Традиции вышивального искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 08:37, реферат

Краткое описание

Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.

Оглавление

Введение
1 Исследовательская часть
1.1 Историография
1.2 Традиции вышивального искусства
1.3 Характеристика творяечкого источника
2 Технологическая часть
2.1 Обоснование выбора материала
2.2 Технологическая последовательность изготовления изделия
2.3 Технологическая последовательность изготовления декора
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

архитектоника объемных форм ефремова.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Этническая сумка – это стильный, модный аксессуар, без которого костюм в стиле фолк будет выглядеть незавершенным, а образ – размытым и неубедительным.

Кроме того, такая одежда еще и полезна для здоровья, поскольку, как правило, изготавливается из природных материалов без примеси синтетики. К тому же, при наличии некоторых навыков рукоделия одежду в этническом стиле нетрудно изготовить самому. Так же как и связать или осуществив пошив сумок, которые грамотно дополнят этнический костюм. Сложность пошива этнических моделей одежды и аксессуаров заключается не в технологии изготовления самого изделия, а в грамотном его украшении, правильном выборе цветовых решений, рисунка и техники его нанесения. Такое, лично изготовленное изделие, уже будет относиться к категории «hand made» - ручная работа, эксклюзив. Кстати, изделия такого класса, весьма, ценятся во всем цивилизованном мире.

Собственно, ничто не мешает сделать сумку более современной, винтажной, применив нетрадиционные материалы в изготовлении и поэкспериментировав с формами. А чтобы подчеркнуть ее этническую принадлежность и стиль фолк – украсить орнаментом, присущим той или иной традиции, выбрав для него соответствующие цветовые решения.

Узоры, которыми украшают свою одежду коренные жители стран Латинской Америки, отличаются четкостью, обилием простых геометрических форм, симметрией элементов орнамента и яркостью цветовой гаммы. Восточноазиатским мотивам, наоборот, присуща ассиметрия, приглушенность красок. Индийские орнаменты красочны, по-восточному роскошны и изобилуют стилизованными изображениями представителей флоры и фауны. При этом в них часто четко определяется центральная часть узора. Африканский геометрический орнамент отличается определенной цветовой гаммой. Как правило, в нем используются все оттенки песка, терракотовый и черный.

Каждый этнический орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. Эти связи не могли не привести к взаимному влиянию в области культуры. Авторитет той или иной страны, увлечение экзотикой, притязательность новизны часто являлись причинами появления в традиционных орнаментах чужеземных элементов.

Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свой подход к построению орнамента – к мотивам, форме и расположению на украшаемой поверхности. По орнаменту можно точно определить, к какому времени и к какому народу относится то или иное произведение искусства. Недаром ведь считается, что и через орнамент возможна передача художественного стиля того или иного времени. Почерком эпохи назвала орнамент одна из его исследователей – Соколова Т.

В зависимости от того, из каких элементов состоит орнамент, его относят к тому или иному типу.

Растительный орнамент - самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в пропильной резьбе, в том числе и в выпиливании по дереву. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна  - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество.

Особым средством художественной выразительности является народный орнамент. Его функции также претерпели исторические изменения, оставив следы глубокой древности в мотивах, композициях, колорите, расположении на предметах. В одних художественных системах орнамент играет подчиненную роль, в других, особенно в текстильных видах искусства, художественный образ произведения в значительной мере определяется орнаментом.

Казалось бы, орнамент - более подвижная часть системы. Но и в вышивке, и в кружеве, где существуют разные типы орнаментов и орнаментальных композиций, в различных центрах сложились свои принципы построения орнамента, его связей с плоскостью ткани, ее фактурой, излюбленный круг мотивов, их размеры, цвет. Даже в ткачестве, где геометрический характер орнамента предопределен техникой, в разных промыслах есть свои самобытные узоры, законы композиции, цвета, что в итоге лишает сходства даже ткани одинакового рисунка.

В центре народных росписей законы жизни орнамента еще более обусловлены манерой письма, характером мотивов, принципами композиции. Для той же хохломской росписи традиционен растительный орнамент с характерными вариантами "травки" или "кудрины". Но сколько разнообразных новых узоров вошло в хохломскую роспись за последние десятилетия (цветы, ягоды, изображения рыбок, птиц), обогатив ее и не нарушив ни системы росписи, ни природы этого искусства! И наряду с этим в творчестве С. П. Веселова, одного из самобытных мастеров ковернинской хохломы, традиционная "травка" претворена и в изображение петуха, и даже в экспериментальный портрет С. С. Юзикова - учителя мастера.

Почти каждая художественная система народных промыслов обладает своими законами цвета. В одних случаях они базируются на взаимодействии двух-трех цветовых сочетаний, в других - на сложном участии всей палитры. Как правило, законы цвета более устойчивы и определенны. Для той же хохломской росписи характерно сочетание черного и красного с золотом и возможность использования немногих красок только как дополнительных. В мастерской вышивке - чисто белое или традиционное сочетание красного с белым; в Гжели - синяя кобальтовая роспись на белом фоне фарфора.

Но как уже говорилось, изменения материалов нередко влекли за собой изменения традиционного колорита, иногда на пользу художественного опыта промысла, а иногда и в ущерб. Усиление декоративности росписи глиняной игрушки, обусловленное изменением ее содержания, в Филимонове выразилось в последние десятилетия в систему чередования малиновых, желтых и сине-зеленых полос на фоне естественного цвета обожженной глины.

 

 

2.Технологическая  часть.

 

2.1. Обоснование выбора  материалов.

 

  • История возделывания льна уходит своими корнями в эпоху неолита. Доподлинно известно, что выращивать лен и ткать льняную ткань люди научились еще в VIII-III веках до н.э. Существуют научные доказательства, что льняную ткань использовали в Египте, во времена фараонов. Свидетельства тому – образцы, найденные в египетских пирамидах, а также наскальные рисунки, фрески и греческие вазы, изображающие процессы сбора и обработки льна. Судя по рисункам видно, что лен дергали, выстилали, потом сушили и обминали, а после трепали, чесали и пряли вручную.

    Лен выращивали и культивировали в Колхиде, им платили дань туркам. Через Римские колонии лен попадал в европейские страны. Существует даже теория, что поход аргонавтов за «золотым руном» из Эллады в Колхиду на самом деле планировался для получения секрета производства тончайших льняных нитей.

    В Европе лен стали производить значительно позднее. В V – VI веках его начали возделывать в Германии и Англии, позднее в Голландии, Бельгии, Фландрии и Франции. На Русь лен завезли в VIII веке и начали его выращивать на равнинах вдоль Волги. Псков и Новгород считались монополистами по производству и продажам льняной ткани.

    При Петре I на Руси возникли первые крупные мануфактуры по производству льняного полотна, из которого делали по большей части паруса для кораблей. Из более тонких тканей шили одежду, предметы домашнего обихода: постельное белье, скатерти, занавеси и прочие.

    История развития возделывания льна показывает, что это растение уже более 10 тысяч лет дарит людям по истине бесценное полотно, обладающее множеством достоинств.

    В Древнем Египте, Шумере и Персии умели ценить свойства льна. Египетские ткачи владели техникой прядения, позволявшей изготовить столь прозрачную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, сам наряд легко проходил сквозь колечко. Восточные славяне относились ко льну с уважением и трепетом, материалу приписывали очистительные свойства. В силу высокой стоимости лён сегодня признается элитным материалом (не случайно его называют северным шелком), поэтому и основная целевая группа производителей и продавцов льняной продукции — средний класс.

    Многие до сих пор не знают, что такое лён, — сокрушается Белоусов. — Мешок, рукавицы» — первые ассоциации. А ведь изо льна можно делать уникальные, очень тонкие, ажурные вещи. Лён — экологически чистый материал.

    Высокая гигроскопичность «запрещает» такой одежде «липнуть» к телу. Отличная воздухопроницаемость позволяет коже «дышать» и  носить лен очень комфортно.

    Льняные ткани более прочны, чем хлопчатобумажные, они меньше загрязняются и лучше отстирываются, ткань с каждой стиркой становится только мягче и приятней телу. Пожалуй, единственный недостаток льняной одежды — ее капризность. Замачивать надолго майку изо льна нельзя: нить разбухнет и изделие деформируется.

    Лён — природный антисептик. Льняная ткань убивает микробы, а, значит, препятствует возникновению грибковых заболеваний, воспалений, инфицированию повреждений кожи. Это свойство льна люди оценили очень давно (они заметили, что раны под льняными бинтами заживали быстрее, чем под хлопчатобумажными). И, наконец, лён — великолепный теплоизолятор. Температура между телом и льняной тканью в жару остается на три-четыре градуса меньше атмосферной. А в холодную погоду лён, заботливо сохранит тепло вашего тела.

    В диком виде лен культурный нигде не встречается. Вероятно, он произошел от льна узколистного, который произрастает и поныне в странах, прилежащих к Средиземному морю.

    Культивируется в России на больших площадях для промышленных целей как волокнистое растение. 
    Все рукодельницы время от времени имели дело с мулине, многие даже используют их в работе практически повседневно. Разнообразие цветов и строгая их классификация позволяет мастерицам со всего мира делать вышивки точно по схеме, с полным соответствием цветов. Но какая, же их история, – когда они появились, кем созданы и как они прошли через всю мировую историю Эти нитки были известны еще в древнем мире, многие даже считают их одним из самых старых видов рукоделия 
    Использовались разноцветные нитки для украшения своей одежды. Впрочем, украшалась одежда и мужчин, которые занимали важные места в структуре общества, – вожди, жрецы. Со временем развивались и сами нити, и технологии их применения, то есть вышивания. Понемногу появилось то, что можно уже назвать похожим на современное мулине 
    Вскоре начали украшать не только одежду, а и предметы обихода – скатерти, занавески, полотенца, и все остальные изделия из ткани. Когда красочные нитки стали неотъемлемым элементов и частью культа, купцы специально начали планировать свои маршруты так, чтобы обязательно заглянуть на рынки, где продается хлопчатая нить.

    Что касалось тем вышивания, вначале они были абстрактными. Но все знаки и символы, использующиеся при этом, имели свои значения, и обычно передавали настроение и желания рукодельницы, которая и занимались вышивкой мулине .Использовались вышивки не только с целью украшения, а и чтобы отгонять злых духов, а также, например, нацеливать на идею, или подбадривать в нелегкие времена.

    Разнообразными стали и темы вышивания. Вместо символа теперь виделись отчетливые силуэты людей, животных, растений, рукодельницы вкладывали больше смысла, вышивание разноцветными нитками ставало искусством.

    ДУБЛЕРИН – прокладочная ткань с односторонним клеевым нанесением. Клей наноситься на основу в виде порошка точечным способом. Можно разделить на три больших группы по типам основы: 

    • тканевые (жёсткие, не тянуться)
    • трикотажные с ворсом (мягкие, немного растягиваются в одном направлении)
    • трикотажные эластичные (тонкие, лёгкие, хорошо тянуться).

    Дублерин предназначен для придания объёма изделиям и усиления ткани. Предотвращает растяжение ткани, уменьшает сминаемость, сохраняет размер и форму изделия при носке, стирке и сухой чистке.

    Дублерины на «тканевой» основе подходят для тяжёлых тканей и имеют жёсткий гриф соединения после дублирования. Применяются при пошиве обуви, изделий из кожи и кожзаменителя, головных уборов. 
     
    На трикотажной основе с ворсом - предназначены для фронтального дублирования пальто, мужских и женских костюмов, ворс препятствует выходу клея на ткань изделия. В сравнении с дублеринами на «тканевой» основе имеют более мягкий гриф соединения после дублирования.

    Эластичные дублерины используются при пошиве женского костюма, блузок и платьев из лёгких струящихся тканей, тканей с эффектом «стрейч» или тканей среднего веса. Имеют более мягкий гриф соединения, улучшают внешний вид и свойства ткани.

     

     

    2.2.Технологическая последовательность изготовления изделия.

     

    1.Разработка  изделия  – черновое эскизирование, чистовой  вариант рисунка, выполнение колористического  решения

    2.Выполнение чертежа деталей  сумки в натуральную величину

    3.Расположение  деталей  изделия на ткани 

    4.Прокладывание ниток  сметывания по намеченным линиям

    5.Дублирование места расположения  вышивки  и остальных деталей  сумки

    6.Выполнение вышивки

    Информация о работе Традиции вышивального искусства