Сравнение картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является сравнительный анализ двух картин и подтверждение их авторства Леонардо да Винчи.

Искусствоведы десятилетиями спорят об авторстве картины «Мадонна Бенуа» (1478 – 1480, 48х31,5, масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия), (приложение 1).

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………2
2.Глава I Композиция…………………………………………………….5
1.Символизм……………………………………………………6
2.Мадонна………………………………………………………7
3.Младенец……………………………………………………. 8
3.Глава II Техника………………………………………………………. 10
1.Цветовая гамма…………………………………………….. 10
2.Светотень………………………………………………….... 11
4.Заключение……………………………………………………………. 13
5.Приложения………………………………………………………….... 14
6.Список используемой литературы…………………………………... 17

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 964.39 Кб (Скачать)

Художник  отказался от сохранявшихся канонов  в изображении Богоматери. Её прическа и одежда - по флорентийской моде того времени, вместо традиционного  красного платья и синего плаща. Марии 16 лет, как в Писании. Она ещё девочка, и весело играет с ребёнком.

Уже ранние работы художника, к которым принадлежит  и картина «Мадонна с гвоздикой», основаны на этом представлении. Над сложным многообразием одеяния возвышается благородно поднятая голова. Никакое чувство не проникает наружу, нарушая совершенные черты лица, только небольшое подобие улыбки играет на губах. Слегка затуманен, будто нежным дымчатым покрывалом ее лик — доведенное Леонардо до совершенства в поздние годы творчества сфумато создаёт впечатление отдаления и отрешённости.

2.3   Младенец

В противоположность  спокойной мадонне, в картине «Мадонна с гвоздикой», младенец Иисус изображен в энергичном движении. Он буквально дрожит от возбуждения, пытаясь схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его мать. Правой ногой Иисус упирается в подушку, левая поднята от напряжения в воздух, в то время как он наклонясь всем телом вперед поднял неуклюжие детские ручонки, словно пытаясь поймать бабочку. Его взгляд полон такой печали, словно ему ведомо все, что ожидает его в будущем (приложение 4).

Пытливый, серьёзный взгляд младенца (приложение 3), пытающегося неловко схватить цветок из рук мадонны Бенуа, характеризует жажду познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Техника

«Мадонна  Бенуа» написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей  прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера. Это была новая для того времени живописная техника. Он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность. 
В XIX веке мадонна была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году»:

  Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст  академиком Коротковым в 1824 году... При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три  руки, чему снят литографический  рисунок, который  находится при  ней.  

Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств  Евграф Короткий.

В картине  «Мадонна с гвоздикой» художник пошел  по линии освобождения от кватрочентистской  скованности к усилению, активизации  внутренних переживаний своих героев.

Это была первая крупная работа Леонардо, и  он с увлечением принялся за нее, о  чем свидетельствует множество  композиционных эскизов. Картина, однако, не была завершена; она сохранилась  в виде подмалевка.

Писаный на доске образ дошёл до нас  в плохом состоянии, и сейчас нельзя увидеть деталей, которыми восхищались  современники.

3.1   Цветовая гамма

Голубовато-зелёная  гамма картины «Мадонна Бенуа» вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Однако в одежде мадонны с гвоздикой присутствуют красные цвета, так как красный, цвет жизненной энергии и земной любви.

Краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок.

3.2   Светотень

В обеих  картинах присутствует ощущение двух источников света, которые очень  важны для общей композиции каждой из картин.

Мадонну Бенуа Леонардо да Винчи помещает в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему, мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает  передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается  более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в  пролете окна прозрачное небо создает  впечатление беспредельной дали. 
Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.

На картине  «Мадонна с гвоздикой» свет, падающий на фигуры, имеет два источника—спереди и сзади. Леонардо хотя и стремится достичь эффекта объемности и в этих целях усиливает округлость контуров, но взаимодействие двух противоположных потоков света не позволяет светотени «растекаться» лишь в одном направлении, а приводит к ее рассеянию на формах, порождая эффект сфумато. Рука мадонны и младенец выдвинуты вперед, свет, падающий на грудь, переливается в складках плаща, наброшенного на плечи, трепетно отражаясь на лице. Широкие скулы в обрамлении вьющихся локонов задерживают свет, заставляя его играть яркими бликами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В истории  мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и  магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. Это картины Леонардо да Винчи. Он создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения.

Личность  Леонардо да Винчи выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.   

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и  теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения.

Приложение 1  

Приложение 2

 
 
 
 

Приложение 3

 
 

Приложение 4                                                                          Приложение 5

                 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Баткин Л. М. «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.» —М., 1989 г.
  2. Бенуа Александр «Жизнь художника. Воспоминания» —2 тома, Нью-Йорк, 1955 г.
  3. Зубов В. П. «Леонардо да Винчи.» —М.-Л., 196 2 г.
  4. Лазарев В.Н. «Леонардо да Винчи – художник.» — Москва, «Знание» 1952г.
  5. Махо О. Г.  «Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком».» — Москва, Государственный Эрмитаж, 2007 г.
  6. Михайлов  А. «Обретение «Мадонны Бенуа»» — статья, газета «Вольская жизнь», № 11 от 11марта 2008 г.
  7. Санти Б. «Леонардо да Винчи.» — М.,1977 г.
  8. Сеайль Г. «Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452-1519): Опыт психологической биографии» — Перевод с французского, Москва, «КомКнига», 2007 г.
  9. Филиппов М.М. «Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ»— Биографический очерк, 1892 г.
  10. Цёльнер Ф. «Леонардо да Винчи 1452—1519: Полное собрание живописи и графики» — Перевод с английского И. Д. Глыбиной, Арт-родник, 2006 г.
  11. Эфрос А.М. «Профили: Очерки о русских художниках» —«Азбука», 2007 г.

Информация о работе Сравнение картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой»