Стиль модерн в архитектуре западноевропейских стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

В конце XIX века в истории архитектуры произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появился новый стиль - модерн.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
1 Значения термина «модерн»..…………………………………………………..3
2. Идеология модерна …………………………………………………………….5
3. История развития стиля………………………………………………………..8
4. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист……………..11
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………………14
Приложения……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

история искусств Готово!.docx

— 643.62 Кб (Скачать)

Стиль развивался, и с  течением времени выделилось несколько  направлений:

1. Неоромантизм, где используются  элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример  — Католический собор французского  посольства в Санкт-Петербурге (Л.  Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.

 

2. Неоклассицизм, пример  — Театр на Елисейских полях  в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

3. Рационализм, направление  с преобладанием более простых  форм. Следует заметить, что в  России термин рационализм (архитектура)  обычно применяют не к модерну,  а к более позднему авангарду.

4. Иррационализм, пример  — магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).

5. Так называемый кирпичный  стиль, когда архитекторы отказались  от штукатурки, и все декоративные  детали здания делались из  кирпича (его основоположник в  России — В. А. Шрётер).

6. В отдельных крупных  городах и регионах модерн  имел свои отличительные черты.  Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое там «национальный романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн, или финский, и дома в этом стиле можно увидеть в небольшом городке Выборге.[4]

Необходимо заметить, что  в то время как одни архитекторы  и историки архитектуры считают  перечисленные выше направления  разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить  не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные  залы, магистрали. Поэтому возникает  потребность в использовании  новых материалов. Такие материалы  появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.[1]

Период архитектуры конца XIX — начала XX века оценивался по разному. Некоторые вообще вычеркивают его из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в ней подготовительный период в развитии дальнейшей архитектуры. Однако стиль модерн свое место в мире занял.

Идея применения стального  каркаса как несущей конструкции  впервые появилась в Чикаго (Чикагская  школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.

В архитектуре модерна  есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.[1]

 

4. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист

Архитектор Антонио Гауди родился 25 июня 1852 году в г.Реусе, недaлекo от Барселоны.

В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом и открывает свою архитектурную мастерскую.[4]

В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди «конструктором ХХ в.“. а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. “ Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям“, — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом.

“ Снимать дом — все  равно что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома. Всю свою жизнь он провел в Каталонии, лишь один раз оставив ее в 1887 году на короткое время.

Его, казавшиеся окружающим безумными проекты финансировал богатый промышленник-хлопкопроизводитель Дон Эусебио Гуэль.

Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире.

Самым главным своим детищем  Гауди считал храм. Саграда Фамилиа, Искупительный храм Святого семейства, начал строиться еще в 1882 году как обычный собор[Прил.3][4].

Но тут появился Гауди, взял на себя руководство работами и начал возводить нечто невиданное и неслыханное со 170-метровыми башнями, фантастическими формами, спиральными лестницами, вырастающими из стен скульптурами, с мозаиками — уже не из обломков плитки, а из венецианского стекла. Во Врата Надежды вмурована каменная глыба со священной для каталонцев горы Монтсеррат. Когда была закончена крипта, Гауди заторопился. Он почти переселился из парка Гуэль в Саграду, жил в крохотной каморке при стройке, выглядел как оборванец, ел только тогда, когда кто-то из учеников совал хлеб прямо в руки. Гауди был одержим, он хотел поскорее закончить собор, потому что в его голове уже громоздились новые замыслы.

Ему было 74 года.

В это время Барселона  жила своей обычной жизнью. В сильно разросшемся за времена Расширения городе был пущен трамвай. Первый ярко-красный вагон поехал по рельсам 7 июня 1926 года. В тот же день под  него попал неизвестный нищий  старик. Его отвезли в новую  больницу Святого Креста — красивый комплекс, построенный в стиле  модерн вечным соперником Гауди архитектором Доменек-и-Монтанером неподалеку от строящегося храма Саграда Фамилиа. Старик умер, не приходя в себя, в больничном приюте для нищих. Как всех бродяг, его должны были через несколько дней похоронить в общей могиле. Никто не забеспокоился, когда Гауди не появился на стройке: последнее время он неважно себя чувствовал. Ничего не заподозрила и экономка: он нередко оставался ночевать в храме. Только через три дня его начали искать, но успели лишь спасти от общей могилы.[4]

Барселона оплакивала архитектора, вывесив траурные флаги. За гробом шел  весь город. Гауди похоронили в крипте недостроенного собора. Храм продолжают строить до сих пор, но Гауди не оставил чертежей, и его преемникам приходится очень трудно.

 

Заключение.

На рубеже ХІХ - ХХ веков в истории мировой культуры и искусства возникло новое направление, получившее название модерн. Его зарождение объясняется стремлением художников выйти за пределы замкнутого классического искусства и создать стиль, который бы окружал людей эстетически наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре был воспринят передовыми слоями культурного общества и в других странах, в том числе в Америке и России. [1]

Характерными чертами  нового стиля стало - гармоническое  соединение (как в природе) самых  разных вещей и в этом его прелесть и уникальность.

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов  в пользу более естественных, «природных»  линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также  стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось  не только внешнему виду зданий, но и  интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно  обрабатывались. [4]

"Стиль модерн" развивается  главным образом в архитектуре  городских особняков и дорогих  многоквартирных зданий, загородных  вилл и дач. Архитекторы модерна  при формировании планов и  композиции зданий смело шли  на применение асимметричных  решений в группировке объемов  и расположении оконных и дверных  проемов. Формы окон, дверей, лестниц  становятся разнообразными чуть  ли не до бесконечности. Декоративное  убранство фасадов, а особенно  интерьеров достигает невероятной  изощренности. Огромное значение  придается в нем выразительности  текучих ритмов, цвета и фактуры  узорной поливной керамической  облицовки, кованного чугунного  железа, оконных и дверных витражей. [4]

В нашей работе были рассмотрены  такие вопросы как:

- значение термина «модерн»;

-  идеология модерна;

- историю развития стиля;

- Антонио Гауди как гениальный архитектор, великий модернист.

Список использованной литературы

1. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры [Текст] /  И. А. Азизян. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 315с.

2.Блог семьи Эльгер [Электронный ресурс]   -  Модерн: вычурность простых форм . – Режим доступа: http://elger.ru/archives/564#more-564

3. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна[Текст] /  В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – М.: Стройиздат, 1992. – 311с.

4. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало ХХ века. [Текст] /  Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство - XXI век,2003. - 289с..

 

Приложение 1.

Дом Тасселя. Архитектор Виктор Орта.

 

Приложение 2.

Входные павильоны в метро. Эктор Гимар


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 3.

Саграда Фамилиа. Архитектор Антонио Гауди.


 


Информация о работе Стиль модерн в архитектуре западноевропейских стран