественно написанные".
На фоне картин с оттенком гражданской
скорби "Девочка с персиками" Серова
оказалась удивительным открытием - открытием
возможности радоваться безотносительно
прекрасному - свету, весне, юности - тому,
что восхитительно "само по себе",
вне каких-либо соображений морали или
"гражданственности". Когда в 1889 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи "Девушку, освещенную солнцем" Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный "шестидесятник" и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышание ругался: "Это не живопись, это какой-то сифилис!". В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи (Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин). "Они были художники, - писал Коровин, - и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похожее на них. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости". Серов, ученик Репина, "пасынок передвижничества", по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался "чужим", ни на кого не похожим художником. Одновременно с Серовым создавал свои первые шедевры Врубель - в 1886 году, годом раньше "Девочки с персиками", написана его "Девочка на фоне персидского ковра". Эти два девичьих портрета, созданные практически одновременно, образуют удивительную контрастную пару: сумрачный траурный, ночной колорит, восточная пышность, преизбыточная роскошь и статика у Врубеля; пленэрная живопись, светлые серебристые тона, ясность мотива, оживление и радость в самом движении кисти, как и в характере модели, - у Серова. Интересно, что при этом обе работы имели своим первоисточником живопись старых мастеров, в первую очередь художников венецианского Возрождения. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении "мастерами XVI века Ренессанса": "Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть - беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Как заклинание двукратно повторено "хочу, хочу отрадного", потому что в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у беззаботных старых мастеров. Для русских художников первой половины XIX века Италия была землей обетованной и шедевры европейского искусства - лучшей школой. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт - все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали "подражательным и раболепным". Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже, с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности обучения у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. И, стало быть, намерение Серова писать "только отрадное" означало не что иное, как соединение "порванной связи времен", возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка - качества, совершенства, красоты, гармонии - соображениями, почти забытыми искусством середины века. |
Творчество В.А.Серова
было чрезвычайно богато и разнообразно.
Великий портретист, он был не менее
замечательным мастером художественного
истолкования природы, был художником
бытового и анималистического жанра
и, наконец, историческим живописцем. И
во всех этих областях его достижения
были очень значительны, и влияние их
было велико. Различные проявления искусства
Серова были тесно связаны между собою
в процессе развития его творчества, выражая
его общую мировоззренческую эволюцию.
Так было в его живописи со связями и отношениями
художественного, отображения и истолкования
природы, с раскрытием человеческих личностей
и характеров в портретах, с трактовкой
деревенских жанров, с историческими сюжетами.
Естественно, что эти связи и отношения
не были постоянными, а, наоборот, различными
на разных этапах творческой эволюции
художника. Иногда это было единство и
общность подхода, иногда привлечение
природы к трактовке портрета или жанра,
иногда, напротив, воздействие решаемых
в них общих задач на трактовку природы
и на место е них пейзажных моментов. Об
этом не стоит говорить кратко вначале,
а лучше показать достаточно развернуто
в последующем изложении, привлекая для
этого, помимо тех собственно пейзажей,
которые составляют предмет изложения
и анализа, также и некоторые другие произведения
Серова.
Мне кажется, что, уделяя необходимое специальное
внимание рассмотрению становления и
эволюции собственно пейзажа в творчестве
Серова, надо иметь в виду и более общие
и широкие задачи. Речь, в конце концов,
должна идти о восприятии и трактовке
Серовым природы как о выражении его общего
мировоззрения и миропонимания.
В раннем творчестве В.А.Серова пейзаж
занимает место, равное портрету. Их отличает
единство отношения художника к природе
и к человеку, общность решаемых в пейзаже
и в портрете живописных задач. Молодой
Серов в портрете берет свои модели как
натуру, подобно тому, как пишет он пейзажи,
заботясь, прежде всего о правдивом изображении
видимого, непосредственном пластическом
его воплощении. Подобные задачи ставили
перед собою тогда многие молодые художники.
В раннем творчестве Серова эти живописно-пластические
задачи выступали с особой силой и ясностью.
Вместе с тем пейзажи молодого Серова,
как и его портреты, показывают, что в них
решались не только формально-живописные
моменты. Восприятие и передача человека
и природы в этих произведениях проникнуты
живым и поэтическим переживанием.
Можно не касаться здесь ранних ученических
пейзажей, таких, как «Пейзаж с мостиком»,
написанный в Абрамцеве в 1879 году, или
этюдов, сделанных во время поездки с Репиным
на Украину в 1880 году, как «Ненасытецкий
порог», которые исполнены совсем еще
в манере учителя.
Первым значительным пейзажем, в котором
уже проглядывает оригинальное «серовское»
лицо, начинают выступать черты нового
реализма, является акварель 1885 года «Амстердам»
(Художественный музей Республики Беларусь,
Минск). Серов в это время вышел из Академии,
решив, что он взял все, что мог ему дать
Чистяков. Он совершает свою поездку за
границу уже самостоятельно, впервые как
взрослый человек. Теперь он посещает
музеи в Мюнхене и в Голландии вместе со
своим первым учителем Кёппеном как равноправный.
Он смотрит города и картины уже глазами
художника. Голландия, ее музеи очень нравились
молодому Серову, особенно увлекся он
голландскими пейзажистами. Это личное
художественное отношение к увиденному,
лирическая теплота восприятия сказываются
в акварели «Амстердам».
Это первое проявление драгоценного качества
серовского искусства - показывать красоту
и эмоциональную выразительность самого
простого, обычного, будничного. Свежестью
юношеского восприятия, его непосредственностью
привлекает нас этот вид города в ненастную
погоду, такой обычный и вместе с тем так
по-новому увиденный и данный именно как
художественный образ. Простой этюд с
натуры внутренне весьма содержателен.
Серов писал Амстердам, очевидно, из окна
отеля, почему город с его каналом и домами
изображен с высокой точки зрения. Ее необычность
заостряет восприятие, и Серов использует
ее для того, чтобы передать как бы сразу,
неожиданно и без «выбора» кусок натуры.
Это была та «случайность» как «правда
видения», которую он утверждал вначале.
Динамичность диагональной композиции
и множества домов с острыми вертикальными
кровлями, как и свобода мазка, придают
этюду свежесть и трепетность. Серо-черно-красная
гамма красок, взятых в единстве общей
тональности, хорошо передает ненастный
день с его серым освещением. Это - уже
выражение в единстве освещения, в тональности
этюда определенного «состояния» пейзажа,
вызывающего и соответственное «настроение»
у зрителя.
Развитие тех же качеств непосредственного
восприятия действительности, умения
найти красоту и выразительность в простейшем
неказистом мотиве видим мы и в этюде «Волы»
(1885, Государственная Третьяковская галерея),
написанном Серовым по возвращении из-за
границы в том же году в имении художника
Н.Д.Кузнецова под Одессой. Это первый
опыт в том анималистическом жанре-пейзаже,
который потом разовьется в творчестве
Серова в 90-х годах. Этюд написан очень
свежо, в пленэре, без темных тонов. В нем
господствующей является гамма желтоватых
цветов различных оттенков, которыми передана
солома - на земле, телеге и, наконец, на
крыше сарая. Рефлексы этого цвета окрашивают
туловище белого вола, желтовато-коричневые
пятна видим мы и на туловище как будто
контрастирующего с ним черного вола.
Цвет белого домика со светло-зеленой
крышей увязан с цветом туловища белого
вола, с колесами и оглоблями телеги, в
то время как черно-коричневая масса другого
имеет свой отклик в черноте раскрытой
двери сарая и в курах под телегой. Таким
образом, все цвета этюда связаны и сгармонированы
и даны в единой тональности. Красная тряпка,
брошенная на телегу, звучностью своего
цвета оживляет эту гамму, которая без
нее казалась бы вялой. При внешней неподвижности
все изображение проникнуто легким внутренним
ритмом движения. И в этом этюде проявляется
характерное для новых исканий стремление
к передаче жизненного трепета, как бы
«дыхания» натуры. В этюде чувствуется
радость жизни молодого художника, которому
дорога простая повседневность и который
стремится, прежде всего, к ее правдивому
показу.
Серов был великолепным
рисовальщиком. Он первым из русских
художников возвел рисунок карандашом
из статуса "простого наброска" в
ранг самостоятельного произведения искусства.
Многочисленные портреты карандашом и
углем отмечены такой же живостью
в передаче характера модели и
совершенством в исполнении, как
и работы маслом. Серов является,
пожалуй, единственным русским портретистом,
в работах которого окончательно
стирается граница между
Само собой,
Валентин Серов, как и всякий настоящий
художник, прекрасно владел не только
масляной живописью, но и рисунком карандашом.
Казалось, его гений не знал трудностей
ни в одной из техник и ни в одном из жанров
изобразительного искусства. Все давалось
ему одинаково легко и просто, словно поэту
Пушкину. Он первым из русских художников
возвел рисунок карандашом из статуса
"простого наброска" в ранг самостоятельного
произведения искусства. Многочисленные
портреты карандашом и углем отмечены
такой же живостью в передаче характера
модели и совершенством в исполнении,
как и работы маслом. Серов является, пожалуй,
единственным русским портретистом, в
работах которого окончательно стирается
граница между станковым портретом, этюдом,
наброском или рисунком карандашом - остается
только портрет, только человек. На этой
и двух предыдущих страницах вы можете
увидеть некоторые из рисунков мастера,
как в жанре портрета, так и анималистки.
В 1907 году двое русских художников - Валентин
Серов и Лев Бакст отправились в Грецию,
чтобы непосредственно прикоснуться к
миру древней Эллады. У обоих от путешествия
осталось глубокое впечатление. Ближайшим
откликом на переживания этих недель оказались
картины, прямо выполненные на античные
темы. Большая композиция Бакста была
навеяна туманными сказаниями о гибели
легендарной Атлантиды. В зловещей мгле
рушатся колоннады зданий, бурные волны
заливают зигзаги молний. А на самом первом
плане в упор обращенная к зрителю высится
статуя архаической коры: недвижная и
бесстрастная, как некая таинственная
богиня, осеняет она зрелище катастрофы,
и ее улыбка кажется загадочной и отчужденной.
Недаром вещь эта названа «Terror atiti-quus»
- «Древний ужас».
Серова, как и Бакста, вдохновили не памятники
и ассоциации классической поры, но тот
же древний мир мифологических сказаний.
Но его ощущение зари эллинского мира
было совсем иным, нежели у его спутника.
Серова влекло высокое светлое небо в
перламутровой дымке полуденного марева,
обесцвеченный на солнце песок, море, то
рассыпающееся тысячью искрящихся бликов,
то глубокое, синее, медленно катящее тяжелые
валы. Он делал торопливые акварельные
наброски двумя-тремя мазками. В Музее
Акрополя и он пленился архаическими карами,
но их улыбки казались ему скорее первым
проблеском пробуждающейся внутренней
жизни. И не случайно, наверное, эти скульптуры,
столь удивительным образом сочетающие
в себе топорную порой окостенелость с
хрупким изяществом, навеяли Серову нежные
девические образы фракийской царевны
Навзикаи, приютившей обессилевшего в
скитаниях Одиссея, и будущей возлюбленной
Зевса - Европы.
Контраст вещей Серова и Бакста разителен.
Бросается в глаза решительная противоположность
светлого, можно бы сказать - весеннего
мироощущения серовских композиций и
мрачного, чуть ли не апокалипсического
настроения картины Бакста. Невольно приходит
на ум аналогия с модной в то время антиномией
«дионисийского» и «аполлоновского» -
эхтонического и солнечного начал в древней
цивилизации. Не будем сейчас спорить
о том, была ли на самом деле эта антиномия
ил это только новейшая ипостась старинной
антитезы разума и страстей, хорошо ведомой
еще классицизму XVII века. Нам сейчас важно
лишь то, что названная антиномия Дионисия
и Аполлона применительно к произведениям
Бакста и Серова (а она встречается в литературе)
поверхностна и, думается, не раскрывает
существа дела.
Более важным представляется подчеркнуть
перенесение внимания в обоих случаях
с классики на архаику. В трактовке мифологических
сюжетов у Серова нет, разумеется, ничего
формально нового. Но если раньше мифологические
образы и сюжеты трактовались в формах
зрелого, классического искусства (сошлемся
хотя бы на «Похищение Европы» Пуссена,
аранжированное по описанию Филострата),
то теперь миф воспринимается сквозь «магический
кристалл» начальных стадий античного
искусства. Серов в юные годы сам отдал
дань традиционной трактовке мифологии
в своем «Триумфе Гелиоса»; теперь он идет
к мифологическому образу через архаику.
И это - многозначительно. Античность по
уже давно и прочно сложившейся традиции
воспринималась художниками как нечто
завершенное, гармонически целостное,
свободно уравновешенное. Принимали ли
такую концепцию древнего мира или с ней
боролись во имя непосредственного обращения
к окружающему, к обыкновенному, благоговели
перед ней, как Пуссен или Энгр, или трунили
над ней, как Рембрандт в «Ганимеде» или
Домье в «Древней истории», но сама она
со времен Ренессанса и до конца XIX века
оставалась непоколебленной.
В эпоху модерна, которой принадлежат
и произведения Серова и Бакста, античные
и в частности мифологические мотивы были
очень широко распространены. С легкой
руки Беклина и Ганса Тома создавалось
множество вещей, в которых изображалась
«неофициальная» античность, что-то вроде
приватной жизни разного рода полубогов
и демонов. Но изображались ли они с полной
серьезностью или с шутливой иронией,
репертуар форм, даже когда речь шла о
декоративной стилизации, как в венском
«Сецессионе», черпался в классике, нередко
в эллинизме. Но архаика, насколько мне
известно, до Серова не становилась предметом
сосредоточенного и, можно сказать, программного
интереса. В чем же смысл этого, кажущегося
пока эпизодическим, факта?
Нельзя не обратить внимания на то, что
путешествие Серова в Грецию падает на
те же годы, когда во Франции совершались
бурные события в художественной жизни
Парижа. Только что началось шумное выступление
овистов. В тот же год, когда русские художники
в Афинах пленялись улыбками акропольских
кор., Пикассо создавал «Авиньонских девиц»
и начинал серию своих «негритянских»
полотен, несколько лет спустя внушивших
мистический ужас Сергею Булгакову. Вскоре
Воррингер опубликовал свою книгу «Абстракция
и чувствование». Все это были симптомы
антиклассического движения во имя утверждения
«дикости», «первобытности», смутной стихии
варварства. Серов, воспитанный в традициях
русской школы, был, конечно, далек от этих
крайностей.