Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 08:37, реферат
Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.
Введение
1 Исследовательская часть
1.1 Историография
1.2 Традиции вышивального искусства
1.3 Характеристика творяечкого источника
2 Технологическая часть
2.1 Обоснование выбора материала
2.2 Технологическая последовательность изготовления изделия
2.3 Технологическая последовательность изготовления декора
Вывод
Список литературы
Содержание
Введение
1 Исследовательская часть
1.1 Историография
1.2 Традиции вышивального искусства
1.3 Характеристика творяечкого источника
2 Технологическая часть
2.1 Обоснование выбора материала
2.2 Технологическая
2.3 Технологическая
Вывод
Список литературы
Введение.
Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.
Традиция - понятие многослойное. Традиции пронизывают все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении. Есть существенные различия в проявлении традиций в народном искусстве.
На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа.
Называя тот или иной промысел, мы говорим: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, то есть называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь. Эта взаимосвязь нередко недооценивается и даже игнорируется. Между тем взаимозависимость местности и искусства играла и продолжает играть решающую роль не только в момент возникновения промысла, когда началась художественная обработка природного местного материала - глины, кости, дерева, но и на протяжении всей истории промысла, когда местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения постоянно в той или иной форме и степени воздействовали на его жизнь, формирование стиля и традиций.
Бытует неверный термин "использование", "применение" традиций. Традиции в народном искусстве можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но "использовать" - значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору. Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.
1.Исследовательская часть
1.1 Историография
Мешочки – подобие современных сумок – были известны с давних времен. Мужчины носили такие сумки прикрепленными на поясе, женские сумки были на ремешках; в основном такие мешочки были предназначены для ношения денег. С развитие цивилизации в женских сумках стали появляться различные предметы туалета небольшого размера, а мужчинам сумки-мешки заменили появившиеся на одежде карманы. Женские сумочки в те времена были маленькими, шились из бархата, кружев, украшались вышивкой, бусами, бисером. Сегодня функционально сумки не отличается т своих предшественниц, изменились только размеры, формы и материалы изготовления.
Аналогами сумок и кошельков
люди пользовались с глубокой древности.
Поначалу эти предметы выполняли лишь
утилитарную функцию, но постепенно сумки
превратились в важный аксессуар.
Мода на них менялась так же, как мода на костюм,
прическу, а многие сумки прошлых веков
и по сей день кажутся нам произведениями
искусства.
В истории развития моды женские сумки играют далеко не последнюю
роль, являясь, как и обувь, непременным
атрибутом любого женского костюма. Современные
дорогие женские сумки от ведущих модельеров
порой даже не несут функциональную нагрузку,
а являются изящным и престижным дополнением
к туалету. Но и в древности внешний вид
мужских или женских сумок говорил о статусе
и финансовом положении владельца - поясные
сумки богатых горожан древнего Египта
и Греции могли быть украшены вышивкой
или драгоценными камнями, простолюдины,
же обходились простыми мешочками. В средние
века женские сумки
и женская обувь стали более изящными, возникли
определенные модные тенденции. Использование
бархата, атласа, кружев, мягкой кожи, бисера
и золотой вышивки сделали женские сумки
и обувь красивыми и дорогими, позволить
себе такую роскошь могли только богатые
люди. С течением времени мода менялась,
появлялись и женские сумки различных
форм - сумки на длинном ремне, сумки большого
размера, мягкие, на каркасе и так далее.
Прогресс в дизайне и технологии изготовления
мужских и женских сумок превратил невзрачные
кожаные или тряпичные мешочки для денег
в стильные и элегантные аксессуары. Когда
создается новая коллекция обуви для женщин, обязательно разрабатывается
и коллекция новых женских сумок к этой
обуви. Обычно женские сумки и обувь изготавливаются
из одинакового или схожего по цвету и
фактуре материала, стилевое решение сумок
и обуви также должно быть в одном ключе.
Сегодня в мире существует несколько музеев
сумок: голландский музей в городе Амстелвен,
он насчитывает более 2000 экспонатов разных
времен – от18 века до современности. В
японском музее сумок города Токио собрано
около 3000 экземпляров, дающих полное представление
об истории развития сумок; также коллекции
сумок представлены и в других крупных
музеях мира. Современные женские сумки
настолько разнообразны, что говорить
о какой-либо определенной модной тенденции
затруднительно, самое главное – это высокое
качество и индивидуальный стиль.
В Средние века основным «аксессуаром» был мешочек
для хранения монет. Выполненный из кожи
или ткани, он носился на поясе – как мужчинами,
так и женщинами. Со временем кошельки
стали больше: в них начали класть документы,
Библии, священные реликвии.
Одновременно с усложнением кроя костюма
для сумочек стали использовать более
дорогостоящие материалы: вельвет, замшу,
а также украшать их вышивкой, бисером,
оборками.
К XVII веку появилось деление сумок на мужские
и женские, они были разной формы и объема:
так, в мужские было удобно складывать
принадлежности для азартных игр или для
курения, а в женские – предмета туалета,
хозяйственные мелочи.
1.2. Традиции вышивального искусства.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.
Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
1.3 Характеристика творческого источника.
В современной моде этнический стиль невероятно популярен. Ни одна модная коллекция, ни один модный показ не может обойтись без этно вещей или аксессуаров. А какое место занимает этнический стиль в истории моды, с чего все начиналось, как дело обстоит сейчас?
Что же вообще представляет собой этнический стиль? История моды не знает более самобытного, красочного и странного стиля. Появился этот стиль благодаря субкультуре хиппи. Все их существование, мировоззрение, образ жизни становилось вразрез общепринятым правилам и нормам поведения. В шестидесятые годы прошлого века хиппи отвернулись от европейских ценностей, а обратились к древней истории Африки, Востока и Центральной Америки. В жизнь воплотились не только мировоззрение, поведение, но и традиционные этнические мотивы в одежде, обуви, аксессуарах. История моды получила новые яркие веяния, несвойственные традиционной европейской цивилизации.
Этнический стиль в истории моды – высокой моды от Ив Сен-Лорана сыграл переломную роль. Африканская коллекция отличалась яркостью цветов и необычной дешевизной материалов. Использовались лен, дерево, солома и стекло. Также африканской этнике традиционны украшения, которые отлично сочетаются с самыми разными предметами одежды и помогают создать нужное настроение. Это могут быть деревянные или металлические браслеты, массивные серьги и ожерелья из природных материалов, кулоны из клыков, перьев или когтей птиц и животных, разнообразные амулеты и переливающиеся разными цветами многослойные бусы. Индейское этническое наследие американского кантри составляют удобные кожаные мокасины, щедро декорированные бисером, яркие пояса с традиционным индейским орнаментом, сумки из замши, отделанные бахромой. Китайская коллекция изобиловала непривычными цветами: розовый и оранжевый, желтый и лиловый. Необычна показная театральная роскошь. Индейские коллекции принесли непривычную воздушность. Но, по словам самого Кутюрье самой красивой была русская коллекция. Русской революции в моде не произошло, но проснулся интерес европейцев ко всему русскому. Эта мода не теряет своей актуальности и ,по сей день.
На этнический стиль и историю моды в значительной степени повлиял японский модельер Кензо. Его этнический стиль отличался жизнерадостной пестротой. Интересно сочетание простого покроя кимоно и скандинавских, южноамериканских, восточных элементов. Японские ткани в цветочек соседствуют с шотландской клеткой, китайская жакетка с воротником стойкой дополняется белыми хлопковыми оборками в стиле кантри. Кензо активно использует испанские болеро, индейскую бахрому, русские косоворотки и меховые шапки, индийскую пижаму. Эксперименты модельера привели к сочетанию спортивного или классического стиля с элементами этно.
История моды не обойдется без упоминания Жан-Поля Готье. Этнический стиль сопровождает все его коллекции. Как только этно вошло в его творчество в 1976 году, так и не покидает его. Самый любимый прием Готье – использование элементов национальных костюмов различных народов в сочетании и смешении различных стилей. Вдохновение кутюрье черпает на улицах города. Например, увидев хасидских раввинов, Жан-Поль создал коллекцию «Рабби-шик». Основа – жилеты, длиннополые темные одежды,
рубашки навыпуск и шапочки «кипа». А вот культура Юго-Восточной Азии вдохновила на создание коллекции «Тату», которая стала модной определяющей для молодежной моды на целое десятилетие. «Фишки» коллекции – пирсинг, граффити, имитация татуировок. Этностиль присутствовали в коллекциях «Большое путешествие», «Монголы», «Африканская сага».