Связь языка и культуры в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:51, реферат

Краткое описание

В. Гумбольдт занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям. Многие из них с чувством гордости и благоговения числят себя его учениками и последователями - А. Потт, Г. Штейнталь, Г. Курциус, К. Фосслер, А. А. Потебня и даже такой независимый ученый, как И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Оглавление

Введение……………………………………………………...…………………………..3
Философские основы лингвистической концепции…………………………………...4
Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка………………….6
Проблема соотношения языка и мышления…………………………………………..10
Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков…………………………………………………………………………………...11
Антиномии языка……………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………...16
Библиография…………………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат про Гумбольдта!.docx

— 56.93 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки

Российской  Федерации

федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский Государственный Университет» 

филологический  факультет. 

Кафедра теории языка и речевой коммуникации 

Реферат

по курсу  «История лингвистических учений» 

Связь языка  и культуры в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта. 

Реферат выполнен студентом II  курса:

Дубовцевым  Алексеем Николаевичем. 
 
 
 

Ижевск 2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………...…………………………..3
  2. Философские основы лингвистической концепции…………………………………...4
  3. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка………………….6
  4. Проблема соотношения языка и мышления…………………………………………..10
  5. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков…………………………………………………………………………………...11
  6. Антиномии языка……………………………………………………………………….13
  7. Заключение……………………………………………………………………………...16
  8. Библиография…………………………………………………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

В. Гумбольдт  занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию  природы языка и подняв ряд  фундаментальных проблем, которые  и в настоящее время находятся  в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых  удалось достичь другим исследователям. Многие из них с чувством гордости и благоговения числят себя его учениками  и последователями - А. Потт, Г. Штейнталь, Г. Курциус, К. Фосслер, А. А. Потебня  и даже такой независимый ученый, как И. А. Бодуэн де Куртенэ. Но нередко  и тогда, когда не упоминается  имя этого удивительного ученого, лингвисты, как это показывает пример Л. В. Щербы, идут по следам, проложенным  В. Гумбольдтом.

Однако, пожалуй, никто другой не порождал своим  учением столько недоразумений, противоречивых толкований, да и простого непонимания, как В. Гумбольдт, вокруг имени которого образовалась чрезвычайно своеобразная мифология. Чаще же всего к В. Гумбольдту обращаются ныне в связи с рассмотрением отдельных проблем, привлекающих внимание данного этапа науки о языке.

В самом  общем виде концепцию В. Гумбольдта можно охарактеризовать следующим  образом. Непосредственно данное неспособно представить существующие связи, и  поэтому на этой основе нельзя формулировать  законы. Чтобы сделать возможными научные заключения, необходимо допустить  существование не данных непосредственному  наблюдению вещей и процессов. Это  разграничение между двумя подходами  есть разграничение между наблюдением  и познанием, но не все ограничивается этими двумя величинами, существует и играет столь же важную роль и  третья величина. Познание возможно лишь тогда, когда познающий субъект (человек) наблюдает (а наблюдение никак не исключается) объект как нечто. И  это "нечто" обусловливается теорией. В понимании В. Гумбольдта теория должна базироваться на понятии творческой деятельности, свойственной человеку, воплощающейся в языке и реализующейся  силой мысли неоднородным образом  в общественных образованиях - народах - и присущих им свойствах, что ныне можно соотнести с национальным характером. Все прочие положения  учения В. Гумбольдта являются производными от этого основного тезиса.

Главным козырем при обличении В. Гумбольдта в беспросветном идеализме является его высказывание: «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его  язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное».

В. Томсен назвал В. Гумбольдта «одним из величайших людей Германии». Общепринято считать  такие величественные фигуры, как  Микеланджело, Леонардо да Винчи, Ньютон, Шекспир, Гёте, Эйнштейн, Толстой, принадлежащими не одному народу, а всему человечеству. Вильгельм фон Гумбольдт достоин  того, чтобы встать именно в этот, более высокий ряд. 
 
 
 
 
 

     2. Философские основы  лингвистической  концепции.

     Лингвистические взгляды В. Гумбольдта тесно связаны  с его историко-философской концепцией и отражают положения классической немецкой философии. Философские основы лингвистической системы Гумбольдта хорошо вскрыл выдающийся русский философ-материалист  Н.Г. Чернышевский: «Должно однако же не забывать, что он [Гумбольдт] хотя много занимался философией и науками, наиболее близкими к ней, не имел сил выработать самостоятельный образ мыслей по тем очень широким вопросам, исследованием которых специально занимаются мыслители, называемые философами; он подчинялся влиянию господствовавшего тогда в Германии метафизического направления философии. Он только разделял увлечение тогдашнего образованного немецкого общества фантастическими мудрствованиями Канта, Фихте, Шеллинга».

     Основными положениями немецкой философии, которые  оказали влияние на формирование лингвистических взглядов Гумбольдта были, прежде всего, философские построения знаменитого немецкого философа, видного естествоиспытателя И.Канта. Философские взгляды Канта изложены в трактатах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». По мнению Канта, существует не зависящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей; Кант называет их «вещами в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» действуют на органы чувств и вызывают ощущения. Отсюда следует, что первичным являются вещи материального мира. Однако, переходя к исследованию вопроса о формах и границах познания, Кант утверждает непознаваемость «вещей в себе».

     О непознаваемости тех или иных явлений языка очень часто говорит Гумбольдт, например: «...нам не дано познать форму языка в ее цельности». Подчеркивая неразрывную связь и даже тождественность языка и «народного духа», Гумбольдт утверждает, что эта связь «недоступна для нашего разумения», что она «остается для нас необъяснимой тайной».

     Кант  считает, что знание представляет собой  соединение (синтез) ощущений с понятиями, причем высшее условие такого синтеза  заключается не в материальном единстве самого предмета, а в априорном  единстве самосознания, т.е. предшествующем возможности всякого соединения чувственных созерцаний. Единство является формальным, так как оно не зависит  от конкретного содержания самих  чувственных созерцаний. Гумбольдт  также пытается выяснить, каким образом  с помощью априорных форм разума образуется язык и достигается единство отдельных языков: «...порождение языка есть синтетический процесс в самом точном понимании этих слов, так как синтез создает нечто, чего не было ни в одной из связанных частей».

     Из  исследований Канта, посвященных критике «идей» разума, большое влияние на дальнейшее развитие философии оказало учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума. По мнению Канта, всякая попытка разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречащим друг другу ответам на этот вопрос, а именно: можно доказать, что мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, но и можно также доказать, что мир начал существовать в какой-то момент времени и что он пространственно ограничен. Эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив. Этот вывод о необходимом существовании диалектических противоречий составляет заслугу Канта.

     Всем  своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой». Давая различные, зачастую противоречивые определения языка, он пытается установить диалектическую природу языка, выявить те противоречия (антиномии), которые выражают его сущность.

     Кант  специально не занимался вопросами языкознания, но в работе «Антропология с прагматической точки зрения» отметил противоречивый характер языка, который проявляется в том, что «те, кто может и говорить, и слышать, не всегда поэтому понимают себя или других; именно отсутствием способности обозначения или ее ошибочным применением... объясняется то, что люди, говорящие на одном и том же языке, бесконечно далеки друг от друга по понятиям». Это положение Канта легло в основу гумбольдтовской антиномии понимания и непонимания.

     На  признание Гумбольдтом диалектического  характера языковых процессов большое  влияние оказала и философия  И. Фихте, который в рамках субъективного  идеализма развивает диалектическое восприятие процесса деятельности.

     Основным  в лингвистической концепции  Гумбольдта является учение о тождестве «духа народа» и его языка (язык народа «есть его дух, и его дух есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное»). В этом положении сказывается влияние идей Ф.Шеллинга и Г.Гегеля. Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм основывались на тождестве духа и природы. В работе «Изложение моей системы философии» идею тождества Шеллинг признает основной проблемой всей философии. Кроме понятия абсолютного разума, утверждает он, нет ничего. В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны. Разум перестает быть чем-то субъективным или объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного. Именно так подходит к пониманию языка и Гумбольдт: «Выступая по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. Субъективный характер всего человечества становится для него чем-то объективным. Ибо объективное остается тем, что, собственно, и должно быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект».

     Следует отметить, что учение Гумбольдта о «духе народа» является преломлением учения Гегеля об абсолютной идее, изложенного в его «Феноменологии духа». Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, является, по мнению Гегеля, тождеством бытия и мышления. Мышление — это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, названного Гегелем абсолютной идеей. Высшую ступень развития абсолютной идеи составляет абсолютный дух — человечество, человеческая история. Эту идеалистическую концепцию абсолютного духа как мистического, вне человека существующего мышления — абсолютной идеи — Гумбольдт переносит на язык: «Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом»; "Язык представляет собой одну из тех причин, которые стимулируют общечеловеческую духовную силу к постоянной деятельности»; «Язык и духовные силы функционируют совместно и в равной степени составляют нераздельную деятельность разума». Понятие «духа народа» является самым неопределенным, самым расплывчатым во всей лингвистической системе Гумбольдта.

     В исследовании диалектического характера  исторического процесса Гегель отводит  языку важное место. Считая язык созданием  теоретического ума, поскольку он есть его внешнее выражение, Гегель выделяет два этапа в развитии языка: «...языки, на которых говорили народы в их неразвитом состоянии, достигали весьма высокой степени развития... Далее, является фактом, что с прогрессом цивилизации в обществе и в государстве... язык становится... более бедным и менее расчлененным». Гегелевская теория двух периодов в жизни языка также оказала большое влияние на Гумбольдта.

     При построении своей концепции языка  Гумбольдт не только воспринял основные теоретические положения немецких философов, но и унаследовал достижения языковедов предшествующего периода. 

     3. Определение сущности  языка. Учение  о внутренней форме  языка.

     Пытаясь объяснить сущность языка, В.Гумбольдт  дает несколько определений языка. Он полагает, что языкознание не решит ни одного вопроса, если оно не поднимется до понимания языка как деятельности духа. Поэтому Гумбольдт постоянно апеллирует к «духу народа», под которым он понимает комплекс интеллектуальных ценностей и всю совокупность культуры народа, его духовное своеобразие. «Язык, — говорит он, — представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить артикулированный звук в выражение мысли». Понять сущность языка можно только в том случае, если рассматривать язык в тесной связи с формированием «духа народа», поскольку «язык в своих взаимозависимых связях есть создание национального языкового сознания». «Дух народа» и язык его настолько взаимосвязаны, что если существует одно, другое можно вывести из него. Эта связь нашла свое выражение в знаменитой формуле Гумбольдта: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное».

     Гумбольдт относит язык к числу тех явлений, которые отражают характер народа. Вместе с тем духовные особенности  народов определяют национальное своеобразие  языков. Идеалистический подход Гумбольдта заключается в том, что национальные особенности языка он рассматривает  не как результат исторического  процесса формирования данного языка  в тесной связи с общими условиями  существования и развития говорящего на этом языке народа, а как проявление некоего духовного начала, недоступной  нашему пониманию абсолютной идеи. Признав «дух народа» в качестве причины языкового разнообразия, Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа. Психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература, т.е. все, что входит в понятие «дух народа», определяет мировоззрение этого народа, которое находит отражение в языке. Язык является своеобразным «промежуточным миром», находящимся между народом и окружающим его объективным миром («каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг»).

Информация о работе Связь языка и культуры в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта