Тициан и его место в эпохе Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Тициан Вечелли родился в 1485г (ориентировочно, точной даты его рождения не существует), в небольшом городе Кадоре, расположенном у подножия Альп. Живописность мест, в которых прошло детства будущего гения, впоследствии отразилась на его творчестве. И если исходить из той данности что живописец стал одним из основоположников жанра пейзажа, то стоит отметить, что в самих пейзажах автора горы занимают большое место.

Файлы: 1 файл

readmsg.docx

— 31.05 Кб (Скачать)

                                 

 

 

 

 

 

 Реферат

 

Студентки 1 курса  XT-11 факультета Художественного Текстиля Санкт-Петербургской  государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица

Афанасьевой Александры Валентиновны

По предмету «История Искусства»

 

На тему: «Тициан и его место в эпохе Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012.

 

Тициан Вечелли родился в 1485г (ориентировочно, точной даты его рождения не существует), в небольшом городе Кадоре, расположенном у подножия Альп. Живописность мест, в которых прошло детства будущего гения, впоследствии отразилась на его творчестве. И если исходить из той данности что живописец стал одним из основоположников жанра пейзажа, то стоит отметить, что в самих пейзажах автора горы занимают большое место.

В возрасте 9 лет, Тициан покинул свою знатную семью и был отправлен к своему дяде в Венецию. Видя склонность к живописи у мальчика, дядя передал его в обучение к Себастьяно Зукатто (во многих переведенных биографиях как первый учитель Тициана упомянут Джованни Беллини, это двойная ошибка, к мастерской Беллини живописец присоединился позже, уже в сознательном возрасте, в 15 лет, а первым его учителем в этой мастерской был не Джованни, а его старший брат Джентиле)

Этому 6 летнему периоду от Зукатто до Беллини в биографии Тициана уделяется мало места, ввиду того, что до нашего времени не дошли ни работы Тициана того периода, ни какие либо значимые упоминания о самом Зукатто, которого при этом называют одним из самых востребованных мозаичников в Италии того времени.

Если о Зукатто не известно ничего, кроме того, что он был  первым учителем Тициана, то перейдя  в мастерскую Беллини, будущий великий художник попал в главную мастерскую Венеции эпохи Возрождения. Отец Джентиле и Джованни, Джакопо Беллини, умерший за 20 лет до рождения Тициана, был одним из главных итальянских начинателей ренессанса в живописи и учеником Джентиле де Фабриано, одного из последних известных живописцев эпохи готики, автора знаменитой росписи «Поклонения Волхвов». Сам Джакопо – был автором многочисленных работ, но не все из них дошли до нашего времени. К таким работам относится «Мадонна с младенцем», которая находится в академии Каррары (Италия)

Итак, от мастера мозаики  Тициан попал к двум братьям, общепризнанным художникам венецианской школы, отец которых  стоял у истоков эпохи ренессанса в живописи и сам был учеником одного из последних известных художников эпохи готики.

Джентиле Беллини ко времени ученичества Тициана был уже стар. Он вернулся из Константинополя, куда был отправлен венецианским правительством в качестве придворного художника султана Мехмета Второго. Период до султаната, в творчестве Белинни старшего отмечен церковной живописью («Мадонна с младенцем на престоле» 1475),  период во время его присутствия при дворе и после, в основном ознаменован рядом портретов, из которых до наших дней дошли портрет Мехмета Второго и «Дож Николо Марчело». Умер Джентиле в 1507 году.

Джованни Беллини, самый известный из всех Беллини, к моменту попадания в мастерскую Тициана достиг своего расцвета и был главным венецианским художником. Уже были написаны «Альтарь Пезарро», «Альтарь Святого Винсента», «Греческая Мадонна» и множество других работ.

Нельзя оценить насколько  велик вклад Зукатто в талант Тициана, но очевидно, что школа Беллини  стала для него не только успешным стартом, как лучшая мастерская Венеции  того периода и местом в котором  он познакомился с Джорджоне, а эта  встреча повлияла на всю жизнь  Тициана. Если судить по развитию работ  Джованни Беллини и сопоставить  его путь с последующим путем  самого Тициана, можно заметить, что  если ученик и обладал своей уникальной техникой, и если и превзошёл многократно  своего учителя в таланте, то одно он перенял именно от него – способность  к изменению собственного творчества.

Ранний Беллини («Пьета», «Алтарь Барбариго) и Беллини  поздний («Опьянение Ноя», «Пир Богов») – при том, что чувствуется  кисть одного и того же мастера  – это абсолютно разные периоды, хотя бы с точки зрения участия  фона в композиции. В позднем Беллини, фон перестал быть просто фоном, и  этот изменение в творчестве учителя  повлияло и на самого великого ученика.

Несомненно, как и тяга к изменениям и прогрессу, к экспериментам, вложенная в Тициана в мастерской Беллини, то, что именно там, он был  обучен живописи маслом по холсту.

Вскоре после смерти Джентиле, Тициан оставил мастерскую Беллини  и присоединился к Джорджоне, так же ушедшем от Джованни и Джентиле.

Здесь нужно отметить очередную  биографическую неточность. Во многих историографиях, Тициан и Джорджоне  в период начала их совместного творчества упоминаются как равные друзья-конкуренты. Джорджоне был старше Тициана как минимум на 7-9 лет. К 1507 году, а Тициан присоединился к нему годом позже, Джорджоне уже написал все свои основные шедевры. И «Юдифь» и «Мадонну Кастельфранко» и «Трёх Философов» и «Поклонение Волхвов».

Уход Тициана от Беллини  к Джордоне связывают не только со смертью Джентиле, но и с тем, что ученик не был в полной мере удовлетворен манерой письма учителей и стремился к большей мягкости и выпуклости форм, стараясь избегать резкости и сухости, коя присутствовала в классической венецианской школе того периода.

Первой известной работой  Тициана, стала работа, по технике  и манере подражающая Джорджоне. Это «Портрет Барбариго»

Вместе с тем, проявлялась  и самостоятельность стиля Тициана, причем в совместной с Джорджоне  росписи фасада Немецкого подворья. Спорно утверждать, что та часть, которую  в качестве ученика расписывал Тициан, понравилась венецианской публике больше, чем часть мастера Джорджоне, но талант Тициана был виден. Документальных подтверждений того, что «дружба» Тициана и его учителя закончилась, так как Джорджоне был оскорблен и поглощён завистью к успеху своего ученика, нет. Известно лишь то, что Немецкое подворье было единственной совместной работой двух художников, дошедшей до широкой публики.

По сути, находившийся в  ученичестве с 9 летнего возраста Тициан стал известен широкой публике  в тот момент, когда начался  его третий десяток.

Следующим значимым этапом в творчестве гения считается  картина изображающая Богоматерь по пути в Египет. В качестве помощников для написания этой картины, Тициан нанял двух немецких художников, кои  помогали ему в изображении ландшафта  и листвы. Уже тот факт, что  в самом начале своего творчества Тициан не только прибегает к услугам  иностранных помощников, вопреки  традиционным методам венецианской школы, но и уделяет особое внимание ландшафту и всему фону, показывает его как художника разностороннего, не боящегося экспериментов и  ищущего себя.

Потом был портрет «Джованни  Данна», роспись церкви Сан Марчилиано, фасад дворца Гримани, роспись церкви Сант-Антнио.

Несколько двусмысленно говорить о дружбе и вражде Тициана с  Джорджоне и бегстве Тициана  из школы Беллини, просто по тому, что  период ученичества Тицицана, на который  распространялось как формирование его собственной манеры, так и  практические вспомогательные работы для своих учителей закончился и  настал период самостоятельной живописи, период восхождения к славе.

Реальное документальное признание заслуг Тициана связано  с тем, что когда он закончил роспись  Большого Совета, начатую его учителем Джованни Беллини, он получил от сената Венеции должность сенсерия и  жалование в 300 золотых в год. Эта  должность на практике означала признание  его лучшим живописцем города и обязательство  для него по написанию портретов  новых городских дожей.

В 1514 году герцог Феррарский заказал роспись одной из зал  своего дворца. Часть заказа должен был выполнить опять таки, Беллини. Но так как Беллини скончался, герцог пригласил закончить полотна  Тициана.

Два полотна изображающих амуров окружающих пьедестал со статуей  Венеры, а так же с рекой из красного вина, на берегу которой пьяные музыканты и нагие женщины  кружатся в танце, так же как и  роспись дверцы шкафа, на которой  изображен Христос с иудеем, показывающим ему динарий кесаря, а затем  и портрет самого герцога, опершегося на пушку, портрет его жены, синьоры  Лауры – вот что в итоге  вышло из «дописания» полотна  Беллини. Так Тициан упрочил свою известность, ещё больше разбогател и приобрел серьезного покровителя.

Слава Тициана росла. Сенат  Венеции, герцог Феррарский, а затем  и Лудовико Ариосто, известнейший литератор  и автор «Неистова Роланда», портрет  которого Тициан написал в 1512 году, все они способствовали этому.

После росписи капеллы  членов дома Пезаро и Христа с кретом на плече в церки Сан Рокко  – он получил и признание церкви. Это признание на практике выразилось в том, что секретарь Папы Льва Десятого пригласил его в Рим. Однако, Тициан от поездки в Рим  уклонился. В результате, к 1520 году, скончались как папа Лев, так и  другой величайший художник эпохи Возрождения  – Рафаэль, с котором Тициан мог  быть знаком, но судьба развела двух гениев, живших в одну эпоху.

Достигнутый Тицианом успех, подкрепленный его дружбой с  творческой элитой Италии той эпохи, которая разносила славу его  гения далеко за пределы Италии –  никогда не покидал его.

Он присоединился ко двору  Папы Павла Третьего и написал  его портрет, затем последовали  портреты короля Карла Пятого и короля Филиппа Второго, Франциска Первого, портреты герцога Миланского, портрет  одного из влиятельнейших людей того времени Франческо Сфорца и многих других. Не только талант художника и его колоссальное трудолюбие вознесли Тициана на вершину успеха и признания, но и его личное обаяние, вежливость и дружелюбие. Многим из гениев, получивших признание после смерти, не обладали тем набором качеств, коим обладал Тициан, обласканный всеми королевскими дворами и знатными родами ещё при жизни.

Семь десятилетий Тициан активно писал. Ни одно из этих десятилетий  не было одинаковым в его творчестве. Выполняя заказы высокородной публики, Тициан оставался собой и менялся  от года к году. Огромное число полотен, оставленных гением, подтверждает это. «Коронование терновым венцом» так  же отличается от «Динария-кесаря», как  поздние мифологические композиции, к примеру «Благовещение» от «Юдифи с головой Олофрена».

Тициан возвышается над  всеми своими современниками, и над  Рафаэлем и над менее значимыми  авторами по разнохарактерности своих  образов. Никто в 16 веке не может  сравниться с ним по многообразию решений в мифологических сюжетов, в глубине и разносторонности портрета.

Если сравнивать позднего Тициана и его раннее творчество, то очевидно изменение в его технике. Ранние работы, в особенности работы юношества, благодаря которым он получил известность – выполнены  с множеством мельчайших деталей, и  детали эти хорошо видно вблизи, к примеру серебрянную вышивку  на камзоле Лудовико Ариосто («Портрет мужчины в Синем»), хранящуюся в  Национальной лондонской Галерее. Поздние  же работы Тициана, написаны в манере широких мазков, например, его автопортрет 1562 года, техника которого позволяет  получить наибольшее удовлетворение от работы, если смотреть на неё издали. Однако богатство цветов и их природная  естественность, присущая Тициану неизменны  во всём его творчестве, вне зависимости  от периода.

Творчество Тициана это  пик веницианского и итальянского колоризма. От сухой сублимации цвета, присущей его учителям, художникам начала эпохи возрождения, и ещё  более характерной для готики, Тициан ушел к естественному и  насыщенному колору, коего не было до него ни у одного художника венецианской школы. И не только за время эпохи  Ренессанса. А вообще когда либо. Это был путь, путь изысканий и  экспериментов, но не путь противоречий. Путь от техники Беллини, к технике  Джорджоне, а затем уже к своему собственной технике, коя изменялась в течении всего его долгого  творческого пути.

Путь возобладания яркости  цветов и их естества, можно проследить от классической для венецианской школы  «Любви Небесной», написанной в сдержанных золотистых тонах, подобно «Опьянению Ноя» его учителя, к «Вакханалии», а затем и к тонкой игре на нюансах цвета в мадридской «Данае».

Помимо естества и богатства  цвета, в творчестве Тициана можно  выделить колоссальную жизнеутверждающую  силу. На фоне духовного кризиса  Ренессанса, бесконечных войн, захвата  Рима, мрачных и полных скорби картин других авторов, в каждом полотне  Тициана, в особенности в мифологических сюжетах видна сила и жизнь  и красота.

На склоне лет, уже в  третьей четверти 16го века, Тициан не утратил этого качества. Красота  и доминирование женских образов  в мотивах нагого тела – пронизывает  всё его творчество. Венера у Тациана  – торжествующий символ женской  красоты «Венера с лютнистом». Не смотря на всю драматичность «Венеры  и Адониса», сформированную мизансценой из грозных псов и разлитого кувшина с вином, проступает жизнеутверждающая сила женского начала.

Не столь важно, красота  ли это зрелого величия в «Венере  перед зеркалом» или красота  юности и изящества Дианы, к примеру, в «Диане и Калисто». Всё равно, во всех циклах автора есть некая общность женской красоты во всей её жизненной  полноте. Общность, подтверждающая универсальность  богатства языка автора, вне зависимости  от периодов его творчества.

Информация о работе Тициан и его место в эпохе Возрождения