Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение
Древняя Греция
Общая характеристика культуры и искусства древней Греции
Гомеровский период
Архаика Классика
Поздняя классика
Эллинизм Древний Рим
Искусство Древнего Рима
Искусство эпохи республики
Искусство ранней империи
Искусство поздней империи
Заключение
Список используемой литературы
В то время
город обычно располагался вокруг укрепленного
холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось
святилище с храмом, посвященным богу-покровителю
полиса. У подножия акрополя размещались
живые кварталы; их планировка складывалась
стихийно; ремесленники каждой профессии
селились отдельными слободами. Центром
нижнего города была торговая площадь
“агора”- место политических собраний
граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной
жизни складываются различные темы зданий
общественного назначения; среди них ведущее
место принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились другие типы
общественных зданий:
“булевтерий“- дом для собрания совета
общины;”пританей”- дoм со священным очагом
общины, предназначенный для официальных
приемов и торжественных трапез. Рано
появились “ста”- портики, открытые спереди,
а часто и с других сторон, служившие местом
oтдыха и прогулок.К числу общественных
зданий относились также “лесхи”(свoего
рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились
для “палестр” и “гимнасиев”- школ для
физического и общего воспитания молодежи.
Большинство общественных сооружений
свободно размещалось вокруг агоры.
Нaчало поисков более долговечных, чем
известных прежде, более внушительных
и соответствующих требованиям новой
эпохи архитектурных форм знаменует храм
Аполонна Терепиоса в Гермоне и храм Геры
в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют
о поисках, чем об успехах зодчества архаики.
Его крупнейшие достижения были связаны
с созданием и последовательным применением
ордерных принципов. Ордер представляет
особый тип архитектурной композиции,
характерными чертами которого является
трехчастность(стереобой, колонны и антаблемент),
четкое разделение частей на несомые и
несущие, нарастание сложности построения
снизу вверх. Ордер возник как важный элемент
архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного
опыта дорийских племен, заселявших греческую
метрополию. Он встречается уже в первых
сооружениях, построенных из камня, как
в метрополии(ст. храм Афины Пронайи и
ст. фолос в
Дельфах), так и в дорийских колониях(храм
Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах)
. На первых порах дорические постройки
имели много местных особенностей. Со
временем стерлись различия в плане. Исчезли
и резкие колебания в пропорциях колонн,
первоначально весьма значительных. Вышла
из употребления керамическая облицовка,
бессмысленная в каменных сооружениях,
но иногда применявшаяся по традиции(сокровищница
илоян в Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике
служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница
афинян в Дельфах, храм Аполонна в Коринфе,
“базилика”и храм.
Важным
элементом архаической
Легкий в пропорциях декоративно-изящный
ионический ордер сформировался в богатых
торговых городах островной и малоразийской
Греции, испытавших воздействие культуры
Востока. Конструктивным прототипом ионического
антаблемента была плоская, совмещенная
с потолком глинобитная кровля, уложенная
по сплошному накату из мелкого леса. В
этой конструкции и находит свой прообраз
высокая ионическая сила и зубчики, расположенные
поверх архитрава. Ионический ордер встречается
спервые в больших малоазийских диптерах
середины 6 в до н. э., возведенных из известняка
и мрамора. Среди них наиболее прославлен
храм Артемиды(архитекторы Херсифон и
Метаген) в
Эфесе.
В 6 в до н. э. греческие зодчие добились
крупных успехов и в создании архитектурных
ансамблей. Важнейшим типом ансамбля,
наряду с опорой и акрополем, было святилище.
В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся
в основных чертах в 6 в до н. э., важным
элементом архитектурного образа является
пейзажное окружение. Композиция святилища
была рассчитана на восприятие человека,
который в составе торжественной процесии
поднимался по зигзагам освещенной дороги,
обрамленной сокровищницами и вотивными
статуями; на одном из поворотов перед
его взором возникали неожиданно крупные
и потому особенно впечатляющие массы
главного храма, стоявшего на высокой
террасе.
Классика
Классика (6-4 вв до н. э.), или период расцвета
греческих городов-государств (5 и
большая часть 4 в. до н.э.). Это - период
первого расцвета античного рабовладельческого
общества на ранней стадии его развития.
Для этого времени характерен рост гражданского
самосознания, активное участие в общественной
жизни массы свободного населения. Классика
- это время высокого расцвета философии,
важных естественнонаучных открытий,
блестящего развития поэзии и в особенности
драмы, высочайшего подъема в архитектуре
и полной победы реализма в изобразительных
искусствах. В конце этого периода (4 в.
до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого
общества, развитие полиса приходит к
упадку, что во второй половине 4 в. вызывает
кризис искусства классики.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
Символ Эллады — греческая колонна, увенчанная геометрически стройным антаблементом, украшенным прекрасными изваяниями, славящими человеческую отвагу и красоту, тверже стояла тогда на земле, чем персидская, бесспорно величественная, но утверждавшая своей капителью силу Зверя, а не Человека.
Мраморные изваяния эгинских фронтонов были исполнены уже после марафонской победы. Но, как мы видели, еще не свобода, а лишь воля к свободе находит в них свое воплощение. В 472 г., через восемь лет после решительной победы при Каламине, Эсхил, старший из великих греческих трагиков, сам участник этого сражения, посвятил ему свою героическую трагедию «Персы». Примерно с этого же времени в греческом искусстве начинается период, который можно назвать раннеклассическим. Ведь почти вся греческая скульптура V в. погибла. Так что по позднейшим римским мраморным копиям с утраченных, главным образом бронзовых, оригиналов часто вынуждены мы судить о творчестве великих гениев, равных которым трудно найти во всей истории искусства.
Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». И это отнюдь не нарушает реализма. Ведь, как мы знаем, принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз.
Великий
скульптор Мирон, работавший в середине
V в. в Афинах, создал статую, оказавшую
огромное влияние на развитие изобразительного
искусства.
Это его бронзовый «Дискобол», известный
нам по нескольким мраморным римским копиям,
настолько поврежденным, что лишь их совокупность
позволила как-то воссоздать утраченный
образ. Искусство другого великого ваятеля
— Поликлета— устанавливает равновесие
человеческой фигуры в покое или медленном
шаге с упором на одну ногу и соответственно
приподнятой рукой. Образцом такой фигуры
служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец
(Мраморная римская копия с бронзового
оригинала. Неаполь, Национальный музей).
В этом образе — гармоническое сочетание
идеальной физической красоты и одухотворенности:
юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий
прекрасного и доблестного гражданина,
кажется нам углубленным в свои мысли
— и вся фигура его исполнена чисто эллинского
классического благородства. Это не только
статуя, а канон в точном смысле слова.
Поликлет задался целью точно определить
пропорции человеческой фигуры, согласные
с его представлением об идеальной красоте.
Высшая
слава Афин, лучезарное сияние этого
города в мировой культуре неразрывно
связаны с именем Перикла. Он заботился
об украшении Афин, покровительствовал
всем искусствам, привлекал в Афины лучших
художников, был другом и покровителем
Фидия, гений которого знаменует, вероятно,
самую высокую ступень во всем художественном
наследии античного мира.
Прежде всего Перикл решил восстановить
Афинский Акрополь, разрушенный персами,
вернее, на развалинах старого Акрополя,
еще архаичного, создать новый, выражающий
художественный идеал полностью раскрепощенного
эллинизма.
Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль
в древней Руси: городской твердыней, которая
заключала в своих стенах храмы и другие
общественные учреждения и служила убежищем
для окрестного населения во время войны.
Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь
с его храмами Парфеноном и
Эрехтейоном и зданиями Пропилеи, величайшими
памятниками греческого зодчества. Даже
в своем полуразрушенном виде они и по
сей день производят неизгладимое впечатление.
В 1687 г. во время войны между Венецией и
Турцией, владычествовавшей тогда над
Грецией, венецианское ядро, залетевшее
на Акрополь, взорвало пороховой погреб,
устроенный турками в. Парфеноне.
Взрыв произвел страшные разрушения.
Афинский
Акрополь — это памятник, провозглашающий
веру человека в возможность такой
все примиряющей гармонии не в
воображаемом, а вполне реальном мире,
веру в торжество красоты, в призвание
человека создавать ее и служить ей во
имя добра. И потому этот памятник вечно
юн, как мир, вечно волнует и притягивает
нас. В его немеркнущей красоте—и утешение
в сомнениях, и светлый призыв: свидетельство,
что красота зримо сияет над судьбами
человеческого рода.
Акрополь — это лучезарное воплощение
творческой человеческой воли и человеческого
разума, утверждающих стройный порядок
в хаосе природы. И потому образ Акрополя
царит в нашем воображении над всей природой,
как царит он, под небом Эллады, над бесформенной
глыбой скалы.
Богатство Афин и их главенствующее положение
предоставляли Периклу широкие возможности
в задуманном им строительстве. Для украшения
знаменитого города он черпал средства
по своему усмотрению и в храмовых сокровищницах,
и даже в общей казне государств морского
союза.
Горы белоснежного мрамора, добываемого
совсем близко, доставлялись в
Афины. Лучшие греческие зодчие, ваятели
и живописцы считали за честь работать
на славу общепризнанной столицы эллинского
искусства.
Мы знаем, что в строительстве Акрополя
участвовало несколько архитекторов.
Но, согласно Плутарху, всем распоряжался
Фидий. И мы чувствуем во всем комплексе
единство замысла и единое руководящее
начало, наложившее свою печать даже на
детали главнейших памятников.
Общий замысел этот характерен для всего
греческого мироощущения, для основных
принципов греческой эстетики. Афины,
названные по имени дочери
Зевса Афины, были главным центром культа
этой богини. В ее славу и был воздвигнут
Акрополь.
Вершина
античного зодчества, Парфенон уже
в древности был признан самым замечательным
памятником дорического стиля. Этот стиль
предельно усовершенствован в Парфеноне,
где нет больше и следа столь характерной
для многих ранних дорических храмов дорической
приземистости, массивности..
Ионический фриз Парфенона длиной в сто
пятьдесят девять метров, на котором в
низком рельефе было изображено более
трехсот пятидесяти человеческих фигур
и около двухсот пятидесяти животных (коней,
жертвенных быков и овец), может почитаться
одним из самых замечательных памятников
искусства, созданных в век, озаренный
гением Фидия.
Новые
достижения живописцев, конечно, не могли
найти полного отражения в вазописи, по
своему характеру прежде всего рисуночно-
декоративной. Выпуклая форма сосуда мало
подходит для передачи пространства и
глубины; к тому же подбор красок, способных
выдержать сильный обжиг, весьма ограничен.
В целом расцвет монументальной живописи
привел в самом конце V — начале IV в. до
н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное,
за непригодностью средств, стремление
приблизить вазопись к живописи, смещение
жанров нанесло ущерб графической четкости,
отличавшей шедевры греческой расписной
керамики. Роспись начинают заменять налепами,
ярко раскрашенными рельефными фигурами.
Некоторые вазы с налепами очень эффектны,
но, по существу, это уже не расписная керамика.
В длительной
Пелопоннесской войне (431—404 гг. до н. э.)
Спарта нанесла
Афинам сокрушительное поражение. Эта
война ослабила всю Грецию.
Восторжествовавшая Спарта не была в силах
ни объединить страну, ни оградить ее независимость
от посягательств мощных соседей.
Между тем внутреннее устройство всего
греческого мира требовало обновления:
узкие рамки полисов явно оказывались
недостаточными для развития рабовладельческого
способа производства.
В истории Эллады наступала новая пора...
В 1897 г. близ Аликанте среди других скульптурных
обломков был обнаружен бюст женщины,
названный по месту находки «Дамой из
Эльче» (известняк.
Мадрид, Археологический музей). Эта знаменитая
скульптура (возможно, фрагмент полихромной
статуи) считается произведением греко-финикийского
искусства и датируется второй половиной
V в. до н. э.
Греческие
вазы и металлические изделия
проникают и на север от
Средиземноморья, часто оказывая влияние
на искусство кельтских племен. В самой
Греции античные изделия из золота и серебра
часто расхищались или переплавлялись,
а на нашей земле сохранились в сравнительном
изобилии в скифских и греческих погребениях.
Переплетению античной культуры с «варварским
миром» мы обязаны замечательным памятникам
искусства.
Информация о работе Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима