Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:10, статья
Работы Марии Тихоновой отличает особого рода двойственность: кажущееся противостояние материала и содержания. Но из этого противостояния рождается абсолютно реальная изысканная и органичная форма современного художественного дискурса, когда художник «мыслит» пространством как синтезом чувственного и сверхчувственного начал.
Свое художественное пространство Мария Тихонова наполняет предметами из современных материалов: металл, дерево, стекло. Металлическим объектам-картинам на стене могут корреспондировать металлические же мотивы веток, «растущих» из непрозрачно стеклянных труб разных размеров. Эти будто «деревья» скомпонованы между собой и вписаны в общее пространство. Но между «картинами» и «деревьями» прочитывается и глубинная нематериального содержания связь, отсылающая архаике, в которой бытие определялось тем, что внеположно человеку – Небом. Потому инсталляция имеет ясно прочитываемую вертикаль: внизу на невысоком подиуме из-под рваного куска металла сиротливо «проглядывает» карта земли, над ней грациозно покачивается сверкающий стеклянными трубками дирижабль. Этому сверканию робко вторят световые точки двух напольных светильников. Внешнюю сторону пространства замыкают деревянная скульптура, металлический мотив травы, прорастающей из вертикальных непрозрачных стеклянных труб и картина на подрамнике. Несмотря на обилие предметов, пространство наполнено воздухом, светом и не слышимо звучащей музыкой линий.
Пространство
в границах contemporary
Работы Марии Тихоновой отличает особого рода двойственность: кажущееся противостояние материала и содержания. Но из этого противостояния рождается абсолютно реальная изысканная и органичная форма современного художественного дискурса, когда художник «мыслит» пространством как синтезом чувственного и сверхчувственного начал.
Свое художественное пространство Мария Тихонова наполняет предметами из современных материалов: металл, дерево, стекло. Металлическим объектам-картинам на стене могут корреспондировать металлические же мотивы веток, «растущих» из непрозрачно стеклянных труб разных размеров. Эти будто «деревья» скомпонованы между собой и вписаны в общее пространство. Но между «картинами» и «деревьями» прочитывается и глубинная нематериального содержания связь, отсылающая архаике, в которой бытие определялось тем, что внеположно человеку – Небом. Потому инсталляция имеет ясно прочитываемую вертикаль: внизу на невысоком подиуме из-под рваного куска металла сиротливо «проглядывает» карта земли, над ней грациозно покачивается сверкающий стеклянными трубками дирижабль. Этому сверканию робко вторят световые точки двух напольных светильников. Внешнюю сторону пространства замыкают деревянная скульптура, металлический мотив травы, прорастающей из вертикальных непрозрачных стеклянных труб и картина на подрамнике. Несмотря на обилие предметов, пространство наполнено воздухом, светом и не слышимо звучащей музыкой линий.
Вертикаль художественного пространства Марии Тихоновой протеична в формальном аспекте, потому может твориться из чего угодно, ибо на всем лежит отпечаток мира горнего. Вот сама художница как героиня картины взлетает на качелях, а перед картиной то же движение словно повторяет ее маленькая дочь, сидящая на плечах отца. Так рождается характерный для современного художественного сознания гено-текст, чье невербальное бытие полностью определяется пространством. В данном случае – пространством парадоксальным, где невербальное ориентировано на вербальный мотив святого семейства, которому performance оказывается вполне органичной пространственной формой. Как, впрочем, и сама Мария Тихонова вполне уверенно может поместить себя в сотворенном пространстве, становясь ему фенотипически созвучной.
Мотив осмысления человеческого бытия в художественном пространстве резко меняет его смысл и формы репрезентации. Тема бытия задается в верхней части инсталляции мощным аккордом труб (апокалиптическая реплика?). В средней части эта тема получает интимно-драматический характер: мы видим на картине одинокую женскую фигурку, которая повернута к нам спиной, но художник дает возможность увидеть то же, что и героиня, стоящая у вагонного окна: невзрачную, но такую до боли всем знакомую, типично русскую деревеньку. Цветовая гамма картины – черно-белая, что передает общий драматизм человеческого бытия. И, наконец, в своей нижней (земной) части инсталляция вдруг распадается на множество мелких предметов, собранных вместе как символ быта художника, из которого в общем-то все и рождается. Находящиеся в этом же пространстве деревянная скульптура и картина метафизического содержания суть свидетельства творческого процесса. Это сложно выстроенное пространство обладает множеством смысловых оттенков, свидетельствующих о синергийном характере творчества Марии Тихоновой. В ее художественном пространстве всему найдется место: и картине, отраженной метафизике которой нисколько не мешают расположенные на первом плане груши; и дивану, который становится явлением искусства благодаря металлическим артобъектам.
Художественное пространство Марии Тихоновой, изысканное и энигматичное, глубокое по мысли и формам ее представления, являет возможности contemporary art в утверждении вечных ценностей бытия.
Ирина Едошина,
доктор культурологии, профессор